Полезный софт для любителей астрономии. Бесплатные программы для Windows скачать бесплатно

Образ человека, уставившегося в маленький экранчик и не замечающего ничего, что происходит вокруг, является обычной иллюстрацией типичного пользователя смартфонов и планшетов. Однако на самом деле эти мобильные устройства могут не только отрывать человека из реальности, но и наоборот, открывать ее новые интересные грани. Сегодня мы хотим вас познакомить с серией приложений для Android, которые откроют вам глаза на звезды.

Planetarium

Это приложение дает вам основную информацию о главных астрономических объектах, таких как созвездия, планеты солнечной системы, их спутники и так далее. Можно узнать подробные данные об их свойствах, расположении, видимости в зависимости от позиции наблюдателя, даты, времени и часового пояса. Приложение имеет красивый дизайн и проработанный интерфейс.

Vortex Planetarium – Astronomy

Один из наиболее полных планетариев в магазине Google Play. Позволяет увидеть звездное небо, не покидая комфорта вашей гостиной. С помощью объектива камеры и специальной технологии дополненной реальности вы сможете наложить картинку ночного небосклона прямо на окружающую вас обстановку. Эта функция не доступна ни в одном другом подобном приложении.

Astronomy Picture of the Day

Простая программа, которая автоматически скачивает и устанавливает в качестве рисунка рабочего стола каждый день новые обои из каталога NASA’s Astronomy Picture of the Day. Вы также сможете прочитать интересные факты об отображаемых астрономических объектах и явлениях.

Stellarium Mobile Sky Map

Это еще один полнофункциональный планетарий для вашего телефона, который вы можете использовать для получения знаний о звездах. Направив камеру устройства на любой астрономический объект в небе, вы в течение нескольких секунд получите его полное название, картинку и расположение. В приложении содержатся данные о более чем 600 000 звездах, отображаемые в режиме реального времени карты неба и 3D-визуализации главных планет Солнечной системы и их спутников.

Star Chart

Это приложение включено в список самых популярных программ в категории «Образование» и установлено на мобильных устройствах более десяти миллионов человек. Star Chart представляет собой виртуальный планетарий прямо в вашем кармане. Оно использует технологии определения местоположения с помощью GPS, 3D-модель вселенной, которая вычисляет в реальном времени текущее местоположение каждой видимой с Земли звезды и планеты. Если вы хотите узнать имя и информацию о любом пятнышке в небе, то просто наведите камеру устройства на него.

Вид ночного неба меняется как в течение суток, так и в течение года. Вызвано это тем, что наша планета за сутки совершает оборот вокруг своей оси, а за год – оборот вокруг Солнца. Поэтому перед любителями астрономии возникает задача по определению видимости тех или иных созвездий. Долгое время среди любителей астрономии пользовалась популярностью планисфера – специальная подвижная карта звёздного неба. Вращая верхнюю часть карты, можно узнать, какие именно созвездия видны в тот или иной момент времени. Однако планисферу постепенно вытесняют разнообразные компьютерные программы-планетарии.

Stellarium

Stellarium – это самая популярная программа-планетарий. Она моделирует вид звёздного неба, обозначая на нём созвездия, планеты, галактики, туманности и другие объекты. В некотором роде Stellarium похож на компьютерную игру, в которой Вы можете осматриваться вокруг и наблюдать за расположением звёзд и планет. Давайте познакомимся с этой замечательной программой поближе.

При запуске программы устанавливаются текущие время и дата наблюдений, а небо вращается в режиме реального времени. Можно изменить направление взгляда, зажав левую кнопку мыши, выбор объекта осуществляется одиночным щелчком. Кнопкой "Пробел" можно поместить интересуемое небесное тело в центре поля зрения. Вращая колесо мыши, можно приблизить\отдалить его. При выборе объекта отображается информация о нем (название, звёздная величина, координаты, расстояние и многое другое). Интерфейс программы состоит из двух панелей – вертикальной панели настроек и горизонтальной панели отображения небесных объектов. При наведении на кнопку отображается её название.

После установки программы в первую очередь следует указать место наблюдения, зайдя в "Окно местоположения" (вертикальная панель, верхний значок). Можно ввести географические координаты или указать в строке поиска ближайший населённый пункт.

"Окно даты/времени" позволяет установить дату и время наблюдений с точностью до секунды."Окно даты/времени" позволяет установить дату и время наблюдений с точностью до секунды.

Кнопки управления временем также отображаются на нижней панели – можно ускорять, замедлять и останавливать ход времени.

В "Окне настроек неба и наблюдения" включается отображение различных объектов и подписей к ним, границ. Для правильного отображения деталей планет необходимо поставить галочку на пункте "Моделировать скорость света".

"Окно поиска" позволяет найти объект по названию. После выполнения поиска программа автоматически отобразит искомый объект в центре экрана."Окно поиска" позволяет найти объект по названию. После выполнения поиска программа автоматически отобразит искомый объект в центре экрана.

В окне настройки можно выбрать язык интерфейса, настроить отображение информации об объекте, просмотреть сценарии – мини-фильмы, демонстрирующие различные процессы и события в космосе. Вкладка "Плагины" – это различные полезные функции. К примеру, плагин "Окуляры" позволяет увидеть небо таким, каким оно видно через окуляр телескопа, а плагин "Угломер" – позволяет измерять угловое расстояние между различными объектами. Отдельно следует упомянуть о плагине "Спутники", отображающим на карте искусственные спутники Земли.

В окне справки Вы можете ознакомиться со всеми "горячими клавишами", а также переназначить их.

Теперь познакомимся с кнопками нижней панели. Они частично дублируют пункты из "Окна настроек и наблюдения", позволяя быстро включать и выключать отображение названий, изображения и линий созвездий, экваториальной и азимутальной сетки, горизонта, сторон света, атмосферы, а также объектов глубокого космоса и планет.

Далее следуют кнопки переключения между экваториальным и азимутальным отображением картинки, центрирования выбранного объекта. Ночной режим переводит изображение в чёрно-красный цвет, что позволяет сохранить темновую адаптацию глаз. Дополнительные кнопки переворота изображения можно включить в "Окне настройки" (вкладка "Сервис").

Некоторые плагины при активации могут отображаться на нижней панели. При нажатии соответствующей кнопки плагин активируется.

Как видите, программа довольно проста в освоении, интерфейс интуитивно понятен, а её функционал более чем достаточен даже для опытных наблюдателей. Кроме того, программа разработана практически для всех операционных систем – есть версии для Windows, Linux и Mac OS.

Существует также платная версия под платформу Android для мобильных устройств (смартфонов и планшетов).

Cartes du Ciel

Cartes du Ciel – ещё один популярный бесплатный планетарий. Интерфейс у него не такой красочный, как у Stellarium, однако функций гораздо больше. Cartes du Ciel позволяет скачивать свежие базы данных комет и астероидов, устанавливать дополнительные каталоги звёзд и туманностей. Карту можно поворачивать как мышью, так и кнопками клавиатуры. Работу с программой следует начинать с установки места наблюдения, зайдя в "Настройки>Обсерватория". Также присутствует "ночной режим". Программа полностью переведена на русский язык, что является большим плюсом.

