Микшерный пульт как устроен. Аналоговые микшеры - устройство и применение избранное

ный пульт используют при звукозаписи, сведении и концертном звукоусилении.

В данной статье эксперты магазина “Ученик” расскажут вам, как выбрать ный пульт, который нужен именно вам, и не переплатить при этом.

Виды микшерных пультов

Аналоговый или цифровой?

Цифровые пульты можно легко подключать к компьютеру через цифровые входы/выходы, чтобы качественно и без потерь передать сигнал. В цифровых ных пультах есть моторизованные ы, которые могут управлять уровнями сигналов и работа которых может осуществляться в нескольких режимах.

В цифровых пультах реализована также возможность запоминания настроек , что может очень пригодиться при работе с большим количеством разных проектов. Стоимость цифровых пультов в среднем заметно выше стоимости аналоговых, поэтому сфера их применения ограничивается высокобюджетными студиями звукозаписи и сложными концертными инсталляциями.

Каналы

Число и тип каналов — одна из главных характеристик ного пульта. От этого зависит сколько источников звука и каких именно вы сможете подключить, «смиксовать» и отстроить одновременно во время концерта или записи. Каждый звуковой канал в ном пульте обладает аудиовходом того или иного типа или даже несколькими входами.

Микшер — сердце любой звуковой системы. Невозможно представить себе какое-либо «звуковое» мероприятие, где не использовался бы микшер.

Микшерный пульт. Общие сведения.

Микшерный пульт смешивает сигналы нескольких источников звука и передаёт их на выход как единое целое, в нужных пропорциях. Можно провести аналогии с бытовым кухонным миксером, который смешивает масло, сахар, какао, муку и яйца в однородную массу, чтобы затем выпечь из неё торт.

Существуют различные типы микшеров:

  • Концертные (в том числе мониторные);
  • Студийные (для записи);

Для концертной практики, а также для работы на применяются, в основном, различные концертные микшерные пульты. Именно их разновидности я буду рассматривать в этой статье. Вы можете спросить: «А что, диджеи со своими микшерами на корпоративах не работают?» Отвечу: ещё как работают. Но к тематике моего сайта диджеи, также как и их пульты, имеют весьма косвенное отношение. Поэтому читать о них желательно на диджейских тематических сайтах. А мы с Вами переходим к концертным микшерам.

Устройство микшерного пульта.


Увидев впервые вблизи большой концертный микшерный пульт, можно испугаться и подумать, что ТАКОЕ Вам не освоить никогда. Не всё так страшно. На самом деле, любой микшер состоит из секций входов и выходов. Входная часть — это практически ничем не отличающиеся друг от друга вертикальные линейки, которые называются каналами. Разобравшись с устройством одного канала, можно будет сказать, что Вы почти разобрались с тем, как устроен весь пульт.

Входной канал микшерного пульта.


К входному каналу пульта подключаются микрофоны или линейные источники. Как следствие, входной моноканал содержит микрофонный вход XLR и линейный вход Jack 6,35 мм . В некоторых пультах также предусмотрено наличие Jack- входа Insert (разрыв) для подключения компрессора или эквалайзера только для этого канала.


Бывает, в Insert подключают какой-нибудь инструмент вместо того, чтобы воткнуть его кабель в линейный вход. И удивляются, что инструмент не звучит. Неудивительно: на некоторых пультах линейный вход и Insert находятся рядом, и перепутать их несложно.


На некоторых пультах имеются также разрывы для подгрупп и разрывы для главных выходов. Их наличие весьма облегчает жизнь: в одну подгруппу можно «завести» пять вокалистов (как в ) и обработать их через групповой Insert одним компрессором. Это вместо того, чтобы к каждому разрыву подключать отдельный компрессор. А к разрывам для главных выходов можно подключить внешний эквалайзер. Что тоже очень очень удобно.


Стереоканал отличается от моноканала наличием второго линейного входа Jack 6,35 мм , а также отсутствием разрывов Insert и микрофонных входов XLR.

Некоторые модели микшеров оборудованы кнопками включения обрезных фильтров, исключающих частотный диапазон сигнала ниже 75 Гц.

