Характеристики хороших наушников вакуумных. Технические характеристики

Как известно, знание - сила, особенно в технических вопросах. Основные характеристики наушников, обычно указанные на упаковке, дают представление об их возможностях до прослушивания. Надо лишь разобраться, что к чему.

Чувствительность

Все сталкивались с ситуацией, когда одни наушники звучат громче других при том, что уровень на плеере (или смартфоне) выставлен одинаково. Часто этот факт связывают с разницей в мощности наушников. Но наушники - не усилитель, такая предпосылка в корне неверна.

На самом деле то, насколько громко зазвучат наушники, зависит от их чувствительности. Традиционно этот параметр лежит в пределах 90–120 дБ, причем для большинства моделей доступных на рынке эти рамки уже 95–105 дБ. Чувствительность показывает, насколько громко будут играть наушники при прочих равных. Чем она выше, тем выше максимальная громкость и меньше нагрузка на встроенный усилитель плеера или смартфона. Мной замечена еще одна прямая зависимость: чем дешевле наушники, тем меньше шансов, что их реальная (а не указанная в техническом паспорте) чувствительность будет высокой.


Наушники AKG K 315. Чувствительность - 126 дБ, импеданс - 32 Ом, максимальная входная мощность - 15 мВт.

Мощность

А вот в вопросе мощности не стоит гнаться за ваттами. Особенно когда основной источник музыки смартфон или портативный плеер. При высокой чувствительности достаточно нескольких милливат, чтобы музыка играла громко, а усилитель гаджета не перегружался и экономно расходовал заряд аккумулятора. Да, если выбрать наушники с высокой мощностью, звук, возможно (только возможно), получится солидным и напористым. Но продлится это не так долго, как вам бы хотелось - батарея гаджета под такой нагрузкой начнет стремительно разряжаться. Более того, нередки случаи, когда встроенный усилитель попросту не справляется с мощными наушниками. В итоге и звука хорошего не услышите (рыхлый неглубокий бас), и получите искажения на громкости выше средней.

Для наушников, используемых дома, высокая мощность уже не проблема, ведь предполагается, что они будут использоваться со стационарным усилителем. Тогда высокая мощность поспособствует высокому качеству звука.


Наушники Beyerdynamic DT 1350. Чувствительность - 129 дБ, импеданс - 80 Ом, максимальная входная мощность - 100 мВт

Сопротивление

Еще один фактор, существенно влияющий на качество звучания, расход энергии и в целом определяющий совместимость наушников с усилительной частью, - импеданс. С точки зрения физики импеданс несколько отличается от более понятного термина «сопротивление», но с потребительской точки зрения это не столь важно, поэтому на упаковке наушников вполне можно встретить и такое написание.

Любой усилитель имеет некоторый диапазон нагрузок, с которым он способен работать в оптимальном режиме. Величина импеданса наушников, измеряемая в омах, соответственно, определяет режим работы усилителя. В портативной технике обычно стоят усилители, рассчитанные на работу с импедансом от 16 до 32 Ом. Поэтому именно такие цифры вы встретите у большинства наушников. Однако вполне допустимо использовать с портативной техникой наушники с импедансом 40–60 Ом. Принципиальная разница состоит в том, что для работы последних потребуется больше мощности, а значит, увеличится расход аккумулятора. Также помните, что если сопротивление наушников значительно отличается от рекомендованного, усилитель будет работать во «внештатном» режиме, результатом чего могут стать искажения и общее понижение качества звука. А в крайних случаях, еще и приведет к выходу из строя усилителя или наушников.


Наушники Denon AH-C250. Чувствительность - 109 дБ, импеданс - 87 Ом, максимальная входная мощность - 100 мВт

Высокоомные наушники, чей импеданс исчисляется сотнями омов, стоит использовать только со стационарными усилителями. Чаще всего высокоомные наушники делают для профессиональных целей, хотя их также можно встретить и среди дорогих High End-моделей для бытового использования.

Внимание, если выбираете модель для дома: импеданс наушников должен попадать в пределы рекомендованного диапазона нагрузки, который указывается в технических данных усилителя. Вообще, большинство наушников и усилителей довольно четко делятся на низко- и высокоомные, так что особенных проблем с поиском подходящей пары возникнуть не должно.

Частотный диапазон

Частотный диапазон наушников, наверное, самая простая и понятная величина. Чем он шире, тем качественней звук. Выход заводских параметров за пределы слышимого диапазона, например, 5 Гц – 25 кГц, свидетельствует о том, что края этого самого слышимого диапазона будут воспроизведены без особых потерь. Может быть, потому что это простая величина, да еще и с большими цифрами, производители склонны ее приукрашивать. Часто встречаются стандартные цифры, типа 20 Гц – 20 кГц. И никаких указаний о том, при каких условиях были произведены измерения, не говоря уж о графике АЧХ. 20Г ц и правда могут быть, но с такой громкостью, что услышат их лишь приборы в глухой акустической комнате, где, возможно (только возможно), проходили замеры.


Наушники Sony MDR-1R. Чувствительность - 105 дБ, импеданс - 48 Ом, максимальная входная мощность - 1500 мВт, частотный диапазон - 4–80 000 Гц

Уши против цифр

В заключение обзора основных характеристик хочу избавить читателей от одной распространенной иллюзии, что «наушники с одинаковыми паспортными данными одинаково звучат». Ничуть.

При равном частотном диапазоне, одинаковых чувствительности, мощности и импедансе разные наушники, вероятней всего, заиграют совсем непохоже друг на друга. Поскольку наше впечатление от звучания формируется точностью реакции излучателя, формой частотной характеристики и ряда иных показателей, которые публикуются разработчиками крайне редко, а другие и вовсе не могут быть измерены. К сожалению или к счастью, но современные измерительные приборы еще не достигли тех высот, когда они научатся воспринимать музыкальный сигнал комплексно, как человек. Поэтому, изучив характеристики на предмет совместимости с остальным комплектом оборудования (источник, усилитель), соизмерив их стоимость со своим кошельком, нужно все-таки пойти и послушать их. Иначе никак.

Звуки играют в нашей жизни гораздо большую роль, чем может показаться на первый взгляд. Они нас ориентируют, с помощью звуков мы обмениваемся полезной и не очень информацией. А еще собранные в гармонию звуки способны влиять на наше настроение. Ученые неоднократно доказывали связь между здоровьем живых существ и звуковым фоном, который их ежедневно сопровождает. Быть может, именно из-за этой невидимой связи многие стремятся окружить себя приятной музыкой, приобретая аудиотехнику - усилители, проигрыватели, акустику.

Для многих звук в ушах - это не просто способ убить время в транспорте, это еще и способ получить свое собственное пространство, которого в повседневной жизни порой так не хватает. Чтобы это пространство было комфортным и уютным, необходимо, чтобы наушники идеально подходили - хорошо сидели и, конечно же, обладали приятным звучанием. Подобрать свою пару наушников не легче, чем, скажем, найти для себя хорошую одежду. Прилавки магазинов ломятся от сотен и сотен моделей по самым разным ценам - от «рубль - ведро» до таких, стоимость которых исчисляется тысячами долларов.

Как тут не растеряться в многообразии форм и характеристик? Ответ прост - нужно лишь раз и навсегда разобраться для себя в классах и разновидностях этих устройств. После этого следует подумать, какой класс наушников лучше всего подходит для ваших целей, и далее ориентироваться по своим финансовым возможностям.

⇡ Способы крепления наушников на голове

Форма головы у всех разная, поэтому одна и та же модель наушников может идеально подходить для одного человека и быть совершенно неприемлемой для другого. Чтобы удовлетворить все запросы, конструкторы и дизайнеры придумали массу способов крепления наушников на голове любителя музыки.

Классический вариант - дуговое крепление, или «наушники с оголовьем». Дуга таких наушников огибает голову, прижимая к ушам чашки с излучателями.

Второй вариант - крюк. Наушники представляют собой два крюка, которые цепляются за ушные раковины, удерживая капсюль с динамиком напротив слухового прохода. Поскольку данное крепление использует тот же принцип, что и очки, такой вариант будет не очень удобным для тех, кто постоянно носит оправу.