Для тех, кому не хватает возможностей Stellarium, программа Cartes du Ciel станет отличным выбором.

Redshift

Redshift – это не просто виртуальный планетарий. Это ещё и подробнейшая интерактивная энциклопедия космоса, содержащая практически все знания по астрономии, накопленные человечеством. Вот так выглядит стартовый экран при запуске программы.

Планетарий содержит подробную карту звёздного неба, на которой отображаются звёзды, созвездия, планеты, галактики, туманности, скопления, кометы. Навигация по карте выполняется с помощью мыши. Приближение-удаление осуществляется колесом мыши, выбор объекта – левой кнопкой мыши. При первом запуске программа попросит указать Вас место наблюдения (по карте или по координатам). По умолчанию устанавливается текущее время, им можно управлять с панели "Навигация". Есть поддержка управления различных телескопов с Go-To монтировками.

В контекстном меню можно получить подробнейшую информацию о небесном теле.

В программе есть удобный планировщик наблюдений, благодаря которому можно узнать о ближайших астрономических событиях.

В "Рассказах о Вселенной" Вы познакомитесь с различными научно-познавательными статьями, которые озвучиваются приятным голосом.

Redshift – платная программа, однако цена у неё вполне доступная. Как видите, функционал у Redshift весьма разнообразный, поэтому если Вам недостаточно простого планетария типа Stellarium"а, то Redshift будет хорошим выбором. Существует также мобильная версия для iOS устройств.

Мобильные планетарии.

Многие современные мобильные устройства обладают большими экранами и производительными процессорами. Смартфон или планшет можно всегда взять с собой, что позволяет изучать созвездия в любом месте. К тому же, для загородных наблюдений небольшой планшет удобнее, чем громоздкий ноутбук. Во многих устройствах есть датчики положения в пространстве, благодаря чему звёздная карта на экране поворачивается в соответствии с ориентацией смартфона или планшета. Это делает поиск интересуемого объекта ещё проще и интереснее. Наиболее распространённые операционные системы мобильных устройств – Android и Apple iOS, поэтому мы рассмотрим самые популярные астрономические приложения для этих платформ.

Мобильные планетарии для Android-устройств.

Stellarium для Android.

Как уже было сказано, существует мобильная версия планетария Stellarium для Android. Часть функций урезана, нет плагинов, нет русского языка, однако для изучения созвездий и навигации по небу программа более чем подходит. Присутствует "ночной режим", а также поворот карты в зависимости от положения устройства в пространстве (правда, его точность зависит от точности датчиков положения).

Программа стала платной, однако цена на неё чисто символическая.

Google Sky Map

Google Sky Map – это одна из первых астрономических программ-планетариев на платформе Android. Увы, программа уже давно не обновляется, но, тем не менее, вполне пригодна для использования. Программа использует компас и акселерометр устройства – достаточно навести телефон или планшет на небо, и на экране отобразится карта интересуемой области. Есть функция поиска объекта – к примеру, Вы хотите найти на небе Марс, программа подсказывает, в какую сторону следует повернуться, чтобы увидеть его.

Star Chart

Star Chart – красочный планетарий для платформы Android. Программа бесплатна, однако различные дополнения (например, отображение метеоритных дождей и комет) надо покупать.На карте отображаются как звёзды, созвездия и планеты, так и искусственные спутники Земли. Присутствует "ночной режим", а также голосовое управление.

При выборе объекта программа показывает дополнительную информацию. Программа русифицирована и обладает интуитивно понятным интерфейсом. Star Chart также умеет ориентироваться по положению устройства в пространстве.

Skyeye

Skyeye – ещё один планетарий, быстрый и функциональный. На карте отображаются многие слабые объекты, в том числе и скопления галактик. Программа точно учитывает положение устройства в пространстве, в автоматическом режиме карта очень плавно двигается (по сравнению с Google Sky Map). Предусмотрен режим крепления к телескопу – после привязки планетария к яркому небесному объекту телефон можно использовать в качестве искателя. Разумеется, есть "Ночной режим", а также режим "Сумерки".

Astro Panel

Для любителей астрономии очень важно знать точный прогноз погоды, позволяющий спланировать астрономические наблюдения. Astro Panel – полезное приложение, которое сводит воедино метеопрогноз и дает оценку атмосферным условиям для наблюдений.


Оно показывающее не только прогноз погоды, но и показатель спокойствия атмосферы (seeing), фазы Луны, влажность, ветер, а также время видимости Международной Космической Станции (МКС).

Jupiter Widget

Для наблюдателей Юпитера очень полезным виджетом является Jupiter Widget. Программа показывает видимость Большого Красного Пятна, а также положения спутников относительно планеты. С ней Вы не пропустите ни одного транзита Большого Красного Пятна!

Луна 3D

Чтобы всегда знать, какая сейчас фаза у Луны, а также ближайшее новолуние или полнолуние, можно установить бесплатный виджет Луна 3D.

Мобильные планетарии для iOS-устройств.

Star Walk

Для мобильной платформы iOS также существуют различные планетарии. Один из самых известных – Star Walk. Достаточно поднять устройство к небу, и Вы увидите на экране расположение созвездий и планет.


Moon Globe
Moon Globe – отличный бесплатный глобус Луны для iPhone, iPod Touch и iPad. В программе предусмотрен поворот изображения и зеркальное отображение.

Starmap 3D

Starmap 3D – портативный звёздный атлас как для начинающих, так и опытных любителей астрономии. Starmap 3D можно использовать для поиска созвездий, звёздных скоплений, галактик, туманностей.

Как видите, выбор среди виртуальных планетариев достаточно большой. В первую очередь рекомендуем Вам установить на компьютер Stellarium, а на телефон или планшет – любой из мобильных планетариев. Они научат Вас ориентироваться среди созвездий и находить интересные небесные объекты, даже если у Вас нет телескопа.

Желаем Вам удачных наблюдений и успехов в изучении звёздного неба!

Программы для астрономов:

Stellarium 0.12.0 - виртуальный планетарий. Вашему вниманию новая версия программы Stellarium, но это только бета-версия, т. е. не окончательный продукт.

Совместимость:

Скачать с (DepositFiles):

Stellarium 0.11.4 - виртуальный планетарий.

Что можно увидеть? Более чем 120 000 звёзд; планеты всей солнечной системы и их главные луны; астеризмы и художественные изображения созвездий; полный ; реалистичный Млечный Путь; панорамные пейзажи, туман, атмосфера и реалистичные закаты, восходы солнца и затмения.

Возможности: управление телескопом; управление временем; возможность выбора проекций; экваториальная и азимутальная сетки; возможность выбора ландшафта или его отключения; визуализация эффектов атмосферной рефракции; визуализация вспышек ярких исторических сверхновых звёзд.

Совместимость: Windows XP, Vista, 7 (для 32 и 64 разрядных систем); Mac OS.

Скачать с (DepositFiles/Letibit):


Stellarium 0.11.4 win32 / Stellarium 0.11.4 win32

Stellarium 0.11.4 win64 / Stellarium 0.11.4 win64

Stellarium Mac OS X 10.6+ / Stellarium Mac OS X 10.6+

Celestia - свободная трёхмерная астрономическая программа. Отображает более 120 000 звёзд, ориентируясь по каталогу HIPPARCOS. Программа использует очень точную систему расчёта траекторий VSOP87, благодаря чему можно легко увидеть определённые солнечные и лунные затмения, и отображать орбиты планет (в том числе и экзопланет), их спутников, астероидов, комет и космических аппаратов.


Вы можете: менять количество видимых вами звёзд; летать по виртуальной Вселенной при помощи простых элементов управления (двигаться можно с различной скоростью, от 0,001 м/с до нескольких миллионов световых лет/с); возможно моделировать любое время в прошлом, настоящем и будущем на многие миллионы лет в разные стороны; также можно обратить время вспять или вовсе остановить. Есть возможность разделить экран на множество частей (больше десяти) для наблюдения за несколькими объектами сразу. При помощи Celestia можно делать скриншоты и записывать видеоролики, от низкокачественных до формата HD (1920x1080).

Совместимость: Windows XP, Vista, 7; Mac OS.

Скачать с (DepositFiles/Letibit):

Celestia 1.6.1 win 32 / Celestia 1.6.1 win 32

Solar Model 1.2 - позволит вам путешествовать меж планет, контролировать ход времени, наблюдая ускоренное или замедленное движение небесных тел (планет, лун, астероидов). Вы сможете выполнить привязку камеры к объекту и, например, взглянуть на Землю с Луны.

Совместимост ь программы с Windows XP, Vista, 7.

Скачать (с DepositFiles/Letibit):


StarCalc - это быстрая астрономическая программа-планетарий для Windows 9x/ME/NT/2000/XP, которая позволяет получать изображения звездного неба для любого момента времени и любой точки земного шара как для всей небесной полусферы целиком, так и для её увеличенной части. Картинку можно увеличивать, уменьшать, поворачивать, распечатывать на принтере. Кроме того, StarCalc имеет множество других функции по расчету и изображению небесных объектов.

Скачать с сайта: StarCalc

RegiStax. Если вы делаете астрофото, то это программа для вас. Она необходима для выравнивания, сложения и обработки изображений в форматах BMP,JPEG, FITS, TIFF, а также серии кадров AVI. RegiStax стала одной из самых популярных программ для астрофотографических работ. Вместе с программой приложена инструкция по использованию программы.

Совместимость программы с Windows.

Скачать с (DepositFiles/Letibit): RegiStax 5 / RegiStax 5


Google Earth - программа, благодаря которой вы можете более подробно можно рассмотреть нашу Землю, Луну, Марс и некоторые другие объекты Солнечной системы.

Совместимость : Windows XP, Vista, 7, 8 (для 32 разрядной ОС).

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и основываясь на рабочую программу к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута: учебно-методическое пособие /Е. К. Страут. - М. : Дрофа, 2017. Учебник «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута прошел экспертизу, включен в Федеральный перечень и обеспечивает освоение образовательной программы среднего общего образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7 города Конаково

Рабочая программа

по астрономии для 10 класса

Учитель:

Истомина Наталья Владимировна

2017 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и основываясь на рабочую программу к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута: учебно-методическое пособие /Е. К. Страут. - М. : Дрофа, 2017. Учебник «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута прошел экспертизу, включен в Федеральный перечень и обеспечивает освоение образовательной программы среднего общего образования.

Общая характеристика учебного предмета

Астрономия в российской школе всегда рассматривалась как курс, который, завершая физико-математическое образование выпускников средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой Вселенной.

Место предмета в учебном плане

Изучение курса рассчитано на 35 часов (1 час в неделю). Важную роль в освоении курса играют проводимые во внеурочное время собственные наблюдения учащихся. Специфика планирования этих наблюдений определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, они (за исключением наблюдений Солнца) должны проводиться в вечернее или ночное время. Во-вторых, объекты, природа которых изучается на том или ином уроке, могут быть в это время недоступны для наблюдений. При планировании наблюдений этих объектов, в особенности планет, необходимо учитывать условия их видимости.

Примерный перечень наблюдений

Наблюдения невооруженным глазом

1. Основные созвездия и наиболее яркие звезды осеннего, зимнего и весеннего неба. Изменение их положения с течением времени.

2. Движение Луны и смена ее фаз.

Наблюдения в телескоп

1. Рельеф Луны.

2. Фазы Венеры.

3. Марс.

4.Юпитер и его спутники.

5. Сатурн, его кольца и спутники.

6. Солнечные пятна (на экране).

7. Двойные звезды.

8. Звездные скопления (Плеяды, Гиады).

9. Большая туманность Ориона.

10. Туманность Андромеды.

Результаты освоения курса

Личностными результатами освоения курса астрономии в средней (полной) школе являются:

  • формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;
  • формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;
  • формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;

Метапредметные результаты освоения программы предполагают:

  • находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный,
  • анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
  • приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
  • готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.

Предметные результаты изучения астрономии в средней (полной) школе представлены в содержании курса по темам. Обеспечить достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, создать основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, видов и способов деятельности должен системно-деятельностный подход. В соответствии с этим подходом именно активность обучающихся признается основой достижения развивающих целей образования - знания не передаются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе познавательной деятельности.

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в основной школе является включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность, которая имеет следующие особенности:

1) цели и задачи этих видов деятельности учащихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;

2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;

3) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности. В этих видах деятельности могут быть востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности.

В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности выпускник получит представление :

  • о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
  • о таких понятиях, как концепция , научная гипотеза , метод , эксперимент , надежность гипотезы , модель , метод сбора и метод анализа данных ;
  • о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках;
  • об истории науки;
  • о новейших разработках в области науки и технологий;
  • о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и т. п.);
  • о деятельности организаций, сообществ и
  • структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и т. п.).

Выпускник сможет :

  • решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин (межпредметные задачи);
  • использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;
  • использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
  • использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;
  • использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.

С точки зрения формирования универсальных чебных действий в ходе освоения принципов учебно-исследовательской и проектной деятельности выпускник научится :

  • формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
  • восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
  • отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
  • оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные, такие как время, необходимые для достижения поставленной цели;
  • находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
  • вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
  • самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
  • адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;
  • адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
  • адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.

10 класс (35 ч, 1 ч в неделю)

Что изучает астрономия. (2 ч)

Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических мето-

дов исследования. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия.

Предметные результаты освоения темы позволяют:

Воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой;

Использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа.

Практические основы астрономии (5 ч)

Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на различных географических

широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и календарь.

