Практические задания и упражнения по фонетике и орфоэпии. Упражнения по фонетике

Русский алфавит

Русская Буква

Название Буквы по-русски

Произношение

Транслитерация 1

Гласная

"ee kratkoyeh" "short ee"

"tvyordiy znahk" "hard sign"

"myagkeey znahk" "soft sign"

В русском алфавите содержится 33 буквы: 21 согласная, 10 гласных, и две буквы не имеющие звука - твёрдый знак и мягкий знак.

Русский алфавит Буквы русского алфавита написанные от руки:

Русская клавиатура:

<< Англо-русский и русско-английский словарь

Русский алфавит и названия букв

[и краткое]

[твердый знак]

[мягкий знак]

Неизвестное об известном Для передачи звуков в русском письме используются особые знаки - буквы. Совокупность букв, расположенных в определенной последовательности, составляет алфавит .

По начертанию различают следующие виды знаков букв:

    большие (заглавные, прописные) и маленькие (строчные) Например: В и в , Ж и ж

    печатные и рукописные Например: Б и Б , б и б , А и А , а и а Буквы русского алфавита делятся на 3 группы:

    • 10 букв гласных: а, о, у, ы, э, я, е, ё, ю, и ;

      согласных букв - 21: б, в, г, д, й, ж, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ ;

      2 буквы, не обозначающие звуков: ь, ъ .

Всего букв в русском алфавите 33.

Немного о фонетике Фонетика - раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слог.

Образование звуков языка Звуки языка образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. К речевому аппарату относятся гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, язык, губы, зубы, нёбо.

В речевом аппарате выдыхаемый воздух проходит через гортань между напряженными голосовыми связками и через ротовую полость, которая при этом может менять свою форму. Так образуютсягласные звуки . Они состоят только из голоса. Выдыхаемый воздух может встретить преграду в ротовой полости в виде смычки или сближения органов речи и выйти либо через рот, либо через нос. Так образуются согласные звуки . Они состоят из шума, а некоторые - из голоса и шума.

Гласные звуки В русском языке основных, т.е. находящихся под ударением, гласных звуков 6: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].,br> Гласные звуки бывают ударными и безударными.

Согласные звуки Согласные звуки в русском языке делятся на твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Парные и непарные согласные по твердости / мягкости

Звонкие и глухие согласные бывают парными и непарными

Парные и непарные согласные по звонкости / глухости

Звонкий согласный на конце слова и перед глухим согласным заменяется парным ему глухим. Эта замена называется оглушением .

Глухой согласный перед звонким согласным (кроме л, р, м, н, й) заменяется парным ему звонким. Эта замена называется озвончением согласного .

Пожалуй, только после прочтения этого материла можно найти несомненное подтверждение фразы о богатстве и могуществе русского языка. Только такой язык с его неповторимой фонетикой может иметь такую богатую и могучую лексику.

Фонетика русского языка для иностранцев | Русский алфавит | Произношение звуков | Фонетические упражнения рки

Русский алфавит для иностранцев: часто не только начинающие изучать русский язык иностранцы, но и иностранцы продвинутого уровня не могут корректно произнести некоторые русские звуки. Мы поговорим о том, какие буквы русского алфавита вызывают сложности у иностранцев , дадим рекомендации для преподавателей, как обучать фонетике русского языка,какие фонетические упражнения для иностранцев нужно выполнять и какие сложности могут возникнуть при их выполнении, отдельно поговорим о том, , которые вызывают наибольшие сложности у иностранцев.

Русский язык как иностранный Как учить русскому произношению: буквы и звуки Уроки для преподавателей русского языка как иностранного (рки)

Для начинающих изучать русский язык иностранцев сложность при изучении русского алфавита и русской фонетики заключается в том, что почти все буквы русского алфавита могут обозначать несколько разных звуков, например: буква Е может обозначать звуки [Э], [ЙЭ], [И], а иногда даже буква Е может обозначать звук [Ы] (после согласных букв Ж, Ш, Ц без ударения: цена, жена).

Постановка произношения – это еще одна сложность для преподавателей русского языка как иностранного при обучении русскому языку как начинающих, так и продолжающих изучать русский язык иностранцев. Ниже приведем рекомендации, как поставить произношение русских звуков на уроках русского языка как иностранного.

Правила постановки русских звуков. Обучение фонетике русского языка

Фонетика русского языка для иностранцев: работу над постановкой любого звука русского языка надо начинать с постановки фонематического слуха , т.е. сначала нужно добиться, чтобы иностранец различал звуки на слух. Это важно, потому что для иностранцев многие русские звуки звучат одинаково. Например, если Ваш ученик говорит «деДушка» вместо «деВушка», а когда Вы его поправляете, он отвечает, что так и сказал, то это значит, что Ваш ученик не различает на слух звуки [Д] и [В], они для него звучат одинаково.

Для того чтобы иностранцы научились различать звуки на слух, мы рекомендуем делать следующие упражнения :

Упражнение «Игра с карточками» :

1. Возьмите два листа бумаги, напишите на них звуки, которые Вы будете отрабатывать. Например, на одном листе пишем Д, а на другом – В. Отдадим эти карточки иностранцу. Преподаватель произносит звуки [Д] и [В] в случайном порядке, а иностранец должен поднять соответствующую карточку. Разумеется, преподаватель должен говорить иностранцу, если он делает ошибку.

2. Затем преподаватель произносит слоги, например: ва – да, ду – ву, ава – ада и т.д., а иностранец должен поднять карточку «Д» или карточку «В».

Упражнение «Фонетический диктант» :

Преподаватель диктует ученику звуки, слоги, слова, а иностранец записывает то, что слышит.

Обратите внимание, что в упражнении «Игра с карточками» и «Фонетический диктант» при отработке согласных звуков не нужно диктовать слова, которые заканчиваются на звонкие парные согласные буквы (Б, В, Г, Д, Ж, З), т.к. при произношении на конце слова звонкие парные согласные оглушаются. Например, если Вы будете диктовать иностранцу «лук», «луг», то иностранец запишет «лук», «лук», потому что «луг» произносится как «лу[К]», при этом Ваш ученик-иностранец не сделает ошибку, т.к. это фонетический, а не орфографический диктант.

Когда иностранец начал различать русские звуки на слух, то преподаватель уже может поменяться с иностранцем местами, т.е. преподаватель показывает карточку, а иностранец произносит то, что написано. На этом этапе возникает другая проблема: иностранец слышит и понимает, как должен звучать русский звук, но не может его корректно произнести. Наибольшие сложности у иностранцев возникают при произношении следующих звуков: [Ы], [Й], [Р], [Ж], [Ц], [Ш], [Щ] . Ниже мы рассмотрим правила постановки этих звуков и дадим рекомендации, как объяснить русскую фонетику иностранцам, как проводить фонетические упражнения для иностранцев.

Cтраница 1


Фонетические упражнения к каждому уроку, озаглавленные Phonetic Drill, рассчитаны на умение учащегося самостоятельно прочитать слово, руководствуясь правилами чтения или транскрипцией. Поэтому они начитываются преподавателем на магнитную ленту следующим образом: пауза, в которую учащийся читает слово по учебнику, слово-образец для прослушивания, пауза для повторения и снова слово-образец, чтобы у учащегося осталось в памяти правильное звучание иностранного слова.  

Фонетические упражнения помогают учащимся сформировать правильные артикуляционные навыки для произнесения новых слов, научиться осуществлять их звуко-буквенный анализ, повторить правила чтения.  

Фонетические упражнения, приводимые в домашних заданиях, а также тексты и слова к текстам, следует записать на магнитную ленту, которая при выполнении домашних заданий прослушивается студентами в лингафонном кабинете.  

Выполнить фонетические упражнения к данному параграфу, руководствуясь правилами, изложенными в нем. Упражнения следует выполнять вслух, следя за работой органов речи и точно соблюдая правила ударения в слове и в предложении.  

Предположим, Вы выполняете фонетические упражнения и должны воспроизводить услышанное, формируя при этом самый фундаментальный механизм речевой деятельности. Для успешного возникновения слухового образа Ваше внимание должно быть сосредоточено на прозвучавшем отрезке и на воспроизведении его вслух без ошибок.  

Внимательно прочтите правила чтения и выполните фонетические упражнения. Затем так же внимательно прочтите грамматические пояснения, выполните тренировочные упражнения и проверьте правильность их выполнения по ключу.  

При работе над текстом придерживайтесь следующего порядка: сначала прочтите фонетические упражнения, предшествующие тексту урока, а затем сам текст урока.  

Приступать к работе с учебником следует после прохождения вводного или повторительного фонетического курса; специальные фонетические упражнения в данный учебник не включены.  

Фонетический справочник, содержащий краткие сведения по артикуляции наиболее трудных звуков, правила чтения гласных и согласных, основные сведения об интонации немецкого предложения и фонетические упражнения.  

Например, заучивание текста или диалога наизусть - это прекрасный способ развития Вашей памяти, которая с возрастом ухудшается и требует тренировки. Фонетические упражнения - это исправление Вашей дикции, выработка умения говорить с выражением, правильно расставляя логические ударения, это способ избавиться от монотонности речи.  

Произнесение звуков в соответствии с их обозначением является первой основной трудностью при изучении иностранного языка. Это тем более верно в отношении студента-заочника. Учащийся должен научиться пользоваться органами речи иначе, чем в родном языке и точно запомнить, какому начертанию соответствует тот или иной звук. Поэтому для того чтобы научиться читать на иностранном языке, запомните буквы и их различные сочетания и усвойте, как произносятся соответствующие им звуки. Произношение отдельных звуков и их сочетаний дается в учебнике соответствующими русскими буквами, с указанием разницы произношения в немецком и русском языках; в тех случаях, когда в русском алфавите нет соответствующей буквы для данного звука, для его передачи берется условный знак. Обозначение произношения иностранного (в данном случае немецкого) слова буквами из иностранного или родного (в данном случае русского) языка, а также условными знаками, дополняющими буквы иностранного или родного языка, называется транскрипцией. Вопросам произношения (фонетике) посвящены вводный фонетический курс и фонетические упражнения к первым пяти урокам учебника.  

Страницы:      1

Формирование устойчивых слухо-произносительных навыков- длительный процесс, поэтому работа над произношением должна иметь место не только на начальной, но и на всех последующих ступенях обучения.

Упражнения, направленные на формирование слухо- произносительных навыков, принято делить на две большие группы: а) упражнения в слушании и б) упражнения в воспроизведении. Эти две группы тесно связаны друг с другом, и они обе необходимы для развития как слуховых, так и произносительных навыков.^

а) Упражнения в слушании. Количество видов собственно фонетических упражнений в слушании сравнительно невелико (развитие слуховых навыков осуществляется при выполнении упражнений в аудировании), и все они направлены преимущественно на развитие фонетического слуха и установление дифференциальных признаков изучаемых или повторяемых (на средней и старшей ступенях) фонем и интонем.

Слушание должно быть активным, поэтому оно всегда должно сопровождаться заданием, концентрирующим произвольное внимание учащегося на определенной характеристике фонемы или интонемы.

Упражнения могут выполняться только на слух и с использованием графической опоры (печатного текста).

В качестве примера первых упражнений можно привести следующие задания:

Прослушайте ряд звуков/слов, поднимите руку, когда услышите звук [...]; прослушайте пары звуков и поднимите руку, когда оба звука пары одинаковы; прослушайте предложение и скажите, сколько раз в нем встретился звук [...]; прослушайте предложения, поднимите руку, когда услышите вопросительное (повествовательное, неоконченное и т. д.) предложение; прослушайте предложения и определите, сколько в каждом синтагм (тактов, ударений); и т. п. Упражнения, выполняемые с графической опорой, могут иметь следующий вид:

В ряду слов (словосочетаний, предложений) подчеркните то, которое произносит учитель/диктор, из каждого ряда произносится только одно слово/предложение; подчеркните в предложении/тексте слова, на которые падает ударение в речи учителя/диктора; обозначьте черточками иоузы в предложениях/тексте, которые вы слышите; подчеркните слова, на которых голос учителя /диктора повышается; и др.

Кок видно из приведенных примеров, многие упражнения могут выполняться с магнитофоном. Преимущество использования магнитофона заключается в том, что с его помощью можно регулировать темп работы; тем самым воспроизводятся естественные условия восприятия звучащей речи (по мнению большинства методистов все записи с самого начала должны даваться в нормальном темпе устной речи). Приучая учащихся к симультанному (целостному, одномоментному) узнаванию языковых единиц, магнитофон в то же время дает возможность повторить упражнение столько раз, сколько необходимо для его безошибочного выполнения.

Следует, однако, помнить, что каждый новый вид задания сначала выполняется на основе восприятия речи учителя, и лишь после того, как учащиеся успешно справятся с ним, можно переходить к аналогичным упражнениям с использованием фонограмм.

б) Упражнения в воспроизведении. Эффективность этой группы упражнений, направленных на формирование собственно произносительных навыков учащихся, значительно возрастает, если воспроизведению предшествует прослушивание образца, независимо от того, тренируется ли новый материал или повторяется ранее изученный.

Материалом этих упражнений служат отдельные звуки,

слоги, слова, словосочетания, предложения. Он может быть организован по принципу аналогии (все примеры содержат один и тот же признак), по принципу оппозиции (примеры подобраны так, что в них противопоставляется какой-либо признак), либо дан в произвольной последовательности. В первых двух случаях упражнения выполняют тренировочную функцию, в последнем - преимущественно контрольную (и в этом случае образец для предварительного прослушивания отсутствует). Примеры заданий, выполняемых на слух (без опоры на печатный текст):

Произнесите звуки (слоги/слова/сочетания/предложе- нйя), обращая внимание на...

(указывается признак) вслед за учителем/диктором51; припомните слова, содержащие звук "[...]; повторите предложение, добавляя к нему подсказанное учителем слово; и др.

Эти же упражнения могут выполняться и со зрительной опорой. Кроме того, можно назвать следующие:

Расставьте в предложениях ударения/паузы и прочтите их вслух; прочтите вслух предложения, меняя интонацию " (логические ударения); прочтите по подстановочной таблице несколько предложений, сохраняя в них единый ритмический и интонационный рисунок; и т. п.

Помимо специальных упражнений для постановки, поддержания и совершенствования произношения учащихся широко используются заучивание наизусть скороговорок, рифмовок, стихотворений, диалогов, отрывков из прозы и чтение вслух отрывков из текстов, изучаемых "по учебнику. Эти виды работы преследуют две цели: добиться, во-первых, максимальной правильности произношения и, во-вторых, - его беглости. Соответственно и различают две стадии работы. На первой текст разучивается под руководством учителя и в языковой лаборатории (с магнитофоном). В результате учащиеся получают оценку за правильность чтения. Только после этого наступает вторая стадия работы, направленная на ускорение чтения уже разученного диалога/стихотворения/отрыв ка*-"гпґ текста: от учащегося требуется не только правильное, но и беглое произношение. Учащемуся сообщается время52, которое должно занимать чтение вслух соответствующего текста, и он тренируется либо самостоятельно, либо в лингафонном кабинете (где он читает текст вслух за диктором в паузах, строго ограниченных по длительности). Учащийся получает:ia чтение положительную оценку, если он укладывается и заданное время, сохраняя при этом правильное произношение.

После этого соответствующий диалог/отрывок или стихотворение задаются для выучивания наизусть, если же материал предназначался только для чтения вслух, то работа считается законченной.

Чтение вслух и заучивание наизусть дадут ощутимые результаты только в том случае, если при этом каждый раз достигается максимально правильное произношение. Поэтому рекомендуется подбирать небольшие отрывки (да 10-12 строчек), работа с которыми должна обязательно проходить обе стадии.

Перечисленные выше и аналогичные им упражнения используются на всех ступенях обучения, хотя их назначение при этом несколько различно: на начальной ступени их целыо является формирование слухо-произносительных навыков учащихся, и потому их удельный вес среди других упражнений довольно значителен; на средней и старшей ступенях они направлены на поддержание и совершенствование указанных навыков, а также на предупреждение ошибок. Поэтому их следует выполнять при овладении новым языковым материалом, перед соответствующими упражнениями в устной речи и перед чтением текстов. С теми же целями в начале каждого урока рекомендуется проводить так называемые фонетические зарядки, в которые учитель включает наиболее трудный в фонетическом отношении материал из предстоящего урока: ту или иную ритмико- нптонационную модель, группу звуков и т. д. Зарядка может включать одно-два задания приведенных выше видов, которые выполняются учащимися и хором, и по очереди.

Контроль слухо-произносительных навыков осуществляется при выполнении учащимися речевых упражнений - в аудировании и при неподготовленном заранее говорении или чтении вслух, так как только в этом случае можно объективно судить о степени практического владения ими.

При оценке правильности речи учащегося следует различать фонетические и фонологические ошибки. Первые искажают качество звучания, но не нарушают смысла высказывания; вторые - искажают содержание высказывания и тем самым делают речь непонятной для собеседника. В соответствии с принятой апроксимацией наличие ошибок, первого вида допускается в речи учащегося и при оценке ответа во внимание не принимается, фонологические же ошибки расцениваются как нарушение правильности речи.

1.В каком слове происходит оглушение указанного согласного?

Ж: южный , книжка, пружина, жарко

В : повернуть, вдохнуть, проверка, впустить

Д: надпись, подушка, дверь, надрыв

Б : обрубить, короб, бородка, сбор

Г: гром, погода, сгинул, порог

З : скользко, сквозной, знойный, возьми

2. В каком слове происходит озвончение указанного согласного?

К : показ, вокзал, красный, росток

Т: молотьба, сотня, десять, переворот

С: месяц, сдача, песня, спуск

3. В каждом ряду найти слово, в котором согласная буква не совпадает со звуком.

а) здоровый , подушка, мягкий, стрельба

б) сегодня, вечерний , брусника, изба

в) конечный, конечно, эпиграф, флажок

4. В каждом ряду найти слово, в котором происходит выпадение согласного.

а) сумасшедший, баскетбол, чересчур, космонавт

б) сказка, общество, ненастный , солнечный

в) подосиновик, громоздкий, кондиционер, фестиваль

г) отовсюду, чувствовать, лекарство, конфликт

д) кленовый, солнце, пистолет, палатка

5. В каждом ряду найти слово, в котором есть звук Ш.

а) сражение, пейзаж, пружина, жаркий

б) перчатки, чемодан, чтобы, почта

в) яичница, ворчать, пустячок, врачебный

г) чемпион, получить, скачок, скворечник

6. В каждом ряду найти слово, в котором есть звук Щ.

а) пружина, пожарный, мужчина, курчавый

б) песчаный , сердечко, прочитать, перчатка

в) разведчик, извозчик, дерзкий, зрячий

7. В каждом ряду найти слово, в котором есть звук Ц.

а) льётся, воспитание, морской , гордость

б) полезный, недостаток, подставка, загадка

в) ненастье, советский, праздничный, персонал

8. В каждом ряду найти слово, в котором буква Р даёт мягкий звук.

а) крот, вперёд, картина, проверка

б) спорщик, февраль, правда, костёр

в) морковь, труба, пурга, порядок

9. В каждом ряду найти слово, в котором буква Н даёт мягкий звук.

а) чудесный, лентяй , вершина, кашне

б) банщик, полянка, крикнуть, полотно

в) ночка, сыночек, пончик, антенна

г) солнце, пружина, полезный , яблоня

10. В каждом ряду найти слово, в котором есть звук [ З ].

а) дерзкий, болезнь ,п оезд , зонтик

б) западня, резак, берёзка, просьба

в) вездеход, кукуруза, здоровый, скользкий

г) сжимать, сделать, здание, сгорел

11. В каждом ряду найти слово, в котором все согласные мягкие.

а) листок, тишь, пища, широта

б) мишень, победа, война, десять

в) жизнь, финиш, чайки, земля 12. В каждом ряду найти слово, в котором все согласные твёрдые.

а) пружина, щёчки, сквозной, лучше

б) часовой, задача, цифра, тесто

в) котёнок, живот, варежка, чересчур

Подготовка к заданию А4 . Практика (гла сные звуки)

Задание 1. В каждой группе найдите слово, в котором гласная буква не совпадает со звуком.

1. глубина, чары, тянуть, пастух

2. зерно, минута, диван, бинокль

3. гитара, книжка, сапог, ушиб

4. участник, бывшему, карандаш, чаща

5. урожай, закон, гараж, шарик

Задание 2. В каких словах буквы Е, Ё, Ю , Я дают два звука ?