Третий вариант ношения наушников - затылочная дуга. Похож на предыдущий, с той разницей, что крюки соединены легкой дужкой, проходящей по затылку.

Четвертый вариант - вкладыши. Это небольшие портативные наушники, которые обычно прилагаются к смартфону или к MP3-плееру. Они просто вставляются в ушную раковину и как бы лежат там. Этот вариант имеет много недостатков - наушники не прилегают плотно к ушному отверстию, поэтому качество передаваемого звука обычно страдает. Кроме этого, такой вариант крепления в ухе ненадежен - при активном движении они выпадают.

Существуют некоторые модификации вставных наушников. Одно из самых удачных решений, по нашему мнению, - конструкция Twist-to-fit от немецкого производителя Sennheiser. Этот вариант крепления позволяет наушникам не только лежать в ушной раковине, но и зацепиться за нее дополнительным элементом. Похожий вариант усовершенствования можно увидеть и у других известных производителей портативных наушников, например у BOSE.

Пятый вариант - внутриканальные наушники (их также иногда называют вакуумными наушниками). Этот тип портативных наушников обеспечивает поступление звука непосредственно в слуховой канал. Внутриканальные наушники имеют гибкий силиконовый наконечник (наподобие тех, что на фонендоскопе у врача) или специальную пену с эффектом памяти. Эти наконечники вставляются прямо в слуховое отверстие, буквально затыкая его. Для идеальной посадки внутриканальные наушники обычно поставляются с тремя парами сменных силиконовых вставок разного размера. Результатом такой плотной посадки является потрясающе высокая степень изоляции от внешних шумов. Подобные наушники можно даже использовать как беруши.

Однако у этой конструкции есть и свои недостатки. Во-первых, нагрузка на слуховой аппарат возрастает, и при длительном прослушивании на высокой громкости такими наушниками можно быстро «посадить» слух. Во-вторых, ушное отверстие не «дышит» и длительное ношение внутриканальных наушников может вызывать неприятные ощущения, такие как зуд кожи.

Наушники могут отличаться еще одной конструктивной особенностью - способом прилегания к голове. Так, например, модели, которые полностью охватывают уши человека, называются полноразмерными, или мониторными.

Наушники, которые просто прилегают к ушной раковине, называются накладными.

Портативными могут быть не только вставные или внутриканальные наушники. Модели с оголовьем тоже могут иметь складную конструкцию, а самые дорогие комплектуются удобным чехлом или даже кейсом для переноски.

⇡ Различия в конструкции чашек. Открытые и закрытые наушники

Прежде всего обращаем внимание на то, что все наушники делятся на два больших класса - открытые и закрытые. Эти слова следует понимать в буквальном смысле. Закрытые наушники не дают звуковым волнам выйти из чашек наушников. Корпус правой и левой чашки таких устройств не содержит никаких отверстий со стороны, не примыкающей к голове слушателя. Стенки чашек таких наушников обычно достаточно массивные, а материал, из которых они сделаны, часто обладает способностью гасить звуковые колебания. Как правило, закрытые наушники обладают заметно более высокой степенью пассивного шумоподавления.

В открытых наушниках где-нибудь на корпусе, обычно на обратной стороне чашек, можно увидеть сеточку из отверстий. Эти отверстия необходимы для того, чтобы звуковые волны распространялись так же, как в естественной среде, что способствует более реалистичному, правдоподобному звучанию наушников.

Характер звука в закрытых и открытых наушниках различается. Поскольку в закрытом корпусе звуковая волна многократно переотражается от стенок, нижний диапазон становится более напористым, что не соответствует номинальному звучанию аудиоматериала. Для музыкантов предпочтительнее работать в открытых наушниках, так как данная конструкция не искажает АЧХ и звучит более достоверно.

Наушники с закрытой конструкцией обычно имеют характерный сильный прижим чашек к голове, и далеко не всем это нравится. Такие наушники обладают намного лучшей звукоизоляцией по сравнению с открытыми. Из этого следует еще одно преимущество закрытой конструкции - слушателю в таких наушниках не слышно окружающих звуков, а окружающим не слышна музыка, направляемая в уши меломана. В открытых наушниках звуковые волны проходят наружу, поэтому громкая музыка будет вполне разборчиво «жужжать» для рядом стоящего человека.

Иногда можно встретить в продаже наушники полуоткрытого или полузакрытого типа - это наушники, конструкцию которых нельзя отнести ни к открытой, ни к закрытой. Обычно так называют открытые наушники с хорошим пассивным шумоподавлением.

⇡ Система активного шумоподавления

В недорогих наушниках используется один способ подавления внешних шумов - пассивный. Обычно он достигается за счет конструкции амбушюр - мягких вставок, смягчающих прилегание чашек наушников к голове. Однако у этого способа есть свои ограничения. Наушники с самым хорошим пассивным шумоподавлением имеют показатели 35-37 дБ.

Чтобы усилить эффект снижения окружающего шума, инженерами был придуман способ подавления нежелательных акустических колебаний аналогичными волнами с противоположной фазой. Наушники, в которых реализована данная идея, получили название «наушники с системой активного шумоподавления». Конструкция таких наушников содержит скрытый микрофон, который улавливает фоновый шум. Полученный сигнал обрабатывается электронным блоком устройства, и затем генерируется сигнал с перевернутой фазой. Излучаемый звук гасит фоновые акустические сигналы и позволяет снизить общий шум на 70-90%. Система активного шумоподавления даже в дорогих моделях отчасти портит исходный звук, ограничивая динамический диапазон модели. Тем не менее если вы любите слушать музыку в достаточно шумных местах, таких как метро, автобус, самолет, - подобная система придется весьма кстати.

Для ее работы используются элементы питания, которых хватает максимум на 3-4 дня беспрерывной работы. Технология активного шумоподавления не устраняет все шумы, она максимально эффективна лишь в определенном низкочастотном диапазоне (например, от 25 до 500 Гц).

⇡ Технические характеристики: на что обращать внимание

Наушники различаются и по техническим характеристикам. Относиться к цифрам и графикам на упаковке наушников слишком серьезно не стоит. Данные, которые предоставляет изготовитель наушников, рассчитаны в первую очередь на тех покупателей, которые при выборе ориентируются не на свои уши, а на «умные» цифры и пёстрые диаграммы. Доля правды в указываемых производителем параметрах есть, но нужно понимать, что частотные характеристики без указания коэффициента гармонических искажений ничего не стоят, а ровный график АЧХ совсем не гарантирует высокую детальность звука. Тем не менее, если вы хотите, чтобы ни один продавец-консультант не смог вам «навесить лапшу» и сплавить залежавшийся товар, в основных параметрах следует разобраться.

⇡ Частотный диапазон

Первое - частный диапазон. Чем шире его границы, тем лучше для качества звука. Для кого-то это утверждение не совсем очевидно. Более того, если начать размышлять над данным параметром, можно прийти к совершенно иному заключению: «Зачем переплачивать за слишком широкий частотный диапазон?»

Давайте вспомним учебник биологии - человек способен разобрать звук в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц. Это в самом лучшем случае, на практике слышимая область у многих куда уже. Многие перестают слышать уже частоты в 15 кГц и ниже. Однако производители аудиоустройств нередко указывают в характеристиках своих товаров частоты в два, три и более раз выше. Зачем?

Когда за слышимый предел выходят производители стационарной акустики, в этом есть определенный смысл. Дело в том, что теоретически человек ощущает обычный звук не только ушами, но и всем телом. Поэтому самые большие аудиофилы убеждены, что способны чувствовать музыку буквально костями. В ушной раковине же, как известно из того же учебника по биологии, к счастью, костей нет. Поэтому, если в наушниках указан диапазон, сильно выходящий за рамки слышимой частоты, «лишние» герцы не услышит даже аудиофил с очень хорошим слухом и очень чувствительными ушными хрящами.

И все-таки если на коробке с наушниками вы увидите цифры, которые выходят за пределы слышимой области, это хорошо. Это дает повод полагать, что драйвера (так называют динамики, излучатели звука в наушниках) не работают в граничном режиме и поэтому имеют достаточный потенциал, чтобы более точно, без искажений, передать слышимые частоты. Разумеется, проверить это наверняка можно только одним-единственным способом - надев пару наушников и послушав их.