Далее идёт ручка регулятора предварительного усиления по каналу. Затем — секция эквалайзера. В зависимости от модели пульта, эквалайзер может быть двухполосным (НЧ-ВЧ), трёхполосным (НЧ-СЧ-ВЧ) или трёхполосным (НЧ-СЧ-ВЧ) с полупараметрической серединой. В последнем случае отдельным регулятором можно выбрать определённую частоту из среднечастотного диапазона и ручкой усиления-ослабления её регулировать.

Ещё ниже следует секция регуляторов Aux . Данная секция позволяет организовать вывод звука на мониторный усилитель вне зависимости от уровня громкости канала, подаваемого на основные выходы (пре-фейдерный Aux ). Или подключить процессор эффектов для всех каналов Aux (пост-фейдерный Aux ) и на каждом канале установить требуемый уровень обработки.

Выходная секция.

Состоит из фейдеров главных выходов (Main Mix ), фейдеров подгрупп (позволяют управлять несколькими сигналами, объединёнными в одну подгруппу), регуляторов выхода Aux . Многие пульты имеют такие дополнительные функции, как общий выходной эквалайзер, моно-выход на сабвуфер, встроенный процессор эффектов и другие.

Отдельно отмечу прямые выходы моноканалов Direct Outs , которые имеются на некоторых пультах. Эти прямые выходы просто необходимы для многоканальной записи, например, на .


Если таких выходов нет, то для записи можно использовать канальные разрывы. Только моноджеки следует вставлять в гнезда разрывов не полностью, а только до первого щелчка. Для того, чтобы не прерывать сигнал канала. Если вставить джек в гнездо разрыва полностью, то записать звук с канала будет можно, а вот услышать его на основных выходах пульта не получится. Я на этом обжигался.


Наиболее подробную информацию о той или другой модели микшерного пульта можно прочитать в инструкции по эксплуатации этого микшера. Сейчас найти в интернете такие инструкции на русском языке очень просто. В 2002-2006 годах после покупки различных музыкальных приборов я переводил инструкции самостоятельно, поскольку они были только в бумажном виде и на английском.

Виды концертных пультов.

Аналоговые пульты.


Основной вид микшеров, с которыми работают ведущие и исполнители на концертах и праздниках. Самый маленький — с одним моноканалом и двумя стереоканалами Самые большие, уходящие за горизонт, могут содержать 64 канала. Разновидностью аналоговых пультов могут быть микшеры со встроенными усилителями, или, как их ещё называют, .

Об особенностях маленьких пультов, а также об активных пультах и рекомендуемых брендах можно прочитать в статье ).

Цифровые пульты.

Удовольствие, скажем так, недешёвое. К тому же, прежде чем их эксплуатировать, придётся разбираться с их принципом работы гораздо дольше, чем у аналоговых микшеров. Достоинством цифровых пультов является возможность сохранения настроек в различных пользовательских пресетах. А также наличие в них всех видов обработки (компрессоров, эквалайзеров, ревербераторов), что избавляет от необходимости покупки внешних приборов и геморроя с их коммутацией.

Мне однажды довелось столкнуться с цифровым пультом в одном заведении, где мы работали, подключая выходы нашего пульта в его входы. Ответственный за пульт диджей в тот день отсутствовал, в весьма ограниченное время пришлось до всего доходить самостоятельно. В итоге, левый канал у нас звучал раза в два громче, чем правый — пришлось устранять этот недостаток регулированием выходных фейдеров нашего пульта. В отношении того цифрового пульта у меня остались только негативные воспоминания. Возможно, я заблуждаюсь…

Недавно барабанщик Игорь Ковалев, мой друг и коллега по кавер-группе «Арт Сити Бэнд», приобрел цифровой пульт SoundCraft Ui12 . Небольшой ящичек с входными каналами:

  • XLR – 4 штуки;
  • комбинированные XLR-джек – 4 штуки;
  • стереопара «тюльпан»;
  • USB-вход — это еще дополнительные 2 канала,

а также основные стереовыходы Main Mix (параллельная пара XLR-джек) и два выхода Aux на XLR.


На этом микшере всего две ручки громкости для основных выходов. Управление пультом осуществляется дистанционно, с планшета или мобильного телефона.



Основное удобство такого пульта в том, что не нужно везти с собой внешние приборы обработки (ревербератор, компрессор, эквалайзер) – все это есть в цифровом пульте. Коммутация упрощается в разы, так же, как и время на подключение оборудования. Но есть и ряд недостатков, о которых следует сказать.