1. плюс, каюта, любовь, клюквенный

2. шёлковый, плёнка, слёзы, вьётся

3. якорь, клякса, пляски, поляна

4. клетка, рубеж, речка, подъезд

5. офицер, поели, седой, желтеть

Подготовка к заданию А 4

(что влияет на количество букв и звуков в слове)

Случай 1. Звуков больше, чем букв.Это возможно тогда, когда в слове есть буквы Е, Ё, Ю , Я, которые могут давать 2 звука . Подробнее об этом читаем Например, в слове ЁЛКА 4 буквы, но 5 звуков, т.к. буква Ё даёт два звука, потому что стоит в начале слова.

Случай 2. Букв больше, чем звуков.

Это возможно, если:а) в слове есть непроизносимые согласные, которые выпадают, т.е. не дают никакого звука.Например: в слове ГРУС Т НЫЙ букв 8, а звуков 7, т.к. буква Т выпадает. б) в слове есть Ь или Ъ , которые не дают никакого звука. Например: в слове ЛЕН Ь 4 буквы и 3 звука. в) в слове есть удвоенные согласные , которые дают 1 звук. Например: в слове КЛА СС 5 букв и 4 звука. г) в слове есть сочетания из 2-х или 3-х букв, дающих один звук (напомню: сочетания СЧ, ЗЧ (ЗДЧ), ЖЧ дают звук [ Щ ]; а сочетания ТС и ДС дают звук [ Ц ]). Например: в слове ГРУ ЗЧ ИК 7 букв и 6 звуков; в слове ДЕ ТС ТВО 7 букв, 6 звуков.

Обратите внимание, что в русском языке есть слова, в которых количество букв и звуков уравнивается за счёт компенсации.

Например, в слове ЯКОРЬ 5 букв и звуков тоже 5, т.к. в нём имеет место и Случай 1 , и Случай 2 (пункт б). То есть буква Я даёт два звука, т.к. стоит в начале слова, но Ь не даёт звука. Происходит компенсация: количество букв и звуков выравнивается.

Тренировочные упражнения – задание А4

Укажите ошибочное суждение:

Вариант 1

1) В слове ОПАСНОЕ три слога.

2) В слове ПЛОЩАДКУ только согласный звук [ Щ ] является мягким.

3) В слове ЛЁГ происходит оглушение согласного.

4) В слове ОТЪЕЗД количество звуков и букв совпадает.

Вариант 2

1) В слове ЗДРАВСТВУЙ согласный звук [ В ] не произносится.

2) В слове ТЫСЯЧ согласный звук [ Ч ] является мягким.

3) В слове ЧТОБЫ первый согласный звук – [ Ш ].

4) В слове ПОЯВИЛСЯ количество звуков и букв совпадает.

Вариант3

1) В слове ВСКОРЕ все согласные звуки глухие.

2) В слове ШЕВЕЛЬНУЛА мягкость согласного [ Л

3) В конце слова ВЗГЛЯД происходит оглушение согласного.

4) В слове КАЁМКУ звуков больше, чем букв.

Вариант 4

1) В слове ВИДЕЛИ все согласные звуки мягкие.

2) В слове БАГУЛЬНИК мягкость согласного [ Л ] на письме обозначается буквой Ь.

3) В слове ИСЧЕЗ все согласные звуки глухие.

4) В слове ПОДЪЕЗД букв больше, чем звуков.

Вариант5

1) В слове ПОВЕРХНОСТНЫХ согласный Т не произносится.

2) В слове ПЫТАЛСЯ все согласные звуки глухие.

3) В слове МАЛЬЧИКА мягкость согласного [ Л ] на письме обозначается буквой Ь.

4) В слове КАРЬЕРЕ количество букв и звуков совпадает.

Вариант 6

1) В слове ИЗВЕСТНЫЙ согласный Т не произносится.

2) В слове ПОВТОРИЛ происходит оглушение согласного звука [ В ] перед глухим.

3) В слове УБЕДИТЕЛЬНО мягкость согласного [ Л ] на письме обозначается буквой Ь.

4) В слове УПРАЖНЕНИЯМИ количество букв и звуков совпадает.

Вариант 7

1) В слове ПОЗДНО звуков меньше, чем букв.

2) В конце слова СКЛАД происходит оглушение согласного.

3) В слове СЕРЕНЬКОЙ мягкость согласного [ Н ] на письме обозначается буквой Ь.

4) В слове ОБЪЯСНИЛ все согласные звуки звонкие.

Вариант8

1) В слове СВОЁ буква Ё обозначает два звука.

