Локальные акты предприятия содержание коллективного договора. Помощь: Разграничение локальных нормативных актов и коллективных договоров (соглашений)
1.ВВЕДЕНИЕ
В связи с тем, что Россия перешла на более высокийуровень своего развития, с введением демократических основ в жизнь людей, назреланеобходимость изменения во всех отраслях права, в том числе, естественно и втрудовом праве. Поэтому в 1992 году был принятЗаконРФ" Околлективныхдоговорах и соглашениях". Он сыграл и продолжает играть важную роль врегулировании взаимоотношений работников и работодателей. Закон вступил вдействие, когда кардинальные преобразования в экономике только начинались, многиевопросы еще не были решены, а правоотношения не урегулированы, не былидостаточно ясны экономические, социальные, политические последствияосуществляемых реформ.
Прошедшее в тех пор время позволило развитьсямногообразию видов собственности и организационно-правовых форм организаций,более четко проявились нерешенные вопросы во взаимоотношениях между работникамии работодателями, определилась роль государства и пределы его вмешательства врегулирование трудовых отношений. При этом усилилась тенденция кдецентрализации в установлении условий труда и его оплаты. Так, государствооставляет за собой определение минимально необходимого уровня трудовых прав игарантий для работников, а более высокий их уровень может определяться и напрактике нередко определяется нормативными правовыми актами, принимаемыми всогласительном порядке, то есть, например, путем принятия коллективныхдоговоров между работниками и работодателями, что и определяет возросшую рольколлективных договоров.
Другая тенденция развития трудовых правоотношенийсостоит в сужении сферы государственного регулирования и в расширениидозволений, рекомендаций относительно того, как лучше решать в организацияхвопросы труда и заработной платы в коллективно-договорном порядке приустановлении условий труда работников, их социальной защите, согласованиисоциально-трудовых интересов работников и работодателей. Это означает, что болеевысокий уровень трудовых прав и гарантий для работников по сравнению с тем, чтоустановлено законодательством, может быть предусмотрен именно в коллективныхдоговорах.
В первоначальной редакции закон просуществовал тригода. За этот относительно небольшой срок он в некоторых своих частях отстал отизменений, произошедших в экономике, политике, обществе. Возникла потребностьприведения его в соответствие с обновляющимися и развивающимися общественнымиотношениями. Кроме того с 1992 года в Российской Федерации был принят рядосновополагающих законов. Это, во-первых, Конституция Российской Федерации,Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы «О общественныхобъединениях»,«О порядке разрешения коллективных трудовыхспоров» и ряд других.
Перечисленные выше обстоятельства потребоваливнесения изменений и дополнений в Закон «О коллективных договорах исоглашениях» для приведения его в соответствие с существующейсоциально-экономической ситуацией, условиями складывающегося рынка, новымправовым полем. Кроме того вступление России в цивилизованное мировоесообщество потребовало внедрение в трудовые правоотношения конкретныхмеждународных норм, а также более полного учета отечественной и зарубежнойпрактики.
20 октября 1995года Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла, а 24 ноября того же года Президент РФ подписал Федеральный закон " Овнесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Околлективных договорах и соглашениях». Этот закон был официальноопубликован в «Российской газете» 5 декабря 1995 года и с этой датывступил в силу.
В введении я описал основные изменения,произошедшие в законодательстве в последние годы. В основной части своей работемне хотелось бы поподробнее проанализировать законы и иные нормативные акты,относящиеся к моей теме, а также рассказать о самом коллективном договоре, какодном из оновных источников гарантий прав субъектов трудового права.
2. СТОРОНЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА
Согласно действующему законодательству коллективнымдоговором является правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения изаключаемый работниками организации, филиала, представительства (далееработники организации) с работодателем.1 При этом в отличие от ранее действовавшего закона
стороной коллективного договора выступает не администрация предприятия,а именно работодатель. При этом в Законе от 24 ноября 1995 года введены понятия(в качестве сторон коллективного договора): «представителиработников» и «представители работодателей».
Представители работников
Работники - это самое общее определение лиц, состоящих в трудовыхправоотношениях. Их можно объединять по самым разным критериям: отрасли, профессии,членству в профсоюзе и др.
Представители работников - это органы профсоюзов иих объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с ихуставами, а также органы общественной самодеятельности, образованные на общемсобрании (конференции) работников организации и уполномоченные им.
При этом органам общественной самодеятельности дляпредставления работников при коллективных переговорах и в коллективныхдоговорах требуется специальное уполномачивание. Профсоюзные же органы полномочныпредставлять работников на коллективных переговорах и на заключенииколлективных договоров в силу своего устава, которое должно содержать право натакое представительство.2
Международно-правовыми нормами непрофсоюзныепредставители работников признаются как бы «второстепенными»участниками коллективно-договорного процесса, что связано с практикойбольшинства стран, в которых профсоюзы являются наиболее авторитетными иобщественно значимыми организациями трудящихся.3
Первичный профсоюзный орган, действующий ворганизации, полномочен представлять ее работников в соответствии в уставомего профессионального союза, содержащего указание на такое представительство,либо на основании положения о первичной профсоюзной организации, принятого ею всоответствии с уставом профсоюза.