⇡ Размер драйверов и мощность

Этот параметр мало о чем говорит. Многие производители любят гордо вынести на коробку цифры, скажем, 50 мм или 40 мм. Диаметр динамика - это его размер, и только. Подобный трюк рассчитан на обычный стереотип - большинство покупателей сознательно (или подсознательно) считают, что чем больше размер акустики, тем ее звучание лучше. Производитель словно старается сказать: «Видите, какие мы использовали огромные динамики? А представляете, какой крутой у них звук - при таком-то размере!»

У наушников Sony MDR-XB1000 диаметр динамика 70 мм!

На самом деле этот показатель зачастую лишен смысла. Мощность устройства - другое дело. Этот параметр определяет выходную мощность динамиков и влияет на их громкость. Чем выше мощность, тем ярче и сочнее звук - больше баса, точнее интерпретация. Но наушники с высокой мощностью (2000-3000 мВт) быстрее разряжают батарею вашего портативного устройства.

⇡ Чувствительность

Существует определенная категория пользователей, которая для описания звука употребляет слово «громко», например - «эти наушники играют очень громко». Несмотря на то, что ни один ценитель качественного звука не употребит это слово в разговоре об аудио, считая его дилетантским, определенный смысл в этом определении есть. За громкость звука отвечает такой параметр как «чувствительность». Чем он выше, тем звук сильнее (при одинаковой мощности). Наушники с чувствительностью 95-100 дБ и выше можно считать хорошими.

⇡ Сопротивление

Это довольно важный параметр. Если вы выбираете наушники для плеера, не лишним будет проверить, на наушники с каким сопротивлением он рассчитан. Как правило, портативное аудио предназначено для работы с низкоомными наушниками, которые имеют сопротивление 32 Ом. Но если подключить к плееру наушники с сопротивлением 300 Ом, это не означает, что вы не сможете услышать звук - просто они будут звучать тише. Высокоомные наушники используются редко, их сопротивление исчисляется килоомами.

⇡ АЧХ

Один из наиболее наглядных способов представления звучания наушников - с помощью графика амплитудно-частотной характеристики устройства (АЧХ). Обычно это - кривая, которая описывает передачу тех или иных частот наушниками. Чем меньше резких изгибов она содержит и чем дальше она простирается на графике, тем точнее наушники передают исходный аудиоматериал. По АЧХ любители баса могут сразу определить, подходят им эти наушники или нет, - в области низких частот должен находиться «горб». Чем выше расположен график, тем громче звучат наушники.

АЧХ наушников Beats by Dr. Dre Studio

Ровная АЧХ не является гарантией высокого качества звука. Это - лишь предпосылка думать о том, что звучание сбалансировано, то есть никакие частоты не заваливаются и не выпирают, не режут слух.

⇡ Коэффициент гармонических искажений

Коэффициент гармонических искажений - это, пожалуй, единственный параметр, который объективно свидетельствует о качестве звука. Если для вас важно высокое качество звучания, следите за тем, чтобы коэффициент гармонических искажений выбранной вами модели был менее 0,5%. Наушники с коэффициентом гармонических искажений более 1% можно считать посредственными.

Если на упаковке или на официальном сайте вы не нашли данной характеристики, это повод задуматься: возможно, производителю есть что скрывать. Далеко ходить не надо: популярная среди молодежи модель Beats by Dr. Dre Studio имеет коэффициент гармонических искажений 1,5% на частоте 1кГц .

С другой стороны, обращайте внимание на то, для какой частоты приведена данная характеристика. Коэффициент гармонических искажений непостоянен по всему частотному спектру. Поскольку область низких частот человеческое ухо слышит менее разборчиво, в НЧ-диапазоне допустимы гармонические искажения менее 10%, а вот в полосе частот от 100 Гц до 2кГц - не более 1 %.

⇡ Кабель

В описании наушников часто можно встретить термин «одностороннее/двустороннее подключение» . Это означает, что конструктивно данные наушники выполнены таким образом, что провод подходит либо только к одной из чашек наушников, либо имеет Y-образную форму и подходит к обеим чашкам.

Наушники с односторонним подключением

Наушники с двусторонним подключением

Понятия «симметричный» и «несимметричный» кабель, как правило, имеют отношение к портативным вставным или внутриканальным наушникам. Конструкция наушников с симметричным кабелем означает, что провод имеет Y-образную форму. Несимметричный кабель позволяет забросить более длинный провод одного из наушников за шею. Такие наушники носить удобнее - когда они не используются, то просто висят на шее.

Кабель также может значиться в описании наушников как «плоский». Это означает, что провод наушников имеет форму телефонного кабеля, именуемого в народе лапшой. Преимущество плоского кабеля в том, что он не запутывается.

Провод на студийных наушниках может быть витым, то есть закрученным в спираль.

⇡ Провод может быть не нужен

Наушники не обязательно должны соединяться с источником звука проводом, существуют также беспроводные версии, которые могут работать дистанционно, без каких бы то ни было соединительных кабелей. Модели беспроводных наушников (за редким исключением) имеют более низкое качество звучания, что объясняется потерями при передаче сигнала в радиоэфире, а иногда и компрессией данных.

Беспроводные наушники работают от встроенных в корпус источников питания, срок службы которых обычно составляет от нескольких часов до нескольких суток. Источником передачи сигнала является база. База может представлять собой стационарную док-станцию, подключаемую к любому линейному входу, либо портативный модуль, подсоединяемый к любому аналоговому источнику звука или к USB-порту.

Беспроводные модели используют три основных способа передачи сигнала - по радио, посредством инфракрасного порта, а также через Bluetooth. При передаче по радиочастотам звук неизбежно сопровождается эфирными помехами. Вариант с инфракрасным портом - вчерашний день, устаревшая технология, которая требует от слушателя, чтобы его датчик-приемник на наушниках находился в зоне прямой видимости передатчика. Беспроводные наушники, использующие технологию Bluetooth, имеют сравнительно небольшой радиус действия, порядка десяти-двадцати метров, в то время как радионаушники могут работать на расстоянии до 100 и более метров. Многие портативные устройства, включая смартфоны и MP3-плееры, могут работать с беспроводными наушниками по Bluetooth.

⇡ Несколько слов о гарнитурах

Наушники с микрофоном называются гарнитурой. Микрофон может отстегиваться, превращая гарнитуру в обычные наушники, может поворачиваться в сторону, когда он не нужен, а может быть жестко закреплен на соединительном кабеле устройства.

Компьютерная гарнитура может подключаться или напрямую к разъемам для наушников и микрофона на звуковой плате, или при помощи звукового USB-адаптера, который может идти в комплекте.

Многие известные производители наушников в последнее время стали выпускать специальные модификации своих проверенных временем моделей, наделяя их поддержкой устройств Apple. Такие модели, как Sennheiser MM 70i и Koss PRODJ200, обладают дополнительным микрофоном и пультом дистанционного управления для быстрого вызова некоторых опций смартфона. Впрочем, мобильные гарнитуры - это отдельный класс устройств с большим набором функций, рассмотрение которых выходит за рамки этого обзора.

⇡ Разбираемся в брендах

Несмотря на разнообразие представленных в продаже марок наушников, есть определенные имена, которые заслужили репутацию и пользуются спросом среди знатоков хорошего звука. Вот некоторые из «проверенных» имен: AKG, Beyerdynamics, Sennheiser, Audio-Technica, Grado, KOSS, Philips, Sony, Fostex, Denon, Bose, Shure и прочие.

Интересно, что очень многие компании предлагают десятки и десятки моделей наушников, но все эти разные наушники сделаны по похожей технологии, поэтому зачастую их «акцент» очень схож. Если вы сторонник классического рока, вам, возможно, понравится большинство моделей, выпускаемых фирмой KOSS, которые обладают ярко выраженным басом. Модели AKG славятся очень красивой детальностью высоких частот, а у наушников Sennheizer обычно относительно ровная АЧХ.

Если посмотреть на ассортимент, который предлагается любителям наушников, можно увидеть, что у каждого второго бренда есть в наличии десятки, а то и сотни моделей. Чтобы дать возможность пользователям лучше ориентироваться в своей продукции, многие известные производители используют определенные принципы маркировки товара. Яркий пример «умной» маркировки наушников - у немецкой фирмы Sennheiser. В названии этих моделей присутствует буквенный префикс, который может многое сказать о конструкции тех или иных наушников.

  • CX, а также серия IE - внутриканальные наушники;
  • MX - вставные наушники;
  • HD - классические наушники с оголовьем;
  • RS - беспроводные наушники, комплект база плюс наушники;
  • HDR - дополнительная пара беспроводных наушников;
  • OMX - вставные наушники с креплением типа «крюк»;
  • OCX - внутриканальные наушники с креплением типа «крюк»;
  • PMX - накладные или вставные наушники с затылочной дугой;
  • PXC - линейка наушников с системой активного шумоподавления;
  • PC - компьютерные гарнитуры;
  • HME - модели гарнитур, предназначенные для пилотов и экипажей самолетов и вертолетов.

А если в конце названия модели стоит индекс «i», значит, она поддерживает работу с устройствами Apple - включает в себя четырехконтактный штекер, микрофон на проводе и пульт для управления некоторыми командами устройства.

К наиболее популярным моделям наушников некоторые производители выпускают отдельно наборы амбушюр, которые можно докупить и самостоятельно заменить, если от времени оригинальные вставки потеряют свой внешний вид - потрескаются или сотрутся.

⇡ Как найти идеальные наушники?

На самом деле, даже если обложиться осциллографами и прочими измерительными приборами, для наушников трудно найти критерий объективной оценки. Как сравнивать разные модели?

По цене, руководствуясь принципом «чем дороже, тем лучше»? Но есть и недорогие малоизвестные наушники, которые звучат не хуже брендовых (об одной из моделей мы писали в статье «Наушники Superlux HD669 (Axelvox HD 272): исключение из правил» .

Ориентироваться на мощность? Но и этот показатель тоже ни о чем не говорит. Одни из топовых наушников Philips - Fidelio L1 - имеют мощность всего 200 мВт, но при этом гарантией их звучания является контрольная комиссия «золотых ушей», состоящая из людей с исключительным слухом.

Не дает представления о качестве товара и частотный диапазон, который так любят писать на коробках гарнитур и наушников. Как уже было сказано выше, далеко не всякий человек может расслышать справочные 20 Гц - 20 кГц. А уж если границы диапазона намного шире этой полосы частот, начинает оправдываться пословица «Глухой не услышит, так соврет». Сказать о том, насколько красиво динамики передают скрипку на 30 кГц, может только человеческая фантазия.

Не намного более информативным является частотный диапазон микрофона в описаниях гарнитур. Логика подсказывает, что чем шире полоса, тем должен быть «естественнее» звук. На практике же это оказывается совсем не так. Все зависит от конструкции микрофона, а также от защитного фильтра, избавляющего от резкого придыхания и посторонних шумов. Более того, в линейке, скажем, Plantronics есть немало гарнитур, которые снабжены модулем электронной фильтрации звука DSP. Этот блок очень эффективно извлекает посторонние шумы, акцентируя звук именно на голосе. При этом полоса частот микрофона в таких моделях, согласно техническим характеристикам, выглядит более чем скромно, а речь звучит естественнее, чем в дорогих «геймерских» гарнитурах.

Так как же составить свое мнение о наушниках? Некоторые аудиофилы - те, которые думают, что могут на слух отличить качество звука на обычном кабеле и на кабеле из сверхчистой бескислородной меди, - привыкли доверять не собственным ушам, а глянцевым журналам и графикам, которые получены с помощью прибора, именуемого «искусственное ухо». Может, это и «по науке», но далеко не все с этим утверждением согласятся.

Нужно сказать, что тем, кто ищет идеальную формулу звука, в жизни приходится несладко - они постоянно вынуждены проглатывать саркастические шутки про «теплый ламповый звук». Не все, кто иронизирует по поводу «кристально чистого звука», правы, равно как и не все «аудиоманьяки» могут уловить разницу между усилителями за $400 и за $4 000.

При этом настоящих оппонентов в споре про качественный звук найти довольно сложно. Встретить мнение о том, что дорогая аудиоаппаратура - это пустая трата денег, - не проблема. Однако причины, порождающие эту мысль, могут быть разными. Например, позвольте поинтересоваться: когда вы проверяли свой слух? Скорее всего - очень давно, а может, вообще никогда. Вы же не испытываете дискомфорта при разговоре со знакомыми, так зачем вам ходить к врачу? Но то, что человеку не нужно кричать в ухо, еще не является гарантией его идеального слуха.

Энциклопедические сведения о том, что человек слышит диапазон от 20 Гц до 20 кГц - это крайне оптимистическое утверждение. В реальной жизни слышимый спектр намного уже. Да вы и сами можете в этом убедиться. Вот простенький «топорный» способ самому проверить собственный слух. В проигрывателе foobar2000 раскройте меню File -> Add Location и наберите tone://20000, где число равно частоте в герцах.

Вы получили плохой результат? Не расстраивайтесь. Во-первых, на результаты могли оказать влияние технические характеристики наушников, звуковой карты или акустики, а во-вторых - людей, которые могут похвастаться абсолютным слухом, не так и много. К тому же, чтобы наслаждаться музыкой, нужно лишь одно - чувство прекрасного. За последнее отвечает не ухо и не печень, а какой-то особо хитрый орган под названием «человеческая душа», положение которого вам не сможет показать ни один врач. В конце концов, Бетховен не слышал свою Девятую симфонию по причине глухоты, но это не помешало ему на премьере сорвать такие овации, что публику пришлось успокаивать силой.

Так что ответ на вопрос «Как выбрать самые лучшие для себя наушники?» звучит до невозможного просто: «А вы наденьте и послушайте!»

В наше время выбрать хорошие наушники достаточно сложно, ведь ассортимент просто поражает, и даже если Вы уже определились с типом конструкции, брендом и ценовым диапазоном, выбор будет нелегким. Ведь в каждой ценовой категории производители предлагают большое количество моделей, которые помимо прочего, отличаются между собой характеристиками . Обычно они представлены в виде цифр (а иногда и графиков) с непонятными для большинства пользователей размерностями. А как понять, на что именно влияют эти цифры и графические зависимости? Попробуем разобраться!

Несколько слов о маркетинге

Маркетологи сейчас решают многое в крупных корпорациях, и не зря, ведь от их удачных решений зависят размеры доходов от продажи каждой модели наушников. И они пользуются своей властью, чтобы повлиять на Ваш выбор, манипулируют сознанием покупателя с помощью цифр, используя, конечно же, технические характеристики. Вспомните 90-е годы, когда рынок заполнили китайские "Hi-Fi" музыкальные центры с маленькими динамиками, на которых крупным шрифтом было написано "100 W". Нечто подобное мы наблюдаем и сейчас. Чем больше значение вписать напротив характеристик, чем шире диапазон частот указать на упаковке, тем больший интерес это вызовет у аудитории.

Дело в том, что не существует никаких стандартных методик измерения характеристик наушников, как и стандартного стенда для провдення этих испытаний. Поэтому, фактически, производитель может написать на упаковке все что ему угодно. Все не настолько плохо, если немного разобраться, и понять, что означают характеристики наушников?

1. Импеданс (электрическое сопротивление)

Импеданс - это сумма активного и реактивного сопротивления катушки динамика, измеряется в Омах. Значение импеданса зависит от частоты сигнала, то есть эту характеристику уместнее подавать в виде графика, но обычно производители отмечают на упаковке импеданс на частоте 1 кГц или усредненное либо характерное значение для всего диапазона частот.

Обычно портативные наушники характеризуются импедансом 16-32 Ом и считаются "низкоомными". Если это значение превышает 60 Ом, то наушники "высокоомные". Классификация студийных мониторных наушников этом плане немного отличаются, здесь значение 80-100 Ом считаются низкоомными, а 250 и более - высокоомными. На что влияет значение импеданса? От него зависит потребление энергии при воспроизведении музыки, а также в некоторой степени громкость. Чем меньше сопротивление наушников, тем они будут громче (при одинаковой ). Также низкоомные наушники потребляют меньше энергии на воспроизведение музыки при подаче одинакового уровня сигнала.

Для портативных устройств (mp3-плееры, смартфоны) оптимальными значениями импеданса будут 16-32 Ом, в некоторых случаях даже при 60 Ом наушники будут звучать достаточно громко за счет высокой . Для стационарного прослушивания более приемлемыми будут значения от 100 Ом, это создаст "комфортную" нагрузку для усилителя, и он сможет воспроизводить сигнал с меньшими . Для портативной техники 100-Омные наушники будут "тяжеловатыми", воспроизведение скорее всего будет недостаточно громким.

Но не спешите выбирать наушники с минимальным значением импеданса, ведь с ростом этой величины, уменьшается соотношение сигнал / шум, растет уровень искажений, а также наушники с большим импедансом более экономичны в плане потребления энергии.

2. Чувствительность

Под чувствительностью часто подразумевают КПД наушников, их эффективность в плане энергопотребления . Измеряется в дБ/мВт, или дБ/В, то есть это соотношение уровня громкости, который обеспечивают наушники при подаче на них сигнала мощностью (амплитудой) 1 мВт (В). Чувствительность, приведенная к мощности (дБ/мВт) характеризует наушники в плане энергоэффективности, но не позволяет сравнивать различные модели между собой по этому параметру, поскольку чувствительность в данном случае зависит от импеданса наушников. Обычно производители не слишком озабочены размерностями и указывают значение просто в децибелах, для большинства наушников это 100 и более дБ. Здесь ярко просматривается работа маркетологов, и значение чувствительности в характеристиках указывается по принципу "чем больше - тем лучше". Чувствительность в значительной степени зависит от материала, из которого изготовлен магнитный сердечник динамика. Неодимовые магниты обеспечивают самую высокую чувствительность при компактных размерах, поэтому если Вы увидите на упаковке слово neodime, это хороший знак.

Здесь снова следует подчеркнуть, что не существует жестких стандартов относительно измерения чувствительности наушников, поэтому каждый производитель измеряет ее по-своему: кто-то приводит чувствительность на частоте 1 кГц, кто-то - на 500 Гц, а другие приводят усредненные или вообще пиковые значения чувствительности. Кроме того, каждый производитель использует собственный стенд для измерений, поэтому доверять этому параметру следует с осторожностью.

Как видно из определения, чувствительность в первую очередь влияет на громкость наушников , и чем это значение больше, тем громче будут наушники (при равных прочих параметрах, в т.ч. импедансе). Наушники с одинаковой чувствительностью и кардинально различными графиками АЧХ будут субъективно отличаться по громкости.

3. Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ)

АЧХ это графическая зависимость, отражающая зависимость громкости наушников (точнее звукового давления) от частоты воспроизводимого сигнала. Обычно эта зависимость неравномерна, то есть наушники создают разный звуковое давление на различных частотах. Для примера рассмотрим АЧХ наушников Koss PortaPro.

На графике мы можем увидеть отклонения АЧХ от среднего значения, за которое приянто 0 дБ. В районе 100-200 Гц мы можем наблюдать подъем кривой, что подчеркивает низкие частоты. Далее кривая выравнивается и в высокочастотном диапазоне видим некоторую неравномерность. Положение пиков и спадов могут меняться в зависимости от многих факторов: от того, как вы надели наушники, включен ли режим слабого прижима (переключатель на боковой части наушников PortaPro), а также от формы ушной раковины слушателя. При использовании внутриканальных наушников влияет также конфигурация амбушюр и глубина, на которую вставлен наушник. Стоит также отметить, что АЧХ левого и правого канала могут несколько отличаться.

Обращать внимание на график АЧХ важно только если Вы покупаете наушники среднего и высшего ценовых сегментов, производители бюджетных моделей обычно не слишком "хвастаются" этой характеристикой. Дорогие студийные модели могут иметь АЧХ специальной формы, предназначенной для определенных видов музыки, часто студийные модели имеют очень ровную характеристику, из-за чего для обычных пользователей они звучат "сухо", ощущается нехватка низких и высоких частот, в которых все так привыкли.

4. Частотный диапазон

Как видим, кривая по оси частот ограничена значениями 20Гц - 20кГц, это и есть частотный диапазон , то есть границы, в которых лежит амплитудно-частотная характеристика. Известно, что человеческое ухо воспринимает частоты от 20 Гц до 20 кГц (с возрастом этот диапазон сужается), и именно такие диапазоны мы обычно видим в харакеристиках наушников. Технически правильно рядом с частотным диапазоном указывать неравномерность АЧХ, например 20-20000 Гц (+/- 3 дБ), то есть неравномерность АЧХ в диапазоне 20 Гц составляет +/- 3 дБ, или 6 дБ. Обычно неравномерность никто не указывает, откуда и на коробках с наушниками появляются красноречивые цифры вроде 5-28000Гц. Но даже если неравномерность АЧХ в этом диапазаони будет приемлемой, нужно нашим наушникам воспроизводить частоты, которые наше ухо не может воспринимать? Как видим, график АЧХ на краях имеет значительные спады на высоких и низких частотах, и благодаря расширению частотного диапазона мы можем сместить эти спады, получив повышенные значения в пределах чувствительности нашего слуха.

Итак частотный диапазон - также немаловажная характеристика, но только с учетом неравномерности кривой АЧХ, то есть, если выбирать между наушниками с диапазоном 20-20000Гц при неравномерности 4 дБ, и 5-28000Гц при неравномерности 12 дБ, я бы выбрал первые.

Кстати, одним из примеров наушников, которые могут похвастаться широким частотным диапазоном, является внутриканальные IE800 от Sennheiser. При указанном производителем диапазоне 5-46000Гц, их цена составляет около 750 $.

5. Максимальная входная мощность

Эта характеристика показывает, какую максимальную мощность может иметь сигнал, который мы подаем на наушники. Если уровень превысит максимальную входную мощность наушников, они могут выйти из строя. Этой характеристикой можно руководствоваться, выбирая наушники для определенного источника воспроизведения (усилитель, пульт, звуковая карта, mp-3 плеер), сравнивая ее в соответствии с выходной мощностью девайса. Запас по мощности никогда не будет лишним, ведь он обезопасит наушники от перегрузок и существенно увеличит срок эксплуатации.

Максимальная входная мощность различных моделей наушников может колебаться от 1 до 5000 мВт.

6. Коэффициент нелинейных искажений (КНИ)

Очень важная харакетристика, которую редко встретишь на упаковке наушников. Уровень искажений наушников измеряется в процентах, чем меньше значение КНИ, тем точнее наушники передают звук. Коэффициент искажений зависит от многих факторов (частота, мощность сигнала и т.д.), например для низькох частот (до 200 Гц), допустимое значение 5-10%, тогда как в остальном диапазоне приемлемыми считаются значения меньше 1%. Обычно приводятся данные для КНИ на частоте 1 кГц.

Почему учитываются именно нелинейные искажения?

Все очень просто, линейные искажения в сигнал вносит любой линейный элемент, например резистор - регулятор громкости. Конечно, при прохождении через резистор, сигнал может быть подвергнут искажением нелинейного характера, связанных с примесями в резистивном элементе, но эти искажения настолько малы, что ими можно пренебречь. Нелинейные искажения вносят нелинейные элементы, такие как транзисторы, из которых состоит практически вся электроника.

Передать сигнал с идеальной точностью вообще без искажений невозможно, можно только минимизировать их уровень. Современные технологии позволяют достичь уровня искажений в десятые а то и сотые доли процента, поэтому почувствовать эти искажения на слух сможет далеко не каждый. Каким образом наушники искажают сигнал? Обычно это связано с неравномерностью деформации диффузора, который не может иметь одинаковых механических свойств по всей площади. Также мы можем услышать искажения звука при выходе диффузора за пределы расчетной зоны перемещения, но это случается обычно когда наушники "перегружены", то есть работают в режиме, который не соответствует номинальному. Такое можно наблюдать, подключив наушники с малым значением к мощному источнику сигнала, особенно при избытке низких частот. Такой режим работы является опасным и может повредить динамик.

Итоги

Выделить какую-то одну характеристику, которая полностью охарактеризует наушники, невозможно, так как качество и достоверность звучания зависит от каждой из них. Некоторые характеристики связаны между собой, некоторые компенсируют друг друга, поэтому оценивать нужно все в комплексе, а не каждый параметр отдельно. Кроме того, не забывайте, что не существует стандартных стендов и методов для измерения тех или иных характеристик наушников, а также некоторые из них (например ) будут зависеть от посадки наушников на голове (либо в ушах) и других условий эксплуатации.