2) В слове ПОЖИЛОЙ все согласные звуки твёрдые.

3) В слове НЕСКОЛЬКО мягкость согласного [ Л ] на письме обозначается буквой Ь.

4) В конце слова ГЛАЗ произносится звук [ С ].

Вариант 9

1) В слове РАДОСТНО согласный Т не произносится.

2) В слове ВСКОЧИЛ первый звук [ Ф ].

3) В слове ПАЛЬЦЫ мягкость согласного [ Л ] на письме обозначается буквой Ь.

4) В слове ВЗЪЕРОШИЛ звуков больше, чем букв.

Вариант10

1) В слове ЗАМЕРЛИ все согласные звуки звонкие.

2) В слове ЯПОНСКОЙ количество букв и звуков совпадает.

3) В слове ВСЛУШИВАЛСЯ первый звук [ Ф ].

4) В слове ГОРЬКО мягкость согласного [ Р ] на письме обозначается буквой Ь.

Вариант11

1) В слове СЕРДЦА согласный Д не произносится.

2) В слове ВСПОМИНАЯ первый звук [ Ф ].

3) В слове СЧАСТЬЯ два слога.

4) В слове ВВЕЛА количество букв и звуков совпадает.

Вариант12

1) В слове ДОБЛЕСТНЫЙ согласный Т не произносится.

2) В конце слова ГЛАЗ происходит оглушение согласного звука [ З ].

3) В слове БУРЬЯНОМ 7 звуков.

4) В слове МЯЛО количество букв и звуков совпадает.

Вариант13

1) В слове НАРОДА все согласные звуки твёрдые.

2) В слове ДУМАЕМ букв больше, чем звуков.

3) В слове ОЩУЩЕНИЯ буква Я обозначает два звука.4) В слове ЯЗЫК буква Я обозначает два звука.

Вариант14

1) В слове МОЖНО буква Ж – твёрдый согласный звук.

2) В слове КОНЕЧНО на месте сочетания ЧН произносится [ ШН ].

3) В слове ГРАНДИОЗНЫЙ букв больше, чем звуков. 4) В слове КУЛЬТУРЫ мягкость согласного [ Л ] на письме обозначается буквой Ь.

Вариант15

1) В слове ВЫЦВЕТШАЯ буква Я обозначает два звука.

2) В слове НЕУДАЧ буква [ Ч ] является мягким согласным звуком. 3) В слове КУРЛЫКАНЬЕМ звуков меньше, чем букв. 4) В слове СДЕЛАЛА первый звук – [ З ] .

Вариант16

1) В слове МАШИНА буква Ш – это твёрдый согласный звук.

2) В слове “ЖИГУЛЯХ” звуков меньше, чем букв. 3) В слове МУЖЧИНЫ сочетание букв ЖЧ произносится как звук [ Щ ]. 4) В слове МОЩНЫЕ три звонких согласных звука.

Вариант17

1) В слове СПИДОМЕТР мягкость согласного [ М ] на письме обозначается буквой Е.

2) В слове ПРАЗДНИКАМ согласный звук [ Д ] является непроизносимым.3) В слове ПСИХОТЕРАПИЯ звуков меньше, чем букв. 4) В слове ОЖИВШИЕ три твёрдых согласных звука.

Вариант18

1) В слове ЖУРАВЛИНЫХ все согласные звуки мягкие.

2) В слове ИЗВЕСТНЫМИ согласный звук [ Т ] является непроизносимым.3) В слове ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ два глухих согласных звука.4) В слове ВОЗДЕЙСТВИЯ звуков больше, чем букв.

Вариант19

1) В слове СЛЕДОВАТЕЛЬНО звуков меньше, чем букв.

2) В слове ВИРТУОЗНО имеется только один глухой согласный звук. 3) В слове БЕЗВРЕМЕНЬЕ все согласные звуки звонкие.4) В слове ЗАКЛЮЧЕНИЕ количество букв и звуков совпадает.

Вариант20

1) В слове СЕРДЦЕМ согласный звук [ Д ] является непроизносимым.

2) В слове МОЩНАЯ два твёрдых согласных звука. 3) В слове СТРОИТЕЛЬСТВО звуков больше, чем букв.4) В слове ВЫДВИГАТЬСЯ букв больше, чем звуков.