В соответствии с Федеральным законом «Опрофессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюзам,их объединениям, первичным организациям также предоставлено право на ведениеколлективных переговоров и заключение коллективных договоров от имени работников.В нем предусмотрено общее право профсоюзов на представительство и защиту прав иинтересов работников.1
Отношения профсоюзов, первичных профсоюзныхорганизаций и их органов с другими представителями работников (органамиобщественной самодеятельности) строятся на основе сотрудничества. При этомЗаконом «О профессиональных союзах, их правах и гарантияхдеятельности» прямо установлено, что наличие иных представительныхорганов в организации не может использоваться для воспрепятствованиядеятельности профсоюзов.2
В коллективно-договорной практике участвуетпервичная профсоюзная организация. Это - добровольное объединение членовпрофсоюза, ра- ботающих, как правило, в одной организации независимо от формысобственности и подведомственности, действующее на основании общего положения,принятого им в соответствие с уставом, или на основе общего положения опервичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза. То естьположение о первичке может быть утверждено отдельно, а может являтьсясоставной частью устава профсоюза. Однако во всех случаях в положении опервичной профсоюзной организации должно содержаться право представлятьработников в коллективных переговорах и при заключении коллективных договоровс работодателями. Это необходимо для обеспечения законности представительстваинтересов работников их профсоюзной организацией.1
При отсутствии единого представительного органа работников законодательпредусматривает, что каждый представитель вправе самостоятельно вестипереговоры от имени уполномочивших его работников и заключать отдельныйколлективный договор или предлагать заключить приложение к коллективномудоговору, защищающее специфические интересы представляемых работников попрофессиональному признаку. Вместе с тем более предпочтительным являетсяобъединение нескольких представителей и заключение с работодателем единогоколлективного договора.2
Коллективные договоры, подписанные объединеннымпредставителем работников, а тем более несколько коллективных договоров,заключенных работниками одной организации, на практике встречаются крайнередко, однако споры о праве на ведение переговоров возникают все чаще. При этомдалеко не всегда подобные споры завершаются принятием конструктивных решений,процесс заключения колдоговора неоправданно затягивается, может возникнутьнеобоснованная дифференциация условий труда.
Выходом из этой ситуации может стать практикавыбора всеми работниками предприятия своего единого представителя, пусть дажев лице смешанной группы из членов профсоюза и «независимых»представителей от не охваченных профсоюзом работников. Одним из наиболеедемократических и легитимных путей формирования такого единого представителяявляются выборы, а практика со временем установит их критерии и регламент.
Представители работодателей
Представители работодателей - это руководителиорганизации или другие полномочные в соответствии с уставом (положением)организации или иными правовыми актами и лица, полномочные органы объединенийработодателей, иные уполномоченные работодателями органы.1
Работодателем обычно выступает юридическое лицо,главным признаком которого в качестве работодателя выступает организацияпроизводственного процесса и трудовой деятельности и использование рабочейсилы для решения уставных задач. В законе прямо не указано, кто может бытьпредставителем работодателя. Им может стать и руководитель предприятия, испециально уполномоченное лицо (группа лиц).
Однако любые представители работодателя должныиметь соответствующие полномочия, зафиксированные в уставе организации либо вином правовом акте. Таким актом может быть решение правления, совета директоров,приказ (распоряжение) руководителя организации и т.д.2
Несмотря на то, что полномочия по ведениюколлективного договора от имени работодателя руководитель организации своимприказом может предоставить и
определенному должностному лицу из руководящего состава организации(например, своему заместителю, начальнику Отдела труда и заработной платы идр.), подписание коллективного договора от имени работодателя желательноосуществить самому руководителю организации как лицу, отвечающему за еедеятельность, распорядителю ее средствами, имуществом, другими ценностями,составляющим материальную основу коллективного договора.
Документальное подтверждениепредставительских полномочий от имени сторон коллективного договора - одно изрешающих условий признания юридической силы этого правового акта. Вэтой связи представительские полномочия сторон должны быть тщательнооформлены, чтобы не возникали сомнений в легитимности заключенных имидоговоров.1
3. ВЕДЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХПЕРЕГОВОРОВ
Право на ведение коллективных переговоров от имениработников, как было сказано выше, предоставляется их представителям. На первомместе в качестве представителей работников выступают профсоюзы.
При этом, если в организации действует одинпрофсоюз, то интересы работников при переговорах и заключении коллективногодоговора представляет этот профсоюз. Если в организации нет профсоюзной организации,то вопрос о представительстве работников на переговорах и при заключенииколлективного договора определяет общее собрание (конференция) работников.2 Если в организациинесколько профсоюзных организаций, то ими в течение пяти календарных днейформируется единый представительный орган для ведения переговоров, разработкиединого проекта и заключения единого коллективного договора. Представлятьинтересы работников-не членов профсоюза может быть доверено ими профсоюзномуоргану (или одному из профсоюзных органов), функционирующему в организации.
Особое значение приобретает содержащееся в Законезапрещение вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры отимени работников лицам, представляющим работодателей. Так, даже еслиработниками для ведения переговоров уполномочен Совет трудового коллектива,куда входят сотрудники администрации предприятия, этот СТК не может от имениработников вести коллективные переговоры и заключать коллективный договор.1
Инициатива проведения коллективных переговоровможет принадлежать любой стороне - работникам или работодателю. Со стороныработников такая инициатива выражается непосредственно путем принятиясоответствующего решения либо органом профсоюзной организации, имеющей на тополномочия в соответствии с ее уставом или положением, либо на собраниипервичной профорганизации, либо на общем собрании (конференции) работниковорганизации.2
Законом предусматривается, что работодатели, органыисполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны вести переговорыпо социально-трудовым вопросам, предлагаемым для рассмотрения представителямиработников. Та же обязанность закреплена и в Федеральном законе «Опрофессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Зауклонение от участия в переговорах наступает административная ответственность.3 Кроме тогоэтим Законом предусмотрено, что органы исполнительной власти, органы местногосамоуