Настройка цветовой гаммы. Правильная поза оператора компьютера. Визуальное определение качества изображения

Для начала, следует дать определение понятия «калибровка монитора», выяснить кому необходимо калибровать монитор, а так же как часто необходимо проводить калибровку.

«Калибровка монитора»

Процедура приведения параметров воспроизведения информации устройством в строгое соответствие с определенными требованиями, регламентируемыми специальными стандартами (ISO 12646 - "Графическая Технология – Дисплеи для цветопробы. Характеристики и условия Просмотра" (Graphic Technology - Displays for Color Proofing - Characteristics and Viewing Conditions)). С теоретической точки зрения калибровка соотносит численное представление каждого цвета, реализованного в данном устройстве, с численным значением этого цвета в колориметрическом цветовом пространстве.

Это процедура, с помощью которой достигается максимально точная передача цвета на мониторе, сбалансированность "по серому", корректное отображение теней, полутонов и светлых элементов изображений.

Калибровка монитора являются необходимой процедурой для обеспечения адекватности передачи.

Для того чтобы монитор адекватно и точно передавал цвета, необходимо соблюдать требования ISO, а так же регулярно проводить калибровку.

Одновременно с процессом калибровки проводится профилирование – создание ICC-профиля, контролирующего работу всей системы отображения (видеодрайвера - видеокарты - монитора). ICC-профиль автоматически загружается вместе с операционной системой, что гарантирует правильность отображение в разных приложениях.

Калибровка монитора прежде всего нужна для эффективного управления цветом. Все, кто занимаются профессиональной работой с цветом: дизайнеры, фотографы, студии допечатной подготовки, рекламные агентства и др., должны иметь в своем арсенале настроенные на точную передачу цвета мониторы, что позволит минимизировать ошибки на этапе допечатной подготовки.

Калибровать можно большинство мониторов: традиционные ЭЛТ и современные ЖК-панели. Но хорошего результата можно достичь при условии, что они относятся к линейке профессиональных – предназначенных для работы с цветом. В случае с ЭЛТ, помимо всего, важен срок эксплуатации. Такие мониторы теряют свои качества уже после 3-5 лет использования. Это не исключает калибровку, но ухудшает ее результат. ЖК-мониторы имеют сравнительно больший срок эксплуатации, чем ЭЛТ. У таких мониторов на результат влияет тип матрицы3. В среднем, вся калибровка занимает 30-50 минут. За это время непосредственный процесс настройки повторяется минимум 2-3 раза, для достижения наилучшего результата.

Настройка любого оборудования предполагает обязательный контроль конечного состояния. Для этого проводится инструментальный тест, результат которого демонстрирует величину отклонений цветопередачи монитора (ΔE – "дельта Е"). Значение средней ΔE у профессиональных мониторов ≤1,что говорит о высокой точности отображения.

Современные мониторы имеют хорошие показатели стабильности, в связи с этим калибровку не обязательно проводить часто. Минимальный рекомендуемый промежуток – 1 неделя, в случае если важен постоянный контроль и уверенность в цветопередаче можно проводить и чаще. Если же не требуется постоянная калибровка, то оптимальный срок проверки и (при необходимости) повторной калибровки – 4-6 недель.

ПАРАМЕТРЫ КАЛИБРОВКИ

Не зависимо от метода калибровка четкость передачи цвета достигается за счет регулирования таких параметров как:

· Точка белого. Этот параметр контролирует относительную теплоту или холодность наиболее светлого тона на экране в соответствии с «цветовой температурой». Более высокие цветовые температуры дадут более холодные тона, в то время как низкие температуры покажутся.

Для мониторов ЭЛТ стандартной рекомендацией является цветовая температура дисплея порядка 6500K (называемая D65), то есть чуть холоднее, чем дневной свет. Однако для ЖК мониторов всё несколько более сложно. Несмотря на то, что у многих ЖК есть настройка цветовой температуры, их подсветка всегда имеет собственную цветовую температуру. Любое отклонение от неё ведёт к сужению гаммы вашего дисплея. По этой причине для ЖК мониторов обычно рекомендуется оставлять их стандартную цветовую температуру. Глаз адаптируется к цветовой температуре, и ни теплота, ни холодность тона не будут заметны, пока их не начнут непосредственно сравнивать.

Рис.1. Тёплая цветовая Температура. Цветовая температура вашего монитора. Холодная цветовая температура

· Гамма. Этот параметр контролирует скорость, с которой яркость теней нарастает от чёрного к белому (для каждого из цифровых значений). Это заставляет изображение выглядеть светлее для больших и темнее для меньших значений гаммы, соответственно, но точки чёрного и белого при этом остаются неизменными. Также гамма сильно влияет на кажущуюся контрастность изображения. Коэффициент гаммы 2.2 стал стандартом при редактировании и просмотре изображений, так что в общем рекомендуется использовать это значение. Кроме того, оно наилучшим образом коррелирует с тем, как мы воспринимаем вариации яркости, и ближе всего к стандартной настройке дисплея. (Старые компьютеры Mac некоторое время использовали значение гаммы 1.8, сейчас - 2.2).

Рис.2. Изображения с разными гаммами

(Гамма 1.0/Гамма 1.8/Гамма 2.2/Гамма 4.0)

· Яркость. Этот параметр контролирует количество света, испускаемого экраном. В отличие от точки белого и коэффициента гаммы, оптимальная настройка яркости сильно зависит от яркости рабочей среды. В большинстве случаев устанавливается яркость в районе 100-150 кд/м2, но яркие рабочие помещения обычно требуют более высоких значений. Максимальная достижимая яркость будет зависеть от типа и срока службы монитора, и таким образом может кардинально ограничить допустимую яркость рабочей обстановки. Однако более высокие значения яркости сократят срок службы монитора, так что всегда лучше несколько приглушить яркость монитора. Следует использовать наименьшую из возможных яркостей диапазона 100-150 кд/м2, в котором по-прежнему различимы все 8 теней образца.