Предметные результаты изучения данной темы позволяют:

Воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация звезд и Солнца, эклиптика, местное, поясное, летнее и зимнее время);

Объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;

Объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца;

Применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.

Строение Солнечной системы (7 ч)

Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление гелиоцентрической

системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости. Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в Солнечной системе.

Предметные результаты освоения данной темы позволяют:

Воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира;

Воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);

Вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию;

Формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера;

Описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;

Объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;

Характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной

системы.

Природа тел Солнечной системы (8 ч)

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна - двойная планета. Ис-

следования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты на Луну. Планеты земной группы. Природа

Меркурия, Венеры и Марса. Планеты-гиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.

Предметные результаты изучение темы позволяют:

Формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;

Определять и различать понятия (Солнечная система, планета, ее спутники, планеты земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты);

Описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;

Перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения;

Проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;

Объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли;

Описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;

Характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий;

Описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;

Описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;

Объяснять сущность астероидно-кометной опасности,возможности и способы ее предотвращения.

Солнце и звезды (6 ч)

Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии. Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды - далекие солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и температура различных классов звезд. Диаграмма «спектр-светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и нестационарные звезды. Цефеиды - маяки Вселенной. Эволюция звезд различной массы.

Предметные результаты освоения темы позволяют:

Определять и различать понятия (звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой год);

Характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;

Описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;

Описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;

Вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;

Называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр - светимость»;

Сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;

Объяснять причины изменения светимости переменных звезд;

Описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;

Оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;

Описывать этапы формирования и эволюции звезды;

Характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.

Строение и эволюция Вселенной (5 ч)

Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования. Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары. Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии.«Красное смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение.

Предметные результаты изучения темы позволяют:

Объяснять смысл понятий (космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение);

Характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и кинематика);

Распознавать типы галактик (спиральные, эллиптические, неправильные);

Сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;

Обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;

Формулировать закон Хаббла;

Определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости Сверхновых;

Оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;

Интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной;

Классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения - Большого взрыва;

Интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» - вида материи, природа которой еще неизвестна.

Жизнь и разум во Вселенной (2 ч)

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании.

Предметные результаты позволяют:

систематизировать знания о методах исследования и со временном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.

Способы проверки достижения результатов обучения

При изучении курса осуществляется комплексный контроль знаний и умений учащихся, включающий текущий контроль в процессе изучения материала, рубежный контроль в конце изучения завершенного круга вопросов и итоговый контроль в конце изучения курса. Предполагается сочетание различных форм проверки знаний и умений: устная проверка, тестирование, письменная проверка. Кроме того, учитывается участие учащихся в дискуссиях при обсуждении выполненных заданий, оцениваются рефераты учащихся и результаты проектной деятельности.

Достижение предметных результатов обучения контролируется в основном в процессе устной проверки знаний, при выполнении письменных проверочных и контрольных работ, тестов, при проведении наблюдений. Итоговая проверка достижения предметных результатов может быть организована в виде комплексной контрольной работы или зачета. На этом этапе проверки учащиеся защищают рефераты по изученной теме.

Достижение метапредметных результатов контролируется в процессе выполнения учащимися наблюдений. При этом отслеживается: умение учащихся поставить цель наблюдения, подобрать приборы, составить план выполнения наблюдения, представить результаты работы, сделать выводы, умение пользоваться измерительными приборами, оценивать погрешность измерения, записывать результат измерения с учетом погрешности, видеть возможности уменьшения погрешностей измерения. Кроме того, метапредметные результаты контролируются при подготовке учащимися сообщений, рефератов, проектов и их презентации. Оценивается умение работать с информацией, представленной в разной форме, умение в области ИКТ, умение установить межпредметные связи астрономии с другими предметами (физика, биология, химия, история и др.).

Личностные результаты обучения учащихся не подлежат количественной оценке, однако дается качественная оценка деятельности и поведения учащихся, которая может быть зафиксирована в портфолио учащегося.

Возможна разная методика выставления учащимся итоговых оценок при контроле усвоения материала определенной темы. Это может быть традиционная система оценивания, может быть использована рейтинговая система, при которой отдельно выставляются баллы за ответы на уроке, за выполнение заданий и представление их, за письменные контрольные работы, за рефераты и проекты, затем эти баллы суммируются и переводятся в пятибалльную шкалу оценок. При этом каждому виду деятельности должно быть приписано определенное число баллов.

Формы организации учебной деятельности

Учитель выбирает необходимую образовательную траекторию, способную обеспечить визуализацию прохождения траектории обучения с контрольными точками заданий различных видов: информационных, практических, контрольных. Формы организации учебной деятельности определяются видами учебной работы, спецификой учебной группы, изучаемым материалом, учебными целями. Возможны следующие организационные формы обучения:

  • классно-урочная (изучение нового, практикум, контроль, дополнительная работа, уроки-зачеты, уроки - защиты творческих заданий). В данном случае используются все типы объектов. При выполнении проектных заданий исследование, осуществление межпредметных связей, поиск информации осуществляются учащимися под руководством учителя;
  • индивидуальная и индивидуализированная. Позволяют регулировать темп продвижения в обучении каждого школьника сообразно его способностям. При работе в компьютерном классе по заранее подобранным информационным, практическим и контрольным заданиям, собранным из соответствующих объектов, формируется индивидуальная траектория учащегося;
  • групповая работа. Возможна работа групп учащихся по индивидуальным заданиям. Предварительно учитель формирует блоки объектов или общий блок, на основании демонстрации которого происходит обсуждение в группах общей проблемы, либо при наличии компьютерного класса, обсуждение мини-задач, которые являются составной частью общей учебной задачи;
  • внеклассная работа, исследовательская работа, кружковая работа;
  • самостоятельная работа учащихся по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретенных знаний, выполнение индивидуальных заданий творческого характера.

Информационно-образовательная среда линии

Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:

  1. Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. «Астрономия. 11 класс». Учебник с электронным приложением. - М. : Дрофа, 2017.
  2. Методическое пособие к учебнику «Астрономия. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута. - М. : Дрофа, 2017.
  3. Рабочая программа к УМК Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута: учебно-методическое пособие / Е. К. Страут. - М. : Дрофа, 2017.

ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗДЕЛАМ ЛИНИИ УЧЕБНИКОВ

п/п

Тема уроков

Вид деятельности учащихся

Предмет астрономии.

Астрономия, ее связь с другими науками. Развитие астрономии было вызвано практическими потребностями человека, начиная с глубокой древности. Астрономия, математика и физика развивались в тесной связи друг с другом. Структура и масштабы Вселенной

Поиск примеров, подтверждающих практическую направленность астрономии

Наблюдения - основа астрономии

Наземные и космические приборы и методы исследования астрономических объектов. Телескопы и радиотелескопы.