Поэтому самым надежным способом выбрать наушники все же будем считать "живое" прослушивание, которое позволит Вам оценить не только качество звука, но и удобство использования и другие нюансы. Если возможности послушать наушники перед покупкой нет, внимательно посмотрите на их характеристики и почитайте отзывы пользователей в Интернете, хотя каждый оценивает по-своему.

В прошлом веке вопрос «как выбрать наушники» мало кого волновал, так как последние были предметом обихода только тех людей, которые профессионально работали со звуком или принимали сигналы с эфира.

В широкие массы этот товар не распространялся. Не было на то причины. Музыку люди слушали через проигрыватели, с кассетных магнитофонов или по радио. Включить бобинный магнитофон и одеть наушники, вряд ли кому могла прийти в голову такая несуразица.

Раньше считалось престижным включить звук громче, да так, чтобы все в округе слышали, кто «поет в доме» и какая музыка вам нравится. Но сегодня это не так и дело здесь не в изменении вкусов и манер, а в технологическом прогрессе. Как только многотысячная музыкальная библиотека стала помещаться в небольшой цифровой накопитель, людям захотелось слушать любимую музыку со своего плеера и в любое время. Теперь уже с точностью наоборот – так, чтобы не мешать другим, на любом месте, погружаясь в мир звуков и образов. И это невозможно сегодня сделать без персонального устройства для прослушивания. Итак, как выбрать хорошие наушники – тема нашей статьи.

Какими бывают современные наушники

Хочется сразу сказать, поскольку рынок наполнен различными типами «головных мониторов», подобрать подходящий вариант бывает достаточно сложно. Поэтому, чтобы облегчить процесс, давайте сначала классифицируем существующие устройства по их типу, назначению и характеристикам. После этого нам будет легче понять, как правильно выбрать нужные.

Все их условно можно разделить на 4 типа:

  • вкладыши (капельки);
  • вставные, вакуумные (затычки);
  • накладные (со специальным креплением);
  • мониторные (полный обхват ушей).

Данная классификация зависит от того, насколько близко расположен динамик к самому уху. В связи с этим каждый тип имеет как свои плюсы, так и минусы.

В независимости от типа наушников, существует ряд рекомендаций их использования без вреда для здоровья:

Наушники-вкладыши

Наушники-вкладыши имеют такое название из-за того, что вкладываются в ушную раковину. Удерживаются они за счет силы упругости, но поскольку капельки стандартны в диаметре, а форма уха у всех людей разная, вкладыши «имеют привычку» периодически выпадать.

Кроме этого из-за маленького размера мембраны они плохо воспроизводят низкие частоты. Для них характерна также слабая звукоизоляция. Это их основные недостатки.

А в чем достоинство? В их недорогой стоимости, а также компактности: они не занимают много места. Капельки лучше всего подойдут людям, неприхотливым к качеству звука, и именно их чаще всего продавали раньше в нагрузку к телефонам.

Ещё один неочевидный плюс для некоторых пользователей: существует тип людей с определённой «архитектурой» уха, которая просто не держит вакуумные наушники и они свободно выскакивают из ушной раковины через секунду после введения. И так бесконечное количество раз. Это создаёт проблемы для владельцев таких миниатюрных (или наоборот больших?!) ушек, поэтому для них капли остаются единственно приемлемым вариантом, позволяющим сэкономить. К сожалению, сейчас стандартным типом ко всей технике чаще идут именно затычки, поэтому капли приходится докупать, а в продаже они встречаются всё реже.

Вакуумные

Вакуумные наушники или «затычки» лучше упоминаемых выше. Мягкие силиконовые насадки и фиксация динамика внутри ушного канала – вот основное их отличие от других типов.

Качество звука таких моделей гораздо выше. Затычки имеют глубокий уровень звукоизоляции, человек в них буквально погружается в звук. Именно поэтому они актуальны в шумных местах, в метро, в поезде, в мегаполисе. Аксессуар хорош для прослушивания как с плеера, так и с телефона.

Внутриканальники отличаются мощными басами, поэтому ими могут пользоваться меломаны. Только бы подыскать модель от признанных брендов, а это такие, как Apple, Sony, Ceneva, AKG. Они дадут необходимое качество, но цена будет кусаться.

Однако они имеют и свой недостаток: создают существенную нагрузку на слуховые органы человека, так как вставляются глубоко в ухо. Очевидно, что затычки при частом их употреблении могут посадить слух.

Специфика использования вакумных наушников заключается в необходимости их регулярной чистки:

Накладные

Это те, которые, в буквальном смысле этого слова накладываются на ухо. Они имеют специальное крепление: на ухе, затылочную дужку или на оголовье.

Этот аксессуар лучше капелек по звучанию из-за большей мембраны. Также специальное крепление, особенно оголовье, буквально притягивает их к ушам.

Он подойдёт владельцу планшета или геймеру, а также для наслаждения музыкой с плеера. Ещё один плюс: достаточно хорошая звукоизоляция.

Стоимость их от 25 долларов, например такие, как Sony MDR-370LP White стоят 1100 рублей.

Мониторные наушники

Полноразмерные или мониторные наушники – это те, которые полностью охватывают уши. Этот тип разделяют ещё на открытые и закрытые. Закрытые обеспечивают полную изоляцию от внешнего мира. У открытых же в амбушюрах есть отверстия.

В закрытых наушниках, как правило, работают режиссеры звука, которым нужно видеть всю звуковую картину и посторонние шумы им ни к чему. А открытые – удел любителей компьютерных игр, меломанов, слушающих музыку на компьютере.

Недостаток полноразмерных наушников – это их габариты. Качественные, такие как AKG и Sennheiser, Koss или Audio-Technica, имеют высокую цену.

Назначение разных типов

Итак, рассматривая различные виды, мы уже затронули такую тему, как назначение. Тем не менее давайте расширим круг применения головных мониторов и ещё раз определимся, где, в какой сфере лучше всего использовать тот или иной.

Наушники используются:

  • для звукозаписи и сведения музыки;
  • для работы в музыкальной и радиостудии;
  • для прослушивания на плеере;
  • для прослушивания аудиокниг;
  • во время игры геймерами;
  • во время серфинга в интернете;
  • для просмотра видео на компьютере, планшете;
  • для прослушивания интернет-радио в телефоне или смартфоне;
  • для разговора по скайпу;
  • просто как гарнитура для телефона.

Очевидно, что диджей в радиостудии не будет работать в капельках, а обычному человеку для того, чтобы поговорить с другом по скайпу, не понадобятся студийные аксессуары. Каждому свое. Поэтому, чтобы выбрать наушники, нужно всегда сначала определяться, как и когда вы будете их использовать.

Стало быть, советы общего плана пока что, не вдаваясь в характеристики, будут такие.

  1. Если вы неприхотливы к качеству звука, вам нужны хоть какие, лишь бы «уши», если у вас под рукой всегда телефон или смартфон – ваш выбор капельки или затычки.
  2. Если вы все время в движении, по утрам бегаете трусцой, любите слушать аудиокниги или музыку с плеера, много слушаете – ваш выбор накладные. Вам нужно хорошее крепление и чтобы слух не утомлялся.
  3. Если вы геймер или, работая за компьютером, любите ненадолго «уйти в себя» – ваш выбор полноразмерные открытые.
  4. Ну и конечно, если вы профессионально работаете со звуком, тогда вам нужны качественные закрытые «уши».

Итак, как выбрать наушники относительно их типа и назначения, мы разобрались.

О выборе: мнение специалиста (видео)

Беспроводные головные мониторы

Хочется также упомянуть, что по способам передачи звука и его подключения наушники делятся на проводные и беспроводные. Последние работают за счет канала, например, радиосигнала. Они дают некую мобильность, подвижность, но имеют ограниченный радиус действия. И ещё их недостаток – это низкое качество звучания. Есть ли смысл покупать такие, решать вам.

Если вы возжелаете лежа на диване смотреть телевизор так, чтобы звук не мешал окружающим, тогда они пригодятся. Также покупка полезна, если вам надоели лишние провода или они вам мешают. Но тогда нужно запасаться батарейками, так как такие аксессуары требуют дополнительного питания.