Рис.3. Тени, которые должны быть различимы при правильной яркости

КЛАССИФИКАЦИЯ И ОПИСАНИЕ СПОСОБОВ КАЛИБРОВКИ МОНИТОРА

Виды калибровки:

1. аппаратная («калибруемые мониторы»);

2. программная;

3. программно-аппаратная;

АППАРАТНАЯ КАЛИБРОВКА МОНИТОРА

Аппаратная калибровка предполагает подключение колориметра к самому монитору. Такие мониторы и совместимые с ними измерители стоят очень дорого и оправдывают себя только у профессионалов высокого уровня. Высокая стоимость компенсируется существенными достоинствами, недостижимыми с помощью других подходов. Во-первых, если при программной или программно-аппаратной калибровке цвет корректирует видеокарта, то преобразование ограничено глубиной цвета выбранного видеорежима, которая не превышает 8 бит на канал, в то время как профессиональные мониторы могут иметь 10-битовую точность. Во-вторых, при аппаратной калибровке корректирующие данные хранятся в памяти монитора постоянно, им не нужен никакой загрузчик. Из этого вытекает третье достоинство, которое неочевидно на первый взгляд: можно иметь отдельный профиль для каждого монитора, если у вас их несколько, - ведь сейчас даже у видеоплат «бюджетного» уровня есть два выхода для подключения мониторов. Но Windows позволяет указать только один активный профиль для каждой видеокарты, а программы-загрузчики LUT ориентируются именно на системные установки.

Такие мониторы называют «калибруемые мониторы». Их производят компаний Barco, LaCie, Miro Display и Mitsubishi. Они разрабатываются со встроенными функциями, гарантирующими постоянный и предсказуемый цвет. Калибруемые мониторы содержат специальные электронные компоненты, обеспечивающие обратную связь на уровне элементов управления электронными лучами. Например, для того, чтобы добиться точного отображения белого цвета, необходимо постоянное сведение трех лучей электронов, причем на всех участках экрана. Освещенные люминофоры красного, зеленого и синего цветов всегда дают один и тот же цвет. Поэтому для отображения различных цветов и оттенков должна изменяться интенсивность потока электронов, определяющая яркость свечения люминофора. Это означает, что для получения на экране цветов (включая все оттенки, от самого яркого до самого темного), совпадающих с цветовыми значениями реального цифрового файла изображения, необходимо обеспечить точное управление усилителями для красной, зеленой и синей пушек. Чтобы гарантировать хорошую цветопередачу, электронные лучи, пронизывающие трубку, должны очень точно контролироваться сложным набором электромагнитов. Кроме того, со временем изменяются и характеристики самого люминофора, что также приводит к изменению точности отображения цветов.

Такие мониторы встраиваются специальные электронные схемы, которые постоянно проверяют и настраивают интенсивность пучков электронов электронно-лучевой трубки, что обеспечивает поддержание баланса белого, черного и серого цветов. Некоторые производители выполняют в заводских условиях характеризацию каждого отдельного монитора, после чего полученные данные «зашиваются» в микросхему изделия. Это позволяет контроллеру монитора постоянно проверять выходные сигналы и поддерживать их соответствие исходному профилю.

Следует помнить, что калибруемые мониторы работают как программно-аппаратные комплекты, и, следовательно, они разрабатываются для определенных платформ. Модели LaCie работают только с компьютерами Macintosh, в то время как компания Mitsubishi поставляет комплекты SpectraView как для Macintosh, так и для PC. Колориметр Optisense компании Barco совместим только с Macintosh, но мониторы Barco и программные средства работают и на других платформах, включая рабочие станции Unix, с помощью приборов GretagMacbeth, Minolta, Sequel и X-Rite.

Рис.4. EIZO ColorEdge CG241W с аппаратной калибровкой.

ПРОГРАММНАЯ КАЛИБРОВКА МОНИТОРА

Программная калибровка не требует колориметра и полагается на человеческое зрение. С помощью программы типа Adobe Gamma Loader или современных драйверов видеокарты можно «на глаз» оценить правильность настройки яркости и контрастности, определить цветовую температуру и гамма-показатели для каждого из трех каналов. Недостатки очевидны: расчет на субъективную оценку приводит к получению столь же субъективно правильного результата, цветовой баланс и показатель нелинейности определяются только для одной градации.

Принцип действия программ калибровки монитора:

· Выполняется построение ICC-профиля монитора (т.е. характеризация устройства)

· Выполняется калибровку видеосистемы (пары «монитор - видеокарта»)

· Как правило, калибровка осуществляется путем перепрограммирования СLUT – color look-up table видеоадаптера. Но для того чтобы система при каждой загрузке «вспоминала» о калибровке необходим запуск специальной программы при старте системы (у Adobe Gamma эта программа называется Gamma Loader).

· В ходе построения профиля (характеризации) определяется следующие параметры:

Primaries (первичные, базовые цвета – цветность свечения красного, зеленого и синего люминофора) – узнать их можно из документации и фабричного профиля, поставляемого вместе с монитором

Цветовая температура белой точки – определяется визуально с помощью графического теста или же просто выставляется совпадающей с настройкой монитора

Функция передачи, исходя из предположения гамма-функции – визуально с помощью теста на уравнивание светлоты полей.

Рис.5. Пример работы программы Adobe Gamma

АППАРАТНО- ПРОГРАММНАЯ КАЛИБРОВКА МОНИТОРА

Аппаратно-программный метод основывается на калибрации и характеризации монитора с помощью колориметра, но приводка гаммы выполняется видеокартой, как и при чисто программной калибровке. Недостаток в том, что видеокарта должна поддерживать такую коррекцию с помощью таблицы преобразования (look-up table, LUT). Табличные данные необходимо загружать при каждой смене видеорежима или как минимум при включении компьютера с помощью программы.

Аппаратно-программная калибровка больше всего подходит для небольших компаний и офисов. Это дешевле аппаратной калибровки и намного качественнее программной.

Такие устройства различаются по назначению, а следовательно по производительности и по цене.

В таблице №1 приведены примеры ценовых категорий и параметров калибровки.

Таблица 1 Классификация калибраторов

Home user & digital imaging enthusiast

Serious & professional photographers

Professional photographers, photography

studios and professional users of all kinds

Photographers, fine art printers, production professionals

4 choices: 1.8, 2.0, 2.2, 2.4

(16 target combinations)

Unlimited choices, user defined

Color Temperature

Choices Fixed (6500K)

4 choices: 5000K/5800K/6500K/native

(16 target combinations)

Unlimited choices, user defined

Unlimited choices, user defined


Рис.6. Пример работы калибратора Spyder3Elite

Суть программно-аппаратного метода калибровки:

Для надежной обработки цветов калибруемый монитор должен иметь способ «видеть» изображение на экране, что позволит ему выполнить самонастройку внутренних схем для достижения правильных цветовых значений. Именно для этого предназначен подключаемый к монитору колориметр. Колориметр - это устройство, измеряющее цвет с точки зрения значений красного, зеленого и синего цветов. Колориметр калибруемого монитора - с его трехкомпонентными (красным, зеленым и синим) сенсорами - обычно подключается при помощи присоски к участку монитора, где выводится эталонное изображение. Программный пакет для калибровки последовательно отображает в этом месте различные оттенки серого, красного, зеленого и синего цветов. Колориметр измеряет цвета и окружающее освещение и передает результаты по кабелю в компьютер. Программа калибровки принимает значения RGB от колориметра, сравнивает их с эталонными значениями и посылает специальные команды на управляющие цепи монитора. Эти команды настраивают видеоусилители таким образом, чтобы добиться как можно более точного совпадения входных и выходных значений цветов. После того как все настроено, новые параметры фиксируются, а программа создает откорректированный профиль ICC, либо в другом формате, который используется в одной из систем управления цветом. Чтобы убедиться, что цвета не «ушли», либо исправить появившиеся изменения цветопередачи, процедура калибровки обычно выполняется каждые две недели. В комплект большинства калибруемых мониторов входят и программы для создания профилей ICC.

Самые популярные калибраторы и их достоинства:

Рис.7. Pantone Huey

Плюсы этого устройства в небольшой цене и простоте использования, а так же скорости калибровки - 52с. К недостаткам Huey можно отнести лишь то, что он слишком упрощен.

· Pantone ColorVision Spyder

Все модели семейства Spyder отличает очень низкая скорость работы: если конкуренты тратят на один замер в среднем 2-5 с, то «пауку» может потребоваться до 14 с. Поэтому продолжительность характеризации составляет почти 7 мин для ЭЛТ и 15 мин для ЖК.

Рис.8. ColorVision Spyder2


· X-Rite Monaco OPTIX XR (DTP94)

Выбор гаммы возможен лишь между 1,8 и 2,2, зато цветовая температура задается любая и не обязательно в кельвинах: можно также в координатах xy, в том числе полученных при замере освещения.


1. Александр Миловский [электронный ресурс] / Визуальная калибровка монитора с помощью Adobe Gamma; Режим доступа: http://www.milovsky.ru/adobe_gamma/gamma_index.php

2. Компьюарт [электронный ресурс] / Калибровка и создание профиля монитора; Режим доступа: http://www.compuart.ru/article.aspx?id=16045&iid=735

3. Мир ПК [электронный ресурс] / Калибровка мониторов - от сложного к простому; Режим доступа: http://www.osp.ru/pcworld/2006/04/1156060/

4. ФЦентр [электронный ресурс] / Мониторы для профессионалов; Режим доступа: http://www.fcenter.ru/online.shtml?articles/hardware/monitors/20352

5. Cambridge in color [электронный ресурс] / Калибровка монитора для фотографии; Режим доступа: http://www.cambridgeincolour.com/ru/tutorials/monitor-calibration.htm

6. ColorLab [электронный ресурс] / Измерительное оборудование X-Rite; Режим доступа: http://www.itcube.com.ua/index.php?option=com_content&view=section&layout=blog&id=4&Itemid=29

7. ePaperPress [электронный ресурс] / Profiles and Microsoft Windows; Режим доступа: http://epaperpress.com/monitorcal/

8. Imaging resource [электронный ресурс] / Monitor Calibration: Who needs it?; Режим доступа:http://www.imagingresource.com/arts/moncal/calibrate.htm

9. Imaging resource [электронный ресурс] / Datacolor Spyder - Charming Color Into Compliance; Режим доступа: http://www.imagingresource.com/accs/spyder3/spyder3.htm

Как откалибровать монитор | Две причины для калибровки монитора

Если вы уже прошли все описанные этапы, то значит, уже многое сделано. Если у вашего монитора нет системы управления цветом, или же вы хотите создать профиль ICC – милости просим в следующий раздел, где мы подробно объясним, как это работает.

Как откалибровать монитор | Применение: как настраивать цветность

В обзорах мониторов мы всегда измеряем цветовой охват и яркость сигнала, даже если в большинстве случаев эти параметры не настраиваются. Для этого нужна система управления цветом (CMS), недоступная для большинства мониторов. В частности, наш опыт с данной функцией опирается лишь на пару дорогих телевизоров и проекторов. Если среди настроек монитора есть предустановки цветового охвата, с их помощью можно улучшить точность цветопередачи. Следует выбрать ту, которая лучше всего подходит для необходимых пользователю задач (sRGB/Rec. 709 для большинства случаев применения или Adobe RGB 1998 для редактирования изображений). Затем нужно провести измерение, чтобы убедиться, удовлетворяет ли предустановка требованиям стандарта.

Проведём небольшой урок "анатомии".


Хроматичность AOC Q2963PM после калибровки

Такую диаграмму вы найдёте во всех наших обзорах мониторов. Конкретно эта принадлежит монитору AOC Q2963PM . Сверху находится поле цветовой насыщенности. Уровень цветовой насыщенности – это просто дистанция от белой точки на диаграмме CIE. Видно, как эталонные точки по прямой линии идут из белой точки в сторону каждого основного и вторичного цвета. Чем дальше точка от центра, тем больше насыщенность, пока измерения достигнут 100% на вершине треугольника цветового охвата. Вместо измерения только 100%-ного уровня насыщенности, мы также измеряем ступени в 20, 40, 60 и 80%. Если измерять только насыщенность на уровне 100%, многие мониторы могут генерировать неплохие на вид диаграммы. Замеры различных уровней дают более точные результаты цветового охвата.

Средняя часть диаграммы показывает яркость цветового охвата. Это третье измерение цвета, отсутствующее на графике CIE. Мы считаем, что оно имеет более значительное влияние на воспринимаемую точность цветопередачи, чем точки на треугольнике цветового охвата. Чем короче столбцы, тем выше качество. У данного монитора оно превосходное.

Нижняя диаграмма содержит данные погрешностей Delta E. Здесь также значения ниже трёх невооружённому глазу незаметны. Наша диаграмма показывает погрешности для каждого цвета на каждом уровне насыщенности.

Если у вас есть один из очень редких дисплеев с системой управления цветом, то может пригодиться краткое руководство по её настройке. Не забывайте, что нет двух одинаковых систем, и некоторые из них могут работать некорректно. Использовать CMS следует осторожно, с применением необходимых инструментов и пониманием того, что ваши действия могут не улучшить качество изображения.

Традиционные CMS имеют три регулировки для каждого основного и вторичного цвета: тон (Hue), насыщенность (Saturation) и светлость (Lightness). Очевидно, что каждая обладает определёнными эффектами. Давайте ещё раз посмотрим на пустой график CIE.