Во-первых, таким пультом управлять сложнее, чем аналоговым. Это относится в первую очередь к тем музыкантам, которые сами рулят звуком, без дополнительного звукорежиссера. То есть ко мне и Игорю. Органы управления аналогового пульта – вот они, перед нами. А в цифровом пульте типа SoundCraft Ui12 нужно на планшете войти сначала в одну директорию, потом в другую… Дольше и менее удобно.

Игорь рассказывал еще, что у него произошел такой вот казус. Пульт-база с антенной находился у него в застекленном помещении. Игорь с планшетом был в зале. Когда он отошел от базы метров на 30, органы управления на планшете перестали реагировать – сигнал был потерян. Хорошо, что звук не исчез. Просто нельзя было его отрегулировать.

Когда он подошел с планшетом к базе, то ситуация с управлением не изменилась. Пришлось перезагружать планшет.

Варианты практического применения микшеров на концертах или праздниках.


Для относительно большого музыкального коллектива и пульт должен быть большой. Каждому исполнителю должно хватить персонального канала микшерного пульта под инструмент или микрофон. В случае использования барабанной установки, озвучиваемой несколькими микрофонами, желательно иметь секцию подгрупп на пульте. А также для с несколькими вокалистами.

Для ВИА «Алекс Бэнд», в котором мы работаем вдвоём, большой пульт не требуется. Мой микшер Mackie 1402VLZ-PRO содержит 6 моноканалов и 4 стереоканала, нам этого вполне хватает. Замечу, что раньше я работал с аналоговыми пультами Alto и . Меня они вполне устраивали. До тех пор, пока у меня не появился Mackie…


А вот самый ужасный микшерный пульт, с которым я сталкивался — это даже не наша древняя «Электроника» с пятиштырьковыми входами, на которой мы работали до 2002 года. Как ни странно, есть пульты гораздо страшнее. Это микшер Phonic , точную модель не назову. Phonic , что показан на этой фотографии, спроектирован гораздо логичнее того, о котором я сейчас пишу.


И дело даже не в хреновом звуке (хотя и он имеет место). Я бы с удовольствием оторвал руки конструктору, который спроектировал такую нелогичную архитектуру пульта. Пока с ним разберешься — фаллос сломать можно!!!

Но мы отвлеклись. Вернемся к применению микшеров в концертно-корпоративной практике. В случае работы на чужой аппаратуре мы всё равно берём свой . Далеко не каждый владелец аппаратуры предоставит Вам 5-6 каналов пульта (нам требуется именно столько). Поэтому мы подключаем микрофоны и инструменты в свой пульт, и в этом нам понадобится только один стереоканал чужого микшера. Если даже свободных стереоканалов нет, на чужом пульте мы можем использовать:

  • два моновхода, разнеся их по панораме (один — на левый канал, другой — на правый);
  • стереовход 2-Track-In (RCA-тюльпан) ;
  • дополнительный стереовход Aux Return;
  • в крайнем случае, можно использовать один моновход, на который мы подадим моносигнал, суммированный с двух стереоканалов, при помощи специального кабеля.

Как видите, вариантов достаточно для того, чтобы выйти из сложной ситуации. Но их бы не было, если бы мы не брали с собой пульт.

В случае работы расширенным составом, с живыми барабанами, для их озвучивания мы используем дополнительный пульт (4 моно — 2 стерео). Он является субмикшером, и его выходы коммутируются со стереовходом основного пульта. Этакое замещение функции подгрупп на большом пульте.

Вот и всё, что я хотел рассказать Вам о микшерах. Успехов!

Количество каналов — характеристика, показывающая максимальное количество каналов микшерного пульта. Стоит учесть, что стерео входы — 2 канала, то есть 12-канальный микшер может иметь 12 моно, либо 8моно и 2 стерео, либо 4 моно и 4 стерео входа. Это очень важно. В основном используются монофонические входы. Для клавишного инструмента можно использовать или 2 канала моно, или 1 канал стерео.

Виды входов каналов. Микшерные пульты в основном имеют микрофонные входы (XLR-разъем) и линейные входы (1/4" джек). Входы бывают балансными или небалансными. Балансные входы позволяют уменьшить уровень помех, потому большинство микшерных пультов оснащены именно ими. Следовательно нужно использовать "балансные" XLR-шнуры.

Регулировки. Недорогие модели имеют установленные в каналы обычные 3-х полосные эквалайзеры или 3-х полосные эквалайзеры с полупараметрической, или перестраиваемой, срединой. Более практичным является последний вариант. Связано это с тем, что в этом случае есть возможность сделать более тонкую коррекцию сигнала в средних частотах. Профессиональные микшерные пульты имеют возможность осуществлять перестройку частот и управлять шириной полос пропускания благодаря использованию параметрических эквалайзеров.

Процессор эффектов. Если микшер имеет встроенный процессор эффектов, это может "оживить" звучание, если акустика помещения не очень хорошая.

Интерфейс микшерного пульта

Чтобы составить общее представление о микшерных пультах , давайте рассмотрим некоторые элементы их правления, показанных на рисунке. Все элементы управления микшера условно можно разделить на две группы: те, которые управляют сигналом канала, и те, которые управляют суммарным сигналом (в подгруппах и в главной секции).

Каналы моно (стерео). Каждый канал состоит из:

Микрофонного входа - балансный XLR-вход (микрофон, комбик)

Линейного входа - джек 1/4" (микрофон, инструментальный шнур и др.)

Разрыва, выполняющего функцию направления сигнала на внешнее устройство обработки и его прием от этого устройства обратно

Эквалайзера, который используется для частотной коррекции сигнала

Обработки, которая позволяет подмешать в канальный сигнал (в отличие от разрыва, когда в канал возвращается весь обработанный сигнал) обработанный сигнал от внешнего устройства обработки или внутреннего процессора эффектов. С помощью кнопки PRE/POST (ДО/ПОСЛЕ) дает возможность подмешивать сигнал обработки до или после фейдера (регулятора уровня сигнала канала). Если выборать режим POST , регулировка уровня сигнала канала не будет влиять на результирующий сигнал канала. Выбор режима PRE означает, что регулировка уровня сигнала канала будет влиять на сигнал канала.

Панорамы, которая управляет уровнем сигнала, направляемого в общие левый и правый каналы

Коммутации. При помощи кнопок задается активность и маршрут сигнала: Mute - выключить канал, SUB N - направить сигнал в подгруппу N, MAIN L-R - направить сигнал в мастер секцию, SOLO - включить сольное воспроизведение канала

Регулятора уровня (фейдера), который определяет уровень сигнала канала

Подгруппы дают возможность объединить каналы в группы для совместного управления ими. К примеру, на ударную установку было выделено 5 каналов. Чтобы приглушить звучание всей барабанной установки, нужно будет одновременно переместить 5 фейдеров этих каналов. Чтобы упростить этот процесс, можно направить сигналы этих каналов в какую-нибудь подгруппу, в следствии чего изменить уровень звучания всей ударной установки можно будет, переместив лишь один фейдер данной подгруппы.

Общее управление . Эта секция собрала элементы управления суммарным сигналом, контроля сигналов (выход на наушники и мониторы), коммутация сигналов от внешних устройств обработки сигналов, внешнего источника сигнала (CD-проигрыватель и др.) и др. К этой же секции относится отключаемый в данном случае общий графический эквалейзер и также отключаемый в данном случае встроенный блок цифровых эффектов.

Выбор микшерного пульта

Чтобы выбрать , вначале нужно определиться с тем, какие задачи он должен решать, качества звука и количества каналов.

Если микшерный пульт нужен для домашней студии, но здесь следует отталкиваться от количества каналов и интерфейса.

В зависимости от того, какие инструменты будут подключаться, зависит количество каналов на пульте. При подключении только синтезатора и микрофона достаточно и 4 каналов. Если же планируется подключение других инструментов, то следует подумать о микшере с большим количеством каналов. Каждый инструмент подключается к своему настроенному каналу, и не нужно проводить постоянную коммутацию. В этом случае потребуется где-то 6 каналов:

Синтезатор — 2 канала

Электрогитара — 1 канал

Бас-гитара — 1 канал

Вокальный микрофон — 1 канал

Инструментальный микрофон (к примеру, для акустической гитары) — 1 канал

При записи лучше не использовать встроенный процессор эффектов. Он больше подходит для оживления звучание при игре в домашних условиях.