Стоимость удовольствия – от 50 долларов. Например, такие, как PHILIPS SHC5100/10 стоят 2499 рублей.

Технические характеристики

Теперь обратим свое внимание непосредственно на характеристики наушников, чтобы выбрать среди существующих типов те, что лучше.

К ним относятся:

  • частотный диапазон (частотный спектр);
  • чувствительность (громкость);
  • сопротивление (импеданс);
  • максимальная мощность;
  • уровень искажения;

Скрупулезно исследовать все эти особенности необязательно, но иметь общее представление нужно, чтобы ваш выбор был осознанным.

Частотный диапазон

Эта характеристика отображает, в каком диапазоне частот будет воспроизводиться звук. Чем он шире, тем качество звучания лучше. Как правило, физически здесь взаимосвязь такая. Чем больше мембрана наушника, тем шире частотный диапазон. Меломаны хотят слышать весь существующий спектр, который только может уловить их ухо. Но обычно оно слышит частоты от 15-16 до 18 000-20 000 Гц. Поэтому все, что ниже и выше – привилегия лишь немногих.

Чувствительность

Эта характеристика отвечает за то, насколько громко вы будете слышать звук. Стандартная для большинства наушников составит не менее 100 дБ. Чувствительность зависит от применяемого магнитного сердечника. У вкладышей и затычек небольшой диаметр мембраны и маломощный магнит, поэтому они не обладают большой чувствительностью. Однако громкости звука человеку хватает за счет близкого расположения мембраны к уху.

Сопротивление

Этот параметр нужно учитывать относительно того, какую технику вы будете использовать. Для гаджетов и портативной техники сопротивление наушников составляет 16-50 Ом. Смысл в том, что, чем больше будет сопротивление наушников, тем более мощный понадобится входящий сигнал, чтобы раскачать мембрану. Другими словами, для высокоомных аксессуаров понадобится мощный источник звука.

Поэтому, если вы подключите студийные наушники с импедансом 250 Ом к обычному плееру, они будут звучать тихо, мощного звука вы не получите. А для студийных с импедансом в 500 Ом понадобится уже дополнительный усилитель.

Ещё одна закономерность: чем выше сопротивление, тем чище звук. Стало быть, низкоомные наушники могут звучать с искажением, а высокоомные не очень громко.

Делаем следующий вывод. Для портативного плеера или компьютера достаточно будет наушников с сопротивлением 32-80 Ом. Для серьезной студийной работы импеданс может быть 200, 300 Ом и выше.

Мощность

Аналогичное соответствие должно быть и по такой характеристике, как мощность. Если мощность от источника звука превысит допустимую для наушников, они выйдут из строя. Обычно диапазон мощности бывает от 1 мВт до 5000 мВт.

Уровень искажения

При воспроизведении звука допускаются некоторые искажения. Их уровень измеряется в процентах. Соответственно, качество будет лучше, чем меньше этот процент.

При выборе наушников нужно обязательно учитывать также их вес и размер. Чтобы вам было легче сориентироваться, знайте, что вкладыши и вакуумные весят примерно 5-30 г, накладные – 40-100 г, а мониторные – 150-300 г.

Вес наушников будет особенно актуален, если вы собираетесь использовать их вместе с сотовым телефоном:

В конце концов, спросите себя, сколько времени вы планируете проводить в них? Они вам нужны лишь как гарнитура для разговоров по скайпу или вы будете работать в них? Вы часто слушаете музыку, аудиокниги или изредка? А может, вам действительно нужны беспроводные?

Какой тип техники лучше: мнение профессионала на видео

Каждый, кто покупает дешёвые наушники зачастую вынужден испытывать разочарование в своём приобретении. Спустя некоторое время, в наушниках появляется треск, посторонние шумы и другие неприятные эффекты. Очень часто становится ясно, что наушники натирают уши, неудобно и не прочно держатся на голове и имеют ещё целый ряд отрицательных качеств.

Как же выбрать такие наушники, которые удовлетворили бы именно ваш запрос?

Чтобы выполнить эту задачу, необходимо подбирать наушники по следующим характеристикам:

1. Частотная характеристика
Эта характеристика очень сильно влияет на качество звука наушников. Если вы замечаете шипение и металлический оттенок звука на очень низких или очень высоких частотах - это следствие несовершенства наушников в области частотного диапазона.

Как правило, особо важную роль играет низкий предел частотной характеристики. Если вы особенно ревностно относитесь к качеству звука, то лучше выбрать наушники с повышенным качеством звучания - наушники с большим диаметром мембраны. Несмотря ни на что, почти никакие из наушников-вкладышей с размером мембраны 9-12 мм не способны состязаться в чистоте звука с накладными наушниками или мониторами, имеющими диаметр мембраны 30 мм и выше, что позволяет им значительно расширить частотный диапазон и улучшить качество звучания. Среднее значение частотной характеристики 18-20000 Гц. Если частотный диапазон более узок, следует трижды подумать прежде чем покупать такие наушники.

2. Чувствительность
Чувствительность влияет на громкость звука в наушниках. Возможно для наушников-мониторов, всегда обеспечивающих хорошую громкость это и не актуально, однако при выборе вкладышей или накладных наушников "для улицы", на это стоит обратить внимание.

Хорошо, чтобы наушники обеспечивали чувствительность не менее 100 дБ, иначе звук может быть слишком тихим при использовании наушников с плеером или тому подобными устройствами. Старайтесь смотреть на то, какие магнитные сердечники применяются в наушниках. Не рекомендуется брать наушники-вкладыши малого диаметра мембраны, обладающие маломощным магнитом. Лучше всего остановить выбор на наушниках с неодимовыми магнитными сердечниками.

3. Тип подключения
Если вы определились, что берете наушники для крупной стерео системы, то перед вами становится вопрос: остановиться на проводной или беспроводной модели? Рассмотрим их преимущества и недостатки.

Для наушников с проводом недостаток очевиден - это само наличие провода, стесняющего движения. Даже если взять провод большой длины, вам не удасться танцевать или разгуливать по квартире, наслаждаясь музыкой не запутав его. Однако в данном случае вам всегда гарантирован тот максимум чистоты звука, который способны выдать данные наушники. С беспроводными наушниками все иначе. Налицо полная свобода передвижения - некоторые модели обеспечивают такую хорошую передачу звука, что прослушивать музыку можно передвигаясь по всей квартире. Однако здесь особое внимание нужно обратить на качество передачи, частоту каналов и наличие автоматической подстройки.

Несмотря на то, что современные беспроводные наушники, как радио, так и инфракрасные способны без труда обеспечивать передачу звука с минимальными искажениями, всё же стоит обратить более пристальное внимание на вышеназванные характеристики. Другой минус этого типа наушников - батарея. Срок службы батареи наушников должен быть достаточно долгим, чтобы обеспечивать многочасовое прослушивание. Хотя, наиболее удобными в данном случае будут наушники с аккумуляторами, заряжающиеся прямо на передатчике.

4. Аккустическое оформление
По аккустическому оформлению наушники разделяются на открытые и закрытые. Закрытые наушники не пропускают никакие внешние звуки, в то время как открытые позволяют слышать звуки окружающей среды. Несмотря на то, что аккустическое оформление - дело вкуса, стоит предупредить, что открытые наушники дают более чёткую картину, тогда как в закрытых возникает небольшой резонанс.

5. Удобство и комфортность
Удобство и комфортность наушников - ещё одна очень немаловажная деталь. Здесь можно дать множество небольших советов. Если наушники натирают уши - не используйте вкладыши, но используйте накладные наушники или мониторы. Чтобы наушники не портили прическу - используйте наушники с лентой дужки, расположенной позади шеи.

Посмотрите на вес наушников - даже кажущиеся лёгкими с первого взгляда, некоторые модели могут вызвать неприятные ощущения после нескольких часов непрерывного использования. Используйте наушники-вкладыши с оголовьем или другие модели, равномерно распределяющие свой вес. Обращайте внимание на то из чего сделаны чашки наушников, на то, насколько эргономично они спроектированы, на то, насколько хороши возможности подстройки под диаметр головы и т.д. Наличие регулятора громкости на шнуре, коробочка для хранения и тому подобные мелочи, способны сильно облегчить жизнь и сделать прослушивание музыки значительно приятнее.