Например, при настройке тона на зелёный цветовая точка сместится в сторону голубого или жёлтого. Если настроить тон вторичного цвета, его точка сместится к одному из основных цветов, из которых он состоит. Например, пурпурный двигается между синим и красным цветами.

Регулировка насыщенности сдвигает цвет ближе и дальше от треугольника цветового охвата. Как и в диаграмме настройки оттенков серого ("в яблочко"), можно управлять регулировками тона и насыщенности, чтобы вывести цветовую точку в целевой квадрат.

Теперь рассмотрим регулировку светлости.


В CMS светлость – это просто ещё один термин яркости сигнала. Для её настройки сначала нужно выставить цветовые точки на диаграмме CIE. Затем, начиная с красного, настраивать светлость, пока столбцы, изображённые выше, максимально не приблизятся к нулю. Звучит просто, может быть, так и есть. Есть вероятность, что все три настройки будут влиять друг на друга, и придётся немало повозиться, чтобы получить наилучший результат. Настройка CMS может занять много времени. Однако базовая процедура включает настройку тона и насыщенности для каждого цвета, а затем необходимо вернуться к настройке светлости.

Создание ICC-профиля

У большинства мониторов данные хроматичности встроены в прошивку, но это предполагает, что они были правильно измерены на заводе. А, исходя из своего опыта, мы знаем, что не бывает двух идентичных мониторов. Лучше всего создавать профиль ICC с помощью самостоятельного измерения основных цветов. Мы для этого пользуемся бесплатной программой QuickMonitorProfile.


После сбора координат CIE для каждого основного цвета, у вас есть всё необходимое для создания профиля. Всё, что потребуется, - это выбрать пункт Custom из выпадающего меню Chromaticity, и затем ввести значения X и Y для каждого цвета. После этого их можно сохранить, чтобы при необходимости вернуться к ним впоследствии.

Как откалибровать монитор | Калибруйте мониторы для улучшения качества изображения

Поскольку этапы калибровки хорошо разбавлены теоретической информацией, мы решили свести их в один компактный список рекомендаций:

  1. Прогрейте монитор хотя бы в течение 30 минут, перед тем как делать какие-либо измерения. Лучше быть уверенным, что фоновая подсветка полностью стабильна.
  2. Выберите режим изображения, обеспечивающий доступ ко всем возможным настройкам, включая точки для уровней, гамму, оттенки серого и цветность.
  3. Настройте уровни с помощью PLUGE и шаблонов. Постарайтесь предотвратить клиппирование самых тёмных и самых светлых областей шкалы яркости. Возможно, стоит использовать измерительный прибор для определения максимального уровня света. Мы всегда используем 200 кд/кв.м.
  4. Настройте регулировку гаммы на значение 2,2, если такая регулировка имеется. Для разблокировки ползунков RGB параметр цветовой температуры нужно выставить на пользовательский или собственный.
  5. Убедитесь, что гамма близка к 2,2. Если нет, измените предустановку.
  6. На примере 80%-ного белого шаблона настройте ползунки RGB с помощью измерительного прибора и соответствующей программы. Нам нравятся диаграммы со столбцами и "в яблочко", но вы можете использовать тот метод, который предпочли, и использовать для настройки белой точки на значение 6500K или D65.
  7. Измерьте цветовой охват с помощью оконных шаблонов. Запишите координаты CIE для создания профиля ICC. Некоторые программные пакеты сделают это за вас. Если ваш монитор предоставляет на выбор цветовые охваты, выберите тот, который наилучшим образом подходит для ваших задач. sRGB/Rec. 709 отлично подходят для игры, просмотра видео и работы на ПК. Adobe RGB 1998 подходит для фоторедакторов, если камера имеет такой же цветовой охват.
  8. Проверьте результаты с помощью окончательной серии измерений. Теперь всё готово!

Основное преимущество этого метода по сравнению с программной таблицей совместимости связано со стабильностью. С LUT очень легко начать гонять настройки цвета друг за другом, особенно когда вы добавляете дополнительную переменную ICC-профиля. Каждое приложение выполняет свои функции немного по-разному, и лёгкое изменение в цвете на мониторе может означать большие неудобства позже, когда вы будете, например, печатать изображение. Когда дисплей корректно настроен с помощью собственных регулировок, в LUT нет необходимости, и вы можете использовать один профиль ICC, который выключается либо включается в зависимости от приложения. Например, при создании графиков для обзоров мы не используем профили, поскольку всё создаётся для Интернета.

Если вы хотите понять, какой монитор купить, довольно просто создать собственные бенчмарки на базе приведённых этапов. Тогда вы точно будете знать слабые или сильные стороны дисплея. По аналогии с тем, как мы рассматриваем яркость, гамму, оттенки серого и цвет, вы можете протестировать эти параметры, чтобы подобрать модель под ваши требования.

Если после прочтения данного материала у вас остались или появились новые вопросы, хотим предупредить, что на подходе новая статья на эту тему. В следующий раз мы сконцентрируемся на пакете CalMAN CalPC. SpectraCal имеет несколько комплектов с недорогими измерительными приборами и клиентским модулем, генерирующим шаблоны, по цене примерно $300. Если у вас уже есть измерительный прибор, дополнительно в Сети можно купить программу за $149.

Мы надеемся, что теперь вы лучше понимаете принципы калибровки монитора и работы встроенных регулировок для улучшения качества изображения. Следуя приведённым в этой статье этапам, которые мы используем в наших обзорах, любой человек, обладающий необходимыми инструментами, может добиться таких же результатов.

Однако, при выводе изображения каждый монитор будет отображать один и тот же цвет в зависимости от собственных настроек.

На двух абсолютно одинаковых мониторах, настройки контрастности и гаммы которых выставлены по-разному, один и тот же цвет будет кардинально различаться, несмотря на то что на них поступили совершенно одинаковые команды по выводу изображения.

Сложившаяся ситуация не позволяет избежать нестыковок цвета при использовании различных моделей мониторов, поскольку каждая модель воспринимает и воспроизводит одни и те же цвета по-разному.

Для решения задачи корректного отображения цветов на разных мониторах были разработаны системы цветокоррекции. Впервые такие системы были применены на компьютерах Macintosh под названием ColorSync и корпорацией Microsoft под названием ICM.

Главной задачей этих систем - обеспечение автоматической настройки цвета операционной системой, так чтобы цвета на различных устройствах были максимально близки к эталонным.

Для решения поставленной задачи необходимо дать представление системе управления цветом о цветопередаче устройства вывода графической информации. Эта информация записывается и хранится в цветовых профилях устройств.

Каждый производитель монитора обязан придерживаться стандарта цвета свечения люминофора, нанесенного на внутреннюю поверхность трубки монитора. Но пользователь может самостоятельно вносить поправки яркости, цветовой температуры и контрастности изображения. Не остается без внимания тот факт, что со временем люминофор выгорает и цвета изображения выводятся с искажением.

Несмотря на все сложности, связанные с выводом изображения на монитор, настройка цифрового профиля своего монитора - процесс несложный и может быть выполнен без использования специальных устройств в “домашних условиях”. Стоит заметить, что цветовой профиль со временем устаревает по причине выгорания монитора, старения лампы сканера, износа матрицы фотоаппарата.

Подготовка к калибровке монитора - настройка освещения

Прежде чем приступить к калибровке монитора, необходимо создать правильное освещение. Рекомендуется использовать не слишком яркое освещение, наиболее близкое к естественному. Интенсивность светового потока должна быть близкой к интенсивности светового потока монитора. Такое освещение позволит просматривать изображения на экране монитора и отпечатки в одном и том же режиме. Для реализации правильного освещения непригодны лампы накаливания. Желтый свет таких ламп изменит восприятие отпечатка изображения на бумаге. Люминисцентные лампы также искажают цветовосприятие. Если нет возможности использовать лампы, соответствующие стандартному источнику освещения D50 (стоимость таких ламп колеблется от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов), то можно создать наиболее подходящее для калибровки монитора освещение, за счет косвенных, но значимых факторов.

Монитор следует устанавливать подальше от окон и солнечный свет не должен попадать ни на экран монитора, ни в лицо пользователю. В течение дня естественное освещение может значительно меняться, при этом глаза быстро адаптируются к этим изменениям, чего не может сделать монитор компьютера. Как результат, цвета на экране будут казаться то насыщенными, то тусклыми.

В сложившейся ситуации всякая калибровка становится бессмысленной. Попадание солнечного света на монитор должно быть исключено. Дело в том, что интенсивность солнечного света сильнее, нежели интенсивность монитора. Поэтому изображение на мониторе будет казаться то неконтрастным, то тусклым.

Помимо попадания солнечного света на монитор, следует избежать слишком сильного освещения во время очень солнечной погоды пола комнаты, в которой установлен монитор. Это позволит избежать практически такого же эффекта, что и при прямом попадании света на монитор, но с несколько меньшей интенсивностью.

Еще один нюанс - цвет стен и предметов, окружающих монитор. Для наиболее адекватного восприятия цветов изображения на мониторе рекомендуется убрать все яркие предметы из поля зрения, цвет стен должен быть нейтральных тонов. С рабочего стола операционной системы необходимо убрать фотографии и изображения, а фон рабочего стола необходимо сделать однотонным (наиболее подходящим будет фон рабочего стола схожий с фоном Adobe Photoshop). Для достижения оптимального освещения в яркие солнечные дни лучше всего применять нецветные жалюзи для регулировки освещения, а в пасмурную погоду или в темное время суток следует использовать настольную лампу дневного света. Свет лампы должен быть направлен параллельно плоскости монитора, чтобы избежать бликов лампы, и чтобы свет лампы не попадал на лицо пользователя. Крайне желательно оборудовать монитор по бокам и сверху непрозрачными защитными экранами.

Если вы работаете с изображениями в разное время суток или при различном освещении, в обязательном порядке необходимо сделать разные профили калибровки для всех видов освещения. Это позволит работать на откалиброванном мониторе при различных условиях освещения.

Для владельцев TFT и LCD мониторов необходимо разместить монитор таким образом, чтобы центр экрана располагался на уровне глаз, монитор следует наклонить на 3-5 градусов верхним краем от себя. На установленном таким образом мониторе, при правильной его калибровке, изображение будет наиболее правильно воспринято. Такие условия установки ЖК-монитора обусловлены резким изменением цветопередачи и яркости монитора уже при незначительных углах обзора изображения.

Установка “точки белого”

Первым шагом в калибровке монитора является установка “точки белого”, или как ее еще называют “температура белого цвета”. При работе с цветом фотографий точка белого обычно располагается в диапазоне от 5000°К до 7500°К. Положение точки белого в первую очередь зависит от типа освещения, при котором происходит настройка цветовой температуры. К примеру, для прямого солнечного света значение точки белого соответствует 5000, а для ламп накаливания может подойти 5500.

В случае смешанного типа освещения в помещении положение точки белого может оказаться в любом месте температурного диапазона. Нахождение правильной точки белого является весьма весомым фактором при работе с цветом, а отсутствие настройки цветовой температуры практически исключает возможность работы с цветом.

Перед началом настройки монитора создайте освещение, при котором будет происходить работа с изображениями. Затем в меню нстроек монитора необходимо найти пункт “цветовая температура”, “color temperature” или схожее с этим название.


Сравнивая белое (#FFFFFF в RGB-формате) изображение на мониторе с белым листом бумаги установите значение точки белого таким образом, чтобы белый цвет на мониторе соответствовал цвету белого листа. Если монитор не позволяет произвести плавную настройку значения цветовой температуры, то необходимо подобрать наиболее близкое из предложенных значение этого параметра.

Поскольку большинсво мониторов предлагают в качестве точки белого только два значения - 6500°К и 9300°К. В таком случае для правильной настройки необходимо выбрать значение цветовой температуры 6500°К и с помощью регулировки красного, синего и зеленого каналов настроить изображение белого цвета на мониторе максимольно схожее с белым листом.

Как правило, по-умолчанию на мониторе выставлено значение точки белго в 9300°К, поэтому при установке необходимого для работы с изображением параметра цветовой температуры цвета станут более красными. Возможно, вам даже потребуется некоторое время, чтобы привыкнуть к новой картинке, выдаваемой монитором.

Необходимо помнить, что если оставить настройку параметра цветовой температуры в том положении, которое предложено по-умолчанию, то, работая с изображением, цвета будут выставлены теплее чем это необходимо, а при печати изображение станет слишком красным.

предварительная настройка монитора

Калибровка монитора - задача кропотливая и требующая внимания и терпения. Возможно вам придется повторить процедуру настройки несколько раз прежде чем будут достигнуты удовлетворительные результаты. Если вы готовы к трудностям, то начнем этот процесс.

Перед тем как начать калибровать монитор, его необходимо включить и поработать на нем не менее 20 минут. За время работы монитор прогреется и будет показывать изображение той яркости, на которую он настроен. Пока монитор прогревается, необходимо проверить правильные ли драйверы видеоадаптера и монитора используются системой.

Если используются стандартные драйверы операционной системы, то необходимо установить “родные” драйверы устройств.

Установите рекомендованное производителем разрешение монитора и частоту обновления экрана в диапазоне от 75 до 100 Гц. Частота обновления экрана ниже 75 Гц приведет к быстрому утомлению глаз, а при частоте выше 100 Гц черный цвет перестанет быть черным.Для видеоадаптера необходимо задать максимальное качество цветопередачи - 24 или 32 бит.

Качество цветопередачи в 16 бит является неприемлимым для работы с изображениями.

При помощи специальных салфеток или ткани для протирки экрана монитора необходимо устранить блики и загрязнения с поверхности экрана.

Если вы пользуетесь ЭЛТ-монитором, то необходимо произвести размагничивание кинескопа, чтобы избежать искажений в цветопередаче. Функция размагничивания Degauss на некоторых моделях мониторов может производиться вручную, на некоторых срабатывает автоматически при включении монитора. В том или ином случае необходимо размагнитить кинескоп перед дальнейшей настройкой монитора.

Используя программу Adobe Gamma установите значение гаммы для ЭЛТ-монитора G=2,2 , а для ЖК-монитора G=1,8.

На этом шаге подготовка монитра к калибровке заканчивается.

Калибровка монитора - настройка контрастности и яркости

Настал черед самого сложного шага в калибровке монитора. Для того чтобы было проще его выполнить, рекомендуется сначала ознакомиться с инструкцией от начала до конца, и только потом приступать к настройке.

Как уже упоминалось, для настройки монитора оптимально использовать программу Adobe Gamma, которая распространяется бесплатно с любыми графическими приложениями корпорации Adobe и позволяет производить настройку профилей монитора. При правильном выполнении шагов точность полученных результатов визуальной настройки будет близка к точности результатов при калибровке монитора при помощи специальных инструментов.

Перед установкой программы Adobe Gamma следует убедится, что на компьютере не установлены никакие другие программы для настройки монитора, поскольку в противном случае вероятно возникновение конфликта между программами, что исключает исправную работу цветовых профилей.

Перед запуском программы Adobe Gamma необходимо отключить все работающие профили. Выполните Пуск> Панель управления> Экран> Параметры> Дополнительно> Управление цветом и удаляем все существующие профили, установленные по-умолчанию.

На нулевом этапе необходимо произвести настройку точки белого, если этого не было сделано ранее.

Теперь можно запустить программу Adobe Gamma из панели управления операционной системы.


На следующем шаге программа предложит выбрать тип работы либо в режиме мастера (пошагово), либо в режиме контрольной панели.

На следующем шаге предлагается создать новый профиль монитора или воспользоваться уже существующими. Тут мы даем название новому цветовому профилю и переходим к следующему шагу - это настройка контрастности.

Для выполнения этих настроек мы забиваем на картинку, предложенную в мастере настройки, и воспользуемся методикой, приведенной ниже.

Настройка контрастности на ЭЛТ и ЖК мониторах производится по-разному, поэтому отдельно рассмотрим настройку для каждого случая. Но сначала сохраните вспомогательное изображение на жесткий диск и откройте его той программой, в которой вы будете работать с изображениями. Опираясь на это изображение мы сможем настроить контрастность и яркость как ЭЛТ, так и ЖК мониторов.

Настройка контрастности монитора ЭЛТ.

Перед началом калибровки необходимо установить яркость и контрастность монитора на максимум. Затем, глядя на цифры на черном фоне начните плавно уменьшать яркость. При этом фон и цифры начнут постепенно темнеть. Со временем, плавное уменьшение яркости начнет приводить к резкому потемнению цифр на черном фоне. Этот момент является ключевым и полученное значение яркости является искомым. При этом контраст остается принимать максимальное значение.

Настройка контрастности монитора ЖК

Для начала необходимо выставить значение контраста 100%, а значение яркости 0%. Теперь смотрим на черный фон и постепенно начинаем добавлять яркость. Начнут проявляться цифры на черном фоне. При некотором положении регулятора яркости на черном фоне станут видны все цифры. Продолжаем добавлять яркость, пока фон не начнет принимать серый оттенок. В этот момент следует приостановить регулировку яркости и приступить к изменению контрастности.

Для подгонки контраста изображения вам понадобится белый фон вспомогательного изображения. Слишком большое значение контрастности ведет к исчезновению цифр на белом фоне, а малое - исчезновение цифр на черном фоне. Поэтому, убавлять значение контрастности до тех пор, пока на изображении не станут видны все цифры, как на черном, так и на белом фоне.
Поскольку настройка ЖК-монитора требует большой внимательности и напряжения, рекомендуется делать небольшие перерывы, чтобы дать глазам отдохнуть.

После настройки яркости и контрастности изображения мастер настройки предлагает выбрать тип люминофора, который используется в вашем мониторе, чтобы программа настройки смогла правильно определить как именно отображать различные цвета на конкретном мониторе. В документации монитора или на сайте производителя можно найти цвета люминофоров в координатах Х и Y. Их следует указать в мастере настройки в режиме customs. Для пользователей ЖК-мониторов рекомендуется оставить значение по-умолчанию.

Для завершения этого этапа необходимо проверить настройку точки белого, поскольку выбор типа люминофора мог повлиять на цветовой баланс изображения.

Настройка гаммы и гамма-коррекции

Настройка гаммы с помощью программы Adobe Gamma делится на два подхода. Один из них более прост в настройке, но дает менее точные результаты, второй, соответственно, более трудоемкий и дает более высокое качество настройки. Рассмотрим эти подходы по отдельности.

Первый вариант:
В окне настройки гаммы проверяем чтобы пункт View Single Gamma Only был отмечен, отодвигаемся подальше от экрана монитора и смотрим несфокусированным зрением на серый квадрат на фоне горизонтальных линий. С помощью стрелок на клавиатуре ищем такое значение настройки, при котором центральное изображение сливается с фоном. Это положение будет искомым.

Вариант второй:
Снимаем отметку пункта View Single Gamma Only и видим в окне три цветных квадрата. Теперь необходимо проделать описанные выше действия с каждым цветом по-отдельности. Настройка цветовых каналов по раздельности требует внимательности, однако дает более точные результаты.

Итак, разобравшись с настройкой гаммы, настроим гамма-коррекцию . Мастер калибровки монитора предлагает выбрать стандартные значения из списка или ввести необходимое значение вручную. Для пользователей Macintosh предлагается значение гамма-коррекции 1.8, а для пользователей Windows - 2.2

Однако эти значения подходят только для мониторов ЭЛТ , что же касается ЖК мониторов , то для них рекомендуется выставить значение гамма-коррекции 1.8, поскольку яркость ЖК мониторов значительно выше яркости ЭЛТ. Такое значение этого параметра дает наиболее близкое к оригинальному изображение.

Сделующий шаг в мастере настройки предлагает указать ту цветовую температуру, которую вы установили в аппаратных настройках монитора.

После того как вы это сделали, необходимо еще раз произвести настройку точки белого . Однако, если вы хорошо откалибровали цветовую температуру, то этот пункт займет мало времени. Все что от вас потребуется, это из трех предложенных вариантов “белых” квадратов выбирать тот, который более нейтральный по цвету. Если вы выбираете левый или правый квадрат, то вам предлагается заново выбрать нейтральный до тех пор, пока квадрат с нейтральным цветом (без примесей синего или желтого) не окажется посередине.


На этом калибровка точки белого окончательно завершается. Затем будет предложено выбрать то значение цветовой температуры, которую необходимо эмулировать монитор. Соответственно, указываем то значение, которое было получено при калибовке точки белого.

Теперь дело осталось за малым - указать название новому цветовому профилю. После этого надо выполнить ряд команд Пуск> Панель управления> Экран> Параметры> Дополнительно> Управление цветом и указать в качестве используемого профиля созданный вами профиль.

Для того чтобы во всех приложениях к монитору применялся правильный профиль калибровки , необходимо чтобы программа Adobe Gamma Loader была установлена в автозагрузке. В противном случае, ваш профиль настройки будет применяться только в приложениях Adobe, поскольку при запуске этих приложений автоматически запускается настроенный вами профиль.

Проверка качества калибровки монитора

Вот и проделан нелегкий путь настройки цветового профиля монитора. Теперь, чтобы увидеть и оценить, насколько верно откалиброван монитор, скачайте на отсканированное на калиброванном сканере изображение пятидесятирублевых купюр.

Эти купюры как нельзя кстати подходят для выявления корректности синевы и красноты, воспроиводимых на экране монитора.


Если синяя купюра не будет иметь красный оттенок, а красная не будет иметь синий, значит калибровка монитора прошла успешно и с таким цветовым профилем можно работать.

Каждый профессиональный фотограф рано или поздно задается вопросами: Как откалибровать монитор и нужно ли это делать? Как определить это визуально с максимальной долей достоверности? Если вы этого еще не сделали, то - печаль. Опуская научную сторону и максимально упрощая тему - вот три вещи, которые ваш монитор должен выполнять грамотно :

Есть такой человек Алексей Шадрин, один из авторитетнейших экспертов в области цветокоррекции. Он разработал тест, позволяющий визуально определить, адекватно ли настроен ваш монитор или нет. Тест универсален для любых цветопередающих систем и в просторечии называется «Хакамада-тест».

Программа для калибровки монитора

Atrise lutcurve - программа для калибровки монитора в домашних условиях. Atrise lutcurve - годится для калибровки как ЖК (жидкокристаллического монитора), так и ЭЛТ (на электронно лучевой трубке).

Программа поможет без аппаратного калибратора настроить ваш монитор . Высокая точность калибровки достигается за счет использования особенностей человеческого восприятия: глаз очень чувствителен к оттенкам серого цвета. Все вычисления основаны на научной статье А. Робертса «Измерение передаточной характеристики дисплея (гамма)».

Для чего нужна калибровка монитора? Идеальный вариант - это когда изображение на всех мониторах должно выглядеть одинаково, но этого не добиться, ибо у всех мониторы разные и не все желают заморачиваться на правильном отображении цветов. 🙁 Ну а для фотографа важно, чтобы цвета на фотографии отображались максимально правильно, ибо изображение при приемке из-за этого могут забраковать.

Программа калибровки монитора Atrise lutcurve работает под управлением операционной системы Windows 2000, XP (x86 и x64), Vista SP1 (x86 и x64), Windows 7 (x86 и x64).

Визуальный тест «Хакамада»

В последнее время широкое распространение получили высококачественные измерительные приборы (спектрофотометры), позволяющие выполнять оценку физических параметров изображений, в частности, таких как спектральный коэффициент отражения запечатанных участков поверхностей, фотометрическая яркость световых потоков, отраженных от этих участков, оптические плотности последних и т.д. Однако, как мы знаем, физические параметры изображения характеризуют лишь меру и характер воздействия световых потоков (стимулов) на зрительный аппарат наблюдателя, но не ощущения, возникающие под этими воздействиями.

Характер ощущений, возникающих в стандартных условиях просмотра (например, условиях просмотра Р1, позиционированных ISO 3664:2000), можно эффективно спрогнозировать с помощью программного обеспечения спектрофотометров (и получить результат в виде т.н. перцепционных показателей - CIELAB-координат), а также применив т.н. модели цветового восприятия, позволяющие выполнить то же, но в нестандартных условиях просмотра.

Однако как бы ни были точны приборы, предоставляющие физические данные, и как бы эффективны ни были аналитические модели, рассчитывающие параметры ощущений из этих данных, ни что не может заменить визуальной оценки, которая всегда является финальной инстанцией в деле воспроизведения изображений: образ, вызванный воздействием изображения на зрительную систему наблюдателя, является конечным продуктом всех усилий.

Таким образом, необходимость использования максимально информативного тестового изображения при оценке качества цветовоспроизводящих систем - очевидна. Но, вместе с тем, создание такого изображения не может быть произвольным и должно опираться на диагностику наиболее проблемных моментов воспроизведения.

К таким проблемным моментам относятся:

Адекватное воспроизведение оттенков кожи лица;

Проработка деталей в глубоких тенях и высоких светах изображения;

Степень и характер компрессии внеохватных (внегамутных) цветов.

Исходя из перечисленных критериев вниманию предлагается тестовое изображение, разработанное в 2000-2001 гг., прошедшее испытание в течение почти семи лет в самых разнообразных условиях и зарекомендовавшее себя как высокоэффективный визуальный тест качества настройки цветовоспроизводящих систем, в частности, печатающих.

Позиция «2» - контроль передачи skin tones. Портрет девушки-японки получен по электронной почте непосредственно от специалистов фирмы «PENTAX», не подвергался никакой коррекции и преобразованиям, и потому интересен двумя вещами: во-первых, снимок сделан в студийных условиях с хорошо поставленным светом, правильным хроматическим балансом камеры и идеальной экспозицией; во-вторых, несмотря на то, что девушка - представитель азиатской расы, цвет лица ее безупречно подогнан визажистом к европейскому. Кстати говоря, холстинка, на которой стоит корзина с фруктами (стандартное тестовое изображение ISO), также обладает идеально телесным оттенком.