Всеволновая астрономия

Применение знаний, полученных в курсе физики, для описании устройства телескопа. Характеристика преимуществ наблюдений, проводимых из космоса

Звездная величина как характеристика освещенности, создаваемой звездой. Согласно шкале звездных величин разность на 5 величин, различие в потоках света в 100 раз. Экваториальная система координат: прямое восхождение и склонение. Использование звездной карты для определения объектов, которые можно наблюдать в заданный момент времени

Подготовка презентации об истории названий созвездий и звезд.

Применение знаний, полученных в курсе географии, о составлении карт в различных проекциях. Работа со звездной картой при организации и проведении наблюдений

Высота полюса мира над горизонтом и ее зависимость от географической широты места наблюдения. Небесный меридиан.

Кульминация светил. Определение географической широты по измерению высоты звезд в момент их кульминации

Характеристика отличительных особенностей суточного движения звезд на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли

Эклиптика и зодиакальные созвездия. Наклон эклиптики к небесному экватору. Положение Солнца на эклиптике в дни равноденствий и солнцестояний. Изменение в течение года продолжительности дня и ночи на различных географических широтах

Характеристика особенностей суточного движения Солнца на полюсах, экваторе и в средних широтах Земли

Луна - ближайшее к Земле небесное тело, ее единственный естественный спутник. Период обращения Луны вокруг

Земли и вокруг своей оси - сидерический (звездный) месяц. Синодический месяц - период полной смены фаз Луны. Условия наступления солнечных и лунных затмений. Их периодичность. Полные, частные и кольцеобразные затмения Солнца. Полные и частные затмения Луны. Предвычисление будущих затмений

Изучение основных фаз Луны. Описание порядка их смены. Анализ причин, по которым Луна всегда обращена к Земле одной стороной.

Описание взаимного расположения Земли, Луны и Солнца в моменты затмений. Объяснение причин, по которым затмения Солнца и Луны не происходят каждый месяц

Время и календарь.

Точное время и определение географической долготы. Часовые пояса. Местное и поясное, летнее и зимнее время. Календарь - система счета длительных промежутков времени. История календаря.

Високосные годы. Старый и новый стиль

Подготовка и презентация сообщения об истории календаря.

Анализ необходимости введения часовых поясов, високосных лет и нового календарного стиля

Геоцентрическая система мира Аристотеля-Птолемея. Система эпициклов и дифферентов для объяснения петлеобразного движения планет. Создание Коперником гелиоцентрической системы мира. Роль Галилея в становлении новой системы мира

Подготовка и презентация сообщения о значении открытий Коперника и Галилея для формирования научной картины мира.

Объяснение петлеобразного движения планет с использованием эпициклов и дифферентов

Внутренние и внешние планеты. Конфигурации планет: противостояние и соединение. Периодическое изменение условий видимости внутренних и внешних планет. Связь синодического и сидерического (звездного) периодов обращения планет

Описание условий видимости планет, находящихся в различных конфигурациях . Решение задач на вычисление звездных периодов обращения внутренних и внешних планет

3/10

Три закона Кеплера. Эллипс. Изменение скорости движения планет по эллиптическим орбитам. Открытие Кеплером законов движения планет - важный шаг на пути становления механики. Третий закон - основа для вычисления относительных расстояний планет от Солнца

Анализ законов Кеплера, их значения для развития физики и астрономии. Решение задач на вычисление расстояний планет от Солнца на основе третьего закона Кеплера

4/11

Размеры и форма Земли. Триангуляция. Горизонтальный параллакс. Угловые и линейные размеры тел Солнечной системы

Решение задач на вычисление расстояний и размеров объектов

5/12

План Солнечной системы в масштабе 1 см к 30 млн км с указанием положения планет на орбитах согласно данным «Школьного астрономического календаря» на текущий учебный год

Построение плана Солнечной системы в принятом масштабе с указании ем положения планет на орбитах. Определение возможности их наблюдения на заданную дату

6/13

Подтверждение справедливости закона тяготения для Луны и планет. Возмуще ния в движении тел Солнечной системы. Открытие планеты Нептун. Определение массы небесных тел. Масса и плотность Земли. Приливы и отливы

Решение задач на вычисление массы планет. Объяснение механизма возникновения возмущений и приливов

7/14

Время старта КА и траектории полета к планетам и другим телам Солнечной системы. Выполнение маневров, необходимых для посадки на поверхность планеты или выхода на орбиту вокруг нее

Подготовка и презентация сообщения о КА, исследующих природу тел Солнечной системы

1/15

Гипотеза о формировании всех тел Солнечной системы в процессе длительной эволюции холодного газопылевого облака. Объяснение их природы на основе этой гипотезы

Анализ основных положений современных представлений о происхождении тел Солнечной системы

2/16

Краткие сведения о природе Земли. Условия на поверхности Луны. Два типа лунной поверхности - моря и материки. Горы, кратеры и другие формы рельефа. Процессы формирования поверхности Луны и ее рельефа. Результаты исследований, проведенных автоматическими аппаратами и астронавтами. Внутреннее строение Луны. Химический состав лунных пород. Обнаружение воды на Луне. Перспективы освоения Луны

На основе знаний из курса географии сравнение природы Земли с природой Луны. Объяснение причины отсутствия у Луны атмосферы. Описание основных форм лунной поверхности и их происхождения.

Подготовка и презентация сообщения об исследованиях Луны, проведенных средствами космонавтики

3/17

Две группы планет.

Анализ основных характеристик планет. Разделение планет по размерам, массе и средней плотности. Планеты земной группы и планеты-гиганты. Их различия

Анализ табличных данных, признаков сходства и различий изучаемых объектов, классификация объектов

4/18

Природа планет земной группы

Сходство внутреннего строения и химического состава планет земной группы. Рельеф поверхности. Вулканизм и тектоника. Метеоритные кратеры. Особенности температурных условий на Меркурии, Венере и Марсе. Отличия состава атмосферы Земли от атмосфер Марса и Венеры. Сезонные изменения в атмосфере и на поверхности Марса. Состояние воды на Марсе в прошлом и в настоящее время. Эволюция природы планет. Поиски жизни на Марсе

На основе знаний физических законов объяснение явлений и процессов, происходящих в атмосферах планет. Описание и сравнение природы планет земной группы. Объяснение причин существующих различий. Подготовка и презентация сообщения о результатах исследований планет земной группы

5/19

Обсуждение различных аспектов проблем, связанных с существованием парникового эффекта и его роли в формировании и сохранении уникальной природы Земли

Подготовка и презентация сообщения по этой проблеме. Участие в дискуссии

6/20

Химический состав и внутреннее строение планет-гигантов.

Источники энергии в недрах планет. Облачный покров и атмосферная циркуляция. Разнообразие природы спутников. Сходство природы спутников с планетами земной группы и Луной. Наличие атмосфер у крупнейших спутников. Строение и состав колец

На основе знаний законов физики описание природы планет-гигантов. Подготовка и презентация сообщения о новых результатах исследований планет-гигантов, их спутников и колец. Анализ определения понятия «планета»

7/21

Малые тела Солнечной системы

Астероиды главного пояса. Их размеры и численность. Малые тела пояса Койпера. Плутон и другие карликовые планеты. Кометы. Их строение и состав. Орбиты комет. Общая численность комет.