Наушники имеют целый ряд преимуществ и недостатков по сравнению с акустическими системами. Преимущество наушников в том, что они способны за гораздо меньшую стоимость обеспечить широкий частотный диапазон и выдать сильное звуковое давление без искажений. К тому же на звук в наушниках не оказывает влияние акустические характеристики помещения, а мощный звук, в свою очередь, не действует на нервы вашим соседям.

К недостаткам наушников можно отнести неестественность представления пространственной информации. Дело в том, что когда вы слышите звук в помещении от акустических систем - каждое ваше ухо слышит звук не только от ближнего к нему излучателя, но и от дальнего. Именно основываясь на этой информации, человек может определять местонахождение источника звука в пространстве. В наушниках каждое ухо воспринимает только звуки, идущие от предназначенного именно для этого уха излучателя, что в конечном счете приводит к неестественности звучания и, как результат, к повышенной утомляемости. Правда, существуют устройства, называемые головными динамиками, избавленные от этого недостатка. К ним относится модель AKG K 1000.

Различают наушники, которые вставляются в уши, и наушники, надеваемые на голову. Профессионалы относят наушники, вставляемые в уши (вкладыши), к стереотелефонам самого начального уровня. Объясняется это просто: при их видимом удобстве наблюдается явный недостаток - низкое качество звука, в частности, слабость низких частот. Фирмы-производители безуспешно пытаются исправить это за счет различных технических ухищрений, вроде ушных вкладышей в наушниках SONY MDR-ED228LP, или неодимовых магнитов высокой мощности (400 кДжм3) в наушниках SONY MDR-EX70. Но невозможно из 9 мм мембраны вытянуть широкий частотный диапазон при одновременном соблюдении небольших размеров наушников. Наушники с подобными техническими примочками будут действительно звучать громче, а вот качественнее - никогда.

Однако следует отметить, что действительным плюсом вкладышей является их компактность и удобство эксплуатации (они ни мнут прическу, не занимают много места, почти не заметны и т.д.). Подвидом данного типа наушников являются модели с тонким пластиковым ободком - вкладыши с оголовьем. Данная модель характеризуется наличием неплохих (по сравнению со всеми остальными вкладышами) низких частот, ободок же выполнен из специальной пластмассы, которая не сломается даже при самых немыслимых операциях с наушниками. К таким наушникам относятся SONY MDR-W08L. Кроме того, существуют спортивные модели вкладышей, они обладают повышенной степенью комфортности и эргономики. Функционируют эти модели подобно очкам, их с легкостью можно отрегулировать с учетом индивидуальных особенностей уха конкретного слушателя. Такие наушники выпускает фирма Bang & Olufsen.

Среди наушников, надеваемых на голову, выделяют два типа - открытый и закрытый. Наушники открытого типа изобретены фирмой SENNHEISER и представляют собой головные стереотелефоны, в которые частично попадают внешние звуки. Наушники закрытого типа - максимально герметичные модели с минимальным проникновением внешних шумов.

Их недостаток - некоторая гулкость при воспроизведении композиций (аналогичный эффекту в сабвуферах). Вообще, выбирая наушники в магазине, обратите внимание на упаковку. На ней указана основная характеристика наушников - частота; чем шире указанный диапазон, тем лучше звук в наушниках. Так, наушники среднего класса SONY MDR-A106LP обладают частотной характеристикой 18 - 20000 Гц, у них большая мембрана диаметром 30 мм, которая позволяет достичь неплохого баса. Данный тип наушников не отличается компактностью, но производители для максимального уменьшения размеров наушников в нерабочем состоянии применяют складные (как в SONY MDR-A106LP) и разборные (как в KOSS KTX/4) дужки.

Отдельно выделяют популярные на сегодняшний день наушники с оригинальным дизайном, форма которых позволяет цеплять их за шею, при этом слушатель может не беспокоиться о растрепанных волосах, помещая ободок на затылке. Эти наушники совмещают в себе удобство при эксплуатации вкладышей (наушников, вставляемых в уши) и неплохое качество звука накладных наушников (т.е., одеваемых на голову).

К моделям наушников с таким дизайном относят AIWA HP-AJ40 и SONY Street Style. Кроме того, существуют профессиональные и полупрофессиональные наушники, которые используются или продвинутыми аудиофилами, или специалистами в области музыки. Их отличает продуманность до мелочей и качество исполнения, как, например, PHILIPS HP-910. В этой модели применена безразмерная конструкция, обеспечивающая оптимальную посадку, нет необходимости подкручивать и подстраивать наушники под голову.

Дужка состоит из трех элементов: гибкого охвата и двух упругих стяжек. Такая конструкция позволяет максимально равномерно распределить нагрузку на голову, избавляя слушателя от быстрого физического утомления. Внутренняя поверхность чашек таких наушников обычно отделывается либо бархатом, либо заменителем кожи, а сам излучатель прикрывают акустически прозрачной тканью. При изготовлении динамического излучателя (магнита широкополосных головок) применяют сплавы из неодима, железа и бора, позволяющие добиться повышенной мощности. Звуковые катушки намотаны либо бескислородной медью, либо алюминиевым проводом с медным покрытием, а мембраны изготовлены из майлара. Кроме того, соединительные шнуры, размеры которых в стандартном исполнении достигают 3-х метров, выполняют из нескольких гибких проводников длиннокристальной бескислородной меди (LC-OFC). По данным мини-опроса, проведенного в Рунете, большинство слушателей, готовых потратить около ста долларов на приобретение наушников, выбирают именно такой тип стереотелефонов.

Отдельно стоит остановиться на беспроводных наушниках. Различают два способа передачи сигнала от базового блока до наушников. Первый из них - с помощью радиосигнала. Принцип действия прост: в базовом блоке размещен радиопередатчик, который работает в режиме FM-stereo на частотах 433-435 Мгц. Базовый блок подключается с одной стороны - к выходу любого источника (CD, MD и т.д.), а с другой - в сеть через стандартный AC/DC адаптер. Диаграмма направленности антенны передатчика круговая и позволяет поддерживать устойчивое соединение наушников с базовой станцией в радиусе около 100 метров, причем, как правило, существует функция ручной настройки системы.

К этой разновидности наушников относится модель PHILIPS НС 800. Второй способ передачи сигнала с базовой станции - через инфракрасный порт. При этом сигнал передается по принципу пульта дистанционного управления к телевизору и только на расстоянии прямой видимости. Плюсы беспроводных наушников очевидны: свобода передвижения по квартире, офису, загородному дому - но и минусы тоже: ощутимые шумы при прослушивании композиций, частая замена элементов питания (стандартно хватает двух батареек типа АА на четыре часа прослушивания), невозможность прослушивания наушников с инфракрасным портом в соседнем помещении.

Те, кто считает, что наушники - это простейшие устройства, способные только принимать, а затем технично воспроизводить сигнал от источника, глубоко ошибаются. Существуют модели наушников, вроде SONY MDR-DS5000, способные воспроизводить не только аналоговый, но и цифровой сигналы (например, многоканальное сопровождение к фильму, или подключение через оптический выход DVD-Плейера), и не только в формате Dolby Pro Logic, но и в АС-3. В базовом блоке MDR-DS5000 размещены цифро-аналоговый преобразователь, декодеры АС-3 и DPL, схема фазово-частотной коррекции, ИФК-кодер и, наконец, усилитель.

Полное название усилителей в наушниках - Headphone distributing amplifier. Применяют усилители не только для элементарного повышения мощности сигнала с источника, но и для распределения сигнала на несколько пар наушников. Применяются усилители обычно в студиях, для подачи каждому слушателю сигнала индивидуальной мощности, при этом каждый может слушать звук настолько громко, насколько ему хочется, не ущемлять при этом качество и громкость звука соседей.

В заключение стоит отметить, что выбор наушников - дело сугубо индивидуальное, и зависит как от целей приобретения, так и от вкуса покупателя. Но если вы хотите получить действительно качественный звук, и располагаете для этого средствами, стоит забыть про трехдолларовые китайские подделки, и покупать только фирменную продукцию.