Позиция «3» - назначение этого блока очевидно: контроль деталировки в глубоких тенях и высоких светах изображений. По разбору теней настройку системы можно считать идеальной, если на крайней правой черной колонке различима цифра «9» (и все остальные) при освещенности 500 lux (условия просмотра Р2; режим конверсии - perceptual); очень хорошо - различима «8» (при тех же условиях); удовлетворительно - «7»; терпимо - «6». По пропечатке в светах настройку системы можно считать идеальной, если на крайней левой белой колонке различима цифра «1» (и все остальные); очень хорошо - различима «2»; удовлетворительно - «3»; терпимо - «4».

Позиция «4» - набор образцов, цветовые координаты которых лежат вне охвата большинства печатающих систем, но внутри охвата большинства аддитивных трихроматических устройств (цифровых камер, мониторов). По этим образцам очень легко оценить характер потерь, возникающих при компрессиях внегамутных цветов в целевой охват (чаще всего, охват печати). При этом наиболее показательной является вертикальная колонка из шести горизонтальных прямоугольников (желтого, малинового, голубого, синего, зеленого и красного). На рисунке ниже показаны варианты цветовых потерь , возникающих:

Слева внизу - при конверсии в perceptual-режиме по профайлам струйной системы Epson Stylus Pro 9800/бумага S041641, построенным Profile Maker 5.0.8 в режиме perceptual-мэппинга «Logo Colorful»;

Справа внизу - при конверсии в perceptual-режиме по профайлу евроофсетного печатного процесса на мелованных бумагах;

Верхнее изображение - исходный файл.


Подробнее с вопросами гамут-мэппинга можно будет познакомиться в монографии Роберта Ханта «Цветовоспроизведение» (6-ая редакция), перевод которой намечен к публикации осенью 2008 г. или на лекционно-практическом курсе, читаемом автором данной заметки.

Итак, как уже было сказано выше, предложенный тест (получивший шуточное название «Хакамада») прошел испытание временем и зарекомендовал себя наилучшим образом при визуальной оценке качества колориметрической настройки фотолабов, струйных систем, лазерных систем, полиграфических систем (офсетных и флексографских). Однако он может быть взят за основу любого другого визуального теста, как откалибровать монитор, который может оказаться лучше и эффективнее. При этом главное в создании тестового изображения - это понимание трех моментов:

Визуальное восприятие - конечная инстанция всех наладочных мероприятий;

Создание визуального теста должно быть ориентировано не столько на выявление технических огрех работы аппаратов (этому служат иные тест-изображения), сколько на соответствие критериям, обсуждавшимся выше;

Визуальный тест изготавливается в расчете на очень длительное использование (годы), поскольку эксперту требуется устойчивый ментальный образ тест-изображения (формирующийся далеко не сразу), позволяющий быстро оценить качество работы системы и выявить малейшие отклонения, зачастую незаметные неопытному наблюдателю.

Калибровка монитора очень важна для вашего ноутбука или компьютера, современные настольные операционные системы, вроде и Mac OS X, предлагают встроенные инструменты для калибровки яркости, контраста, гаммы и уровней цвета вашего монитора. Это может улучшить читаемость текста на экране, а также придать изображениям и видеороликам более естественные цвета.

Конечно, профессиональные цифровые фотографы захотят использовать для этого колориметры. Но если в вашем распоряжении нет такого инструмента, а вы просто хотите внести небольшие корректировки, можно положиться и на собственные глаза.

Прежде чем переходить к регулировке, убедитесь, что используете родное разрешение своего монитора.

Кнопки калибровка монитора встроенные в монитор

Если ваш монитор оборудован кнопками для настройки, можете ими воспользоваться. Однако трудно регулировать опции без каких-либо ориентиров. Используйте тестовые страницы Lagom для LCD мониторов (или другой подобный инструмент) и получите тестовые изображения, с которыми можно сверяться во время калибровки многочисленных настроек. Ознакомьтесь со всеми страницами по очереди. На них вы найдёте инструкции, объясняющие, на что нужно обращать внимание во время настройки различных опций монитора.

Предположим, вы работаете за ноутбуком, и таких кнопок на нем нет. Тогда вам придётся обратиться к инструментам, встроенным в Windows и Mac OS X.

Windows 10, 8.1, 8 и 7

В Windows встроенный инструмент калибровки экрана появился, начиная с Windows 7. Чтобы запустить его, откройте Панель управления. В Windows 10 или 8.1 это можно сделать, нажав правой кнопкой мыши на значок Пуск и выбрав пункт «Панель управления».

В окне панели управления нажмите «Оборудование и звук», затем «Экран», а после этого перейдите по ссылке «Калибровка цветов» в левой части страницы.

Кроме этого, вы можете открыть меню Пуск, ввести в строку поиска запрос «калибровка» и нажать на ярлык «Калибровка цветов монитора», чтобы запустить инструмент калибровки напрямую.


На экране появится инструмент Калибровка цветов экрана. Он поможет вам изменить различные опции, такие как гамму, яркость, контраст и цветовой баланс, поясняя, что означает каждый параметр и каким образом его стоит настраивать. Разработчики Windows проделали неплохую работу, так что просто следуйте всем инструкциям на экране.



В Mac OS X есть собственный встроенный инструмент калибровки экрана. Чтобы открыть его, нажмите на меню Apple в верхней части экрана и выберите «Системные настройки». Затем в появившемся на экране списке нажмите на пункт «Монитор».


В открывшемся окне перейдите на вкладку «Цвет» и нажмите на кнопку «Калибровать».


Откроется приложение под названием Ассистент Калибратора монитора. Эта утилита поведёт вас через процесс калибровки параметров монитора, сообщая всё, что вам необходимо знать и поясняя, как правильно настроить каждую опцию. Для разных мониторов могут быть доступны различные опции. Ассистент объяснит вам, на что нужно смотреть во время их настройки.

В панелях управления современных окружений рабочего стола Linux тоже могут иметься инструменты для калибровки экранов. Конечно, если вы пользуетесь настольным компьютером под управлением Linux, то можете загрузить веб-страницы с руководствами по калибровке и провести её вручную с помощью кнопок на самом мониторе.

В хромбуках и хромбоксах нет встроенных инструментов калибровки экрана, поскольку они попросту не интегрированы в Chrome OS. Впрочем, если вы работаете с подобными устройствами через внешний монитор, то можете воспользоваться вышеприведёнными веб-страницами и поменять опции вручную, через кнопки на мониторе.