Кометное облако Оорта. Астероидно-кометная опасность. Воз-можности и способы ее предотвращения

Описание внешнего вида астероидов и комет. Объяснение процессов, происходящих в комете, при изменении ее расстояния от Солнца.

Подготовка и презентация сообщения о способах обнаружения опасных космических объектов и предотвращения их столкновения с Землей

8/22

Метеоры, болиды, метеориты.

Одиночные метеоры. Скорости встречи с Землей. Небольшие тела (метеороиды). Метеорные потоки, их связь с кометами. Крупные тела. Явление болида, падение метеорита. Классификация етеоритов:

железные, каменные, железокаменные

На основе знания законов физики описание и объяснение явлений метеора и болида. Подготовка сообщения о падении наиболее известных метеоритов

Солнце и звезды (6 часов)

1/23

Источник энергии Солнца и звезд - термоядерные реакции. Перенос энергии внутри Солнца. Строение его атмосферы. Грануляция. Солнечная корона. Обнаружение потока солнечных нейтрино. Значение этого открытия для физики и астрофизики

На основе знаний физических законов описание и объяснение явлений и процессов, наблюдаемых на Солнце. Описание процессов, происходящих при термоядерных реакциях протон-протонного цикла

2/24

Проявления солнечной активности: солнечные пятна, протуберанцы, вспышки, корональные выбросы массы. Потоки солнечной плазмы. Их влияние на состояние магнитосферы Земли. Магнитные бури, полярные сияния и другие геофизические явления, влияющие на радиосвязь, сбои в линиях электропередачи. Период изменения солнечной активности

На основе знаний о плазме, полученных в курсе физики, описание образования пятен, протуберанцев и других проявлений солнечной активности. Характеристика процессов солнечной активности и механизма их влияния на Землю

3/25

Физическая природа звезд.

Звезда - природный термоядерный реактор. Светимость звезды. Многообразие мира звезд. Их спектральная классификация. Звезды-гиганты и звезды-карлики. Диаграмма «спектр - светимость». Двойные и кратные звезды. Звездные скопления. Их состав и возраст

Определение понятия «звезда». Указание положения звезд на диаграмме «спектр - светимость» согласно их характеристикам. Анализ основных групп диаграммы

4/26

Цефеиды - природные автоколебательные системы. Зависимость «период - светимость». Затменно-двойные звезды. Вспышки Новых - явление в тесных системах двойных звезд. Открытие «экзопланет» - планет и планетных систем вокруг других звезд

На основе знаний по физике описание пульсации цефеид как авто-колебательного процесса. Подготовка сообщения о способах обнаружения «экзопланет» и полученных результатах

5/27

Эволюция звезд.

Зависимость скорости и продолжительности эволюции звезд от их массы. Вспышка Сверхновой - взрыв звезды в конце ее эволюции. Конечные стадии жизни звезд: белые карлики, нейтронные звезды (пульсары), черные дыры

На основе знаний по физике оценка времени свечения звезды по известной массе запасов водорода; для описания природы объектов на конечной стадии эволюции звезд

6/28

Проверочная работа по темам: «Строение Солнечной системы», «Природа тел Солнечной системы», «Солнце и звезды»

Подготовка к проверочной работе.

Повторение:

Основных вопросов тем;

Способов решения задач;

Приемов практической работы с планом Солнечной системы

1/29

Наша Галактика.

Размеры и строение Галактики. Расположение и движение Солнца. Плоская и сферическая подсистемы Галактики. Ядро и спиральные рукава Галактики. Вращение Галактики и проблема «скрытой массы»

Описание строения и структуры Галактики. Изучение объектов плоской и сферической подсистем. Подготовка сообщения о развитии исследований Галактики

2/30

Наша Галактика.

Радиоизлучение межзвездного вещества. Его состав. Области звездообразования. Обнаружение сложных органических молекул. Взаимосвязь звезд и межзвездной среды. Планетарные туманности - остатки вспышек Сверхновых звезд

На основе знаний по физике объяснение различных механизмов радиоизлучения. Описание процесса формирования звезд из холодных газопылевых облаков

3/31

Спиральные, эллиптические и неправильные галактики. Их отличительные особенности, размеры, масса, количество звезд. Сверхмассивные черные дыры в ядрах галактик. Квазары и радиогалактики. Взаимодействующие галактики. Скопления и сверхскопления галактик

Определение типов галактик. Подготовка сообщения о наиболее интересных исследованиях галактик, квазаров и других далеких объ-ектов

4/32

Космология начала ХХ века.

Общая теория относительности. Стационарная Вселенная А. Эйнштейна. Вывод А. А. Фридмана о нестационарности Вселенной. «Красное смешение» в спектрах галактик и закон Хаббла. Расширение Вселенной происходит однородно и изотропно

Применение принципа Доплера для объяснения «красного мещения».

Подготовка сообщения о деятельности Хаббла и Фридмана.

Доказательство справедливости закона Хаббла для наблюдателя, расположенного в любой галактике

5/33

Гипотеза Г. А. Гамова о горячем начале Вселенной, ее обоснование и подтверждение. Реликтовое излучение. Теория Большого взрыва. Образование химических элементов. Формирование галактик и звезд. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение

Подготовка и презентация сообщения о деятельности Гамова и лауреатов Нобелевской премии по физике за работы по космологии

1/34

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в космосе. Современные возможности радиоастрономии и космонавтики для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании

Подготовка и презентация сообщения о современном состоянии научных исследований по проблеме существования внеземной жизни во Вселенной. Участие в дискуссии по этой проблеме

2/35

Урок – конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?»

Календарно-тематическое планирование

10 класс (35 часов, 1 час в неделю)

п/п

Название разделов

Тема разделов

Тема уроков

Планируемые результаты

Дата по плану

Дата

факт.

Личностные

Метапредметные

Предметные

Астрономия, ее значение и связь с другими науками (2 часа)

Предмет астрономии.

формулировать выводы и заключения

воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и математикой

Наблюдения - основа астрономии

классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал

использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа работы телескопа

Практические основы астрономии (5 часов)

Звезды и созвездия. Небесные координаты. Звездные карты.

воспроизводить определения терминов и понятий: созвездие;

ориентация на местности

Видимое движение звезд на различных географических широтах.

находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный,

воспроизводить горизонтальную и экваториальную системы координат;

иметь представление о подвижной карте звездного неба;

объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд на различных географических широтах

Видимое годичное движение Солнца. Эклиптика.

воспроизводить определения терминов и понятий: высота и кульминация Солнца, эклиптика;

объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения Солнца на различных географических широтах

Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны.