Для звукозаписи в домашних условиях стоит рассмотреть микшерные пульты со встроенным USB-интерфейсом, которые могут интегрироваться с программным обеспечением.

Проведение концертов с выступлением музыкальных групп. Для выполнения такой задачи нужен многоканальный микшерный пульт. Если речь идет о проведении непрофессиональных мероприятий, как, например, в школе, то стоит основываться в своем выборе на соотношение цена/качество/количество каналов.

Статья в процессе написания! Будет дополняться

Являясь активным пользователем нескольких форумов, посвященных музыке и звуковому оборудованию, часто встречаю вопросы новичков о микшерах. Как пользоваться микшером? как настроить эквалайзер на канале? куда подключать ноутбук, а куда микрофон? Чтобы облегчить жизнь начинающих диджеев и музыкантов, пишу данную статью.

Итак, микшер / микшерный пульт - это устройство, предназначенное для сведения звуковых сигналов из разных источников. Если говорить проще, то в микшер можно подключить микрофоны, плееры, музыкальные инструменты, а затем вывести суммированный звуковой сигнал на акустическую систему. Помимо этого с помощью микшера можно отрегулировать тембр, направить сигнал на дополнительные выходы, обработать сигнал процессором эффектов. Но обо всем по порядку.

Входные каналы. Разные микшеры имеют различное количество каналов в зависимости от назначения. Входные каналы бывают двух типов: моно и стерео. В моно-каналы обычно включаются микрофоны, живые инструменты; в стерео - CD/MD-проигрыватели, ноутбуки, плееры.

Чувствительность входа - Gain - Сигнал, приходящий в микшерную консоль, например от микрофона очень слабый. Для того, чтобы нормально и адекватно можно было работать с ним существует предусилитель (преамп). Регулятор гейн как раз определяет силу этого усиления. Есть общее правило настройки гейна - нажимаем кнопку PFL, таким образом на общем индикаторе мы можем увидеть уровень входного сигнала, и крутим ручку гейна до тех пор, пока не начнет мигать желтым... и чуть-чуть убираем (чтобы индикатор всегда находился в "зеленой зоне").

Обрезной фильтр - High Pass filter - HPF - Служит только для того, чтобы обрезать "низ". Необходимость такая возникает прежде всего при использовании вокальных микрофонов. Низкая составляющая в этом случае практически не играет никакой роли, а иногда даже мешает или портит звук. На пультах в основном стоит предустановленный нерегулируемый фильтр 80 или 100 Гц.

Секция эквалайзера - EQ - Дает возможность менять тембр звука. Прежде всего используется как инструмент настройки звучания подключенных в микшер источников. На большинстве небольших пультов секция EQ состоит из трех регуляторов - HI (высокие частоты), MID (средние частоты), LOW (низкие частоты). В более сереьезных аппаратах стоит полупараметрический эквалайзер, в котором одним регулятором вы можете выбрать нужную для корректировки частоту, а другим - уменьшать или увеличивать ее.

Посылы - Aux - Нужно для того, чтобы иметь возможность послать сигнал на дополнительный выход. Можно подать этот сигнал на процессор эффектов (внешний/внутренний), чтобы добавить ревер или дилэй. Можно подать отобранный сигнал на мониторы. При этом на мониторной акустике можно создать собственный микс, подавая разное "количество звука" в aux с разных каналов.

Панорама/баланс - pan/bal - Регулятор, который меняет панораму/баланс подключенного источника. Если говорить проще, то с помощью него можно направлять лево/право.

Заглушение - mute - Кнопка, которая заглушает канал. Бывают ситуауции, когда положение фейдера менять нельзя, а канал надо "закрыть" (полностью убрать громкость). Обычно мутируются все каналы на пульте и "открываются" только нужные в данный момент.

Фейдер - Регулятор уровня сигнала, который подается на главные выходы. В небольших пультах фейдеры обычно ставят длиной 60мм, в более серьезных микшерах - 100 мм. Размер имеет значение! со 100 мм фейдером легче "ловить" незначительные изменения в громкости сигнала. Особенно это актуально для театров, где не надо громко, а нужно в меру. Звукорежиссеру приходиться очень внимательно следить за уровнем сигнала фоновой музыки, чтобы она не перебивала голоса актеров.

Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с разрешения автора