формирование познавательной и информационной культуры

анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения

объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движение и фазы Луны, причины затмений Луны и Солнца

Время и календарь.

формирование познавательной и информационной культуры

готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников

Воспроизводить определения терминов и понятий: местное, поясное, летнее и зимнее время;

объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;

определять время по расположению светил на небе

Строение Солнечной системы (7 часов)

Развитие представлений о строении мира.

формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий

классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, формулировать выводы и заключения

воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической системы мира

Конфигурации планет. Синодический период.

формирование познавательной и информационной культуры

на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования

воспроизводить определения терминов и понятий: конфигурация планет, синодический и сидерический периоды обращения планет

3/10

Законы движения планет Солнечной системы.

формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации

на практике пользоваться основными логическими приемами, методами мысленного эксперимента

воспроизводить определения терминов и понятий: астрономическая единица;

формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего (уточненного) закона Кеплера

4/11

Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.

формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий

выполнять познавательные и практические задания

воспроизводить определения терминов и понятий: горизонтальный параллакс, угловые размеры объекта;

вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по угловым размерам и расстоянию;

5/12

Практическая работа с планом Солнечной системы.

организация целенаправленной познавательной деятельности в ходе практической работы

Формулировать проблему исследования и извлекать информацию

воспроизводить определения терминов и понятий.

6/13

Открытие и применение закона всемирного тяготения.

формирование познавательной и информационной культуры

выполнять познавательные и практические задания

описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;

объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел Солнечной системы;

характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для исследования тел Солнечной системы.

7/14

Движение искусственных спутников и космических аппаратов (КА).

формирование умения управлять своей познавательной деятельностью

классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;

Природа тел солнечной системы (8 часов)

1/15

Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение.

формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению

выполнять познавательные и практические задания

формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;

определять понятия: Солнечная система, планета;

объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и сохранения уникальной природы Земли

2/16

Земля и Луна - двойная планета.

формирование положительного отношения к российской астрономической науке

определять и различать понятия: планета, ее спутники;

описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли

3/17

Две группы планет.

формирование познавательной и информационной культуры;

выполнять познавательные и практические задания

перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять причины их возникновения

4/18

Природа планет земной группы

формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению

выполнять познавательные и практические задания

Определять понятия: планеты земной группы;

проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет

5/19

Урок-дисскусия «Парниковый эффект: польза или вред?»

проблем науки.

выполнять познавательные и практические задания

извлекать информацию из различных источников и критически ее оценивать

применять приобретенные знания и умения при изучении астрономии для решения практических задач, встречающихся как в учебной практике, так и в повседневной человеческой жизни

6/20

Планеты-гиганты, их спутники и кольца.

формирование познавательной и информационной культуры;

формирование положительного отношения к российской астрономической науке

классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;

описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец

7/21

Малые тела Солнечной системы

формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению

выполнять познавательные и практические задания

определять и различать понятия: малые тела, астероиды, планеты-карлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты;

Характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их значительных различий

8/22

Метеоры, болиды, метеориты.

формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов.

на практике пользоваться основными логическими

приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента.

определять и различать понятия: метеоры, болиды, метеориты;

описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;

описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;

объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее предотвращения.

Солнце и звезды (6 часов)

1/23

Солнце: его состав и внутреннее строение.

формирование познавательной и информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий

выполнять познавательные и практические задания

определять и различать понятия: звезда, модель звезды, светимость;

характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их энергии;

описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к поверхности;

объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;

описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю

2/24

Солнечная активность и её влияние на Землю.

формирование познавательной и информационной культуры;

формирование положительного отношения к российской астрономической науке

выполнять познавательные и практические задания

определять и различать понятия: светимость, парсек, световой год;

вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;

Называть основные отличительные особенности звезд различных последовательностей на диаграмме «спектр–светимость»;

3/25

Физическая природа звезд.

формирование познавательной и информационной культуры

классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;

сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;

4/26

Переменные и нестационарные звезды.

формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации

выполнять познавательные и практические задания

объяснять причины изменения светимости переменных звезд;

описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;

оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;

описывать этапы формирования и эволюции звезды;

5/27

Эволюция звезд.

формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных

проблем науки.

характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр

основные параметры состояния звездного вещества: плотность, температура, химический состав, физическое состояние. Их взаимную обусловленность.

6/28

Проверочная работа «Солнце и Солнечная система».

систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной.

объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;

Описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;

Строение и эволюция вселенной (5 часов)

1/29

Наша Галактика.

формирование познавательной и информационной культуры.

Характеризовать основные параметры Галактики: размеры, состав, структура и кинематика;

Определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период - светимость»;

2/30

Наша Галактика.

формирование убежденности в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации

выполнять познавательные и практические задания.

Характеризовать основные параметры Галактики: размеры, состав, структура и кинематика.

3/31

Другие звездные системы – галактики.

проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.

находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу.

определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе зависимости «период - светимость»;

Распознавать типы галактик: спиральные, эллиптические, неправильные.

4/32

Космология начала ХХ века.

формирование умения находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеучебной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.

находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из них наиболее эффективный.

объяснять смысл понятий: космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв, реликтовое излучение;

Сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;

Обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного смещения» в спектрах галактик;

формулировать закон Хаббла;

определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости сверхновых.

5/33

Основы современной космологии.

формирование убежденности в возможности познания

законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации.

извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;

аргументировать свою позицию

оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла; интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу гипотезы Горячей Вселенной;

классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее расширения - Большого взрыва;

Интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как результата действия антитяготения «темной энергии» - вида материи, природа которой еще неизвестна;

систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии проблемы существования жизни во Вселенной

Жизнь и разум во вселенной (2 часов)

1/34

Урок – конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?»

формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению

выполнять познавательные и практические задания

применять приобретенные знания и умения при изучении астрономии для решения практических задач, встречающихся как в учебной практике, так и в повседневной человеческой жизни

2/35

Урок – конференция «Одиноки ли мы во Вселенной?»

формирование умения управлять своей познавательной деятельностью, ответственного отношения к учению.

извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать.

применять приобретенные знания и умения при изучении астрономии для решения практических задач, встречающихся как в учебной практике, так и в повседневной человеческой жизни.


Stellarium - это распространяемая свободно программа-планетарий для компьютера, ноутбука и нетбука (отдельно существуют также версии для операционных систем iOS и Android). Стеллариум реалистично визуализирует космическое пространство в 3-D формате, словно пользователь рассматривает звездный небосклон в реальном планетарии, через бинокль или в настоящий телескоп. Чтобы построить виртуальный компьютерный планетарий у себя дома, достаточно скачать Stellarium бесплатно для Windows 7, 8, 8.1, 10, а также Vista и XP SP 3 (32-bit и 64-bit) на свой ПК, установить и запустить эту программу. Подключение мощного цифрового USB телескопа и HD проектора позволит вывести виртуальный домашний планетарий Stellarium на уровень настоящего планетария областного центра или научной университетской обсерватории. Подобная система работает в областном планетарии г. Нижний Новгород.

Описание и функциональные возможности

Интересующимся астрономией, или родителям, желающим приобщить детей к этой зрелищной науке, рекомендуем бесплатно скачать Stellarium на русском языке с зеркала официального сайта, не покидая сайт без регистрации и SMS. Stellarium станет настоящим виртуальным домашним планетарием, способным показать на экране компьютера в режиме реального времени все то, за чем идут в настоящий планетарий, или для чего покупают дорогой оптический телескоп. Введя в настройках программы свои географические координаты, пользователь получает на экране пространственно ориентированное реалистичное 3D изображение и может исследовать небо, словно смотрит на него из своего окна в оптический или радиотелескоп. Изображение звездного неба не статично, оно меняется в режиме реального времени. В Стеллариуме можно замедлить или ускорить течение времени, перейти в определенный момент прошлого.

Творческим личностям, пожелавшим последнюю версию Стеллариум скачать бесплатно на русском языке для Виндовс 10, 8.1, 8, 7, Vista, XP SP 3 (32-бит и 64-бит) на свой компьютер, придется по вкусу возможность добавления космических и земных объектов и явлений собственного производства. К примеру, можно создать свою галактику, звезду, систему планет и спутников. Собственные творения можно назвать, например, своим именем, или именами своих друзей. Если выложить свое творение в Интернет, то, поделившись с друзьями в социальных сетях вКонтакте, Одноклассники, Фейсбук, Гугл плюс, не составит труда прославиться, как Джордано Бруно, Галилео Галилей, Николай Коперник, Эдвин Пауэлл Хаббл, в честь которых тоже названы космические объекты.

Кроссплатформенность бесплатной программы Стеллариум поддерживается для операционных систем Microsoft Windows, Mac OS X, Linux, также существуют отдельные приложения для мобильных платформ iOS (iPhone, iPad) и Android. В App Store и Google Play легко можно найти Stellarium за соответствующую плату. Данные приложения с названием Stellarium Mobile являются портированными версиями для айФонов, айПадов и Андроид смартфонов и планшетов. Разработчики оригинальной программы Stellarium к данным версиям прямого отношения не имеют. Обычная версия виртуального планетария для персонального компьютера распространяется бесплатно согласно GNU General Public License, с исходным программным кодом, открытым для разработчиков. При работе Stellarium применяются спецификации OpenGL и Qt, что позволяет создавать красочную реалистичную небесную сферу в реальном времени. Из популярных аналогов необходимо упомянуть бесплатные программы (Гугл Планета Земля), WorldWide Telescope (Ворлд Вайд Телескоп), Celestia (Селестия), StarCalc (Стар Калс).

Реалистичная объемная картина звездного неба в Стеллариуме содержит звезды (от ста двадцати тысяч до более двух сотен миллионов, подгружаемых дополнительно), туманности (по Мессье), Млечный Путь, планеты и их спутники. Решившим скачать Стеллариум бесплатно русскую версию для Windows XP, Vista, 7, 8, 8.1, 10 (x86 или x64) стоит обратить внимание на такие функциональные возможности Stellarium, как:

  • выбор места наблюдения (из любой точки земного шара),
  • выбор времени для наблюдения за интересными событиями,
  • контроль течения времени,
  • просмотр фотореалистичной 3D картинки звездного неба,
  • просмотр фотореалистичных ландшафтов планеты Земля,
  • высочайшее качество и реализм изображений,
  • реалистичное мерцание звезд и другие визуальные эффекты,
  • изучение астеризмов и обрисовок созвездий различных культур,
  • масштабирование изображения,
  • отображение географических координат,
  • проецирование зкваториальной, эклиптической, азимутальной и галактической сетки,
  • расширенный поиск,
  • просмотр информации о всех объектах,
  • возможность управления реальным телескопом,
  • работа с проекторами,
  • проецирование изображения на различные поверхности, в том числе, купола,
  • создание карт с точным расположением всех объектов,
  • добавление в базу кастомных космических и земных объектов,
  • подключение дополнительных скриптов.

Функциональные возможности могут быть расширены при использовании множества созданных на сегодня плагинов, расширений и дополнений. База данных космических объектов постоянно обновляется, поэтому периодически стоит последнюю версию программы Stellarium скачать бесплатно на русском языке и таким образом актуализировать информацию о вселенной на своем компьютере.

Интерфейс

Удобный профессионально оформленный интерфейс Стеллариум без усилий сможет использовать любой пользователь ПК. По отзывам и комментариям пользователей в социальных сетях vKontakte, Odnoklassniki, Facebook, Google+, даже пятилетние дети с удовольствием путешествуют в космосе и по планете Земля в программе Стеллариум. Качественная поддержка русского языка еще больше упрощает задачу приобщения к астрономии.

В виртуальном планетарии Stellarium удобно наблюдать за движением звезд, планет, спутников, комет и других небесных тел, солнечными и лунными затмениями, восходами и закатами солнца, туманами и другими атмосферными явлениями. С максимальным комфортом Стеллариум позволяет виртуально путешествовать по нашей планете Земля, рассматривая не только небесные явления, но и земные панорамные пейзажи.

Использование Stellarium с дополнительным оборудованием

Для научных исследований или игр в астрономическую науку к компьютеру можно подключить настоящий цифровой USB телескоп, например, Celestron, Sky-Watcher, Meade, Vixen, National Geographic. Такие телескопы используются для наблюдения за Луной, планетами и их спутниками, галактиками, туманностями, звездными скоплениями и наземными объектами. Подключение телескопа с цифровым выходом к компьютеру позволяет не только вести наблюдение в более комфортных условиях, но и производить видеозапись. Отображение на экране компьютера названий и другой полезной информации о звездах, планетах, спутниках и других космических объектах позволяет перейти от созерцания к изучению. Информация об объектах обязательно содержит координаты, расстояние, азимут и высоту.

При наличии проектора, используя режимы проектирования, в любой комнате дома можно оборудовать почти настоящий планетарий и проводить экскурсии. Режимов проектирования насколько: обычный, с перспективой, в сферу и широкоугольный рыбий глаз. Изменяя режимы проектирования на любом потолке можно создать иллюзию настоящего звездного купола. Целесообразно бесплатно скачать Стеллариум на русском для компьютера с зеркала официального сайта на этой странице сайта без регистрации и СМС, поскольку без этой программы, даже при наличии телескопа или мощного бинокля, такой спектр возможностей недоступен.

Бесплатные программы скачать бесплатно

Сейчас Вы находитесь на странице "Stellarium - виртуальный домашний планетарий для компьютера" сайта , где каждый имеет возможность легально бесплатные программы для компьютера с Microsoft Windows скачать бесплатно. Эта страница обновлена 12.02.2019. Спасибо, что посетили раздел программ для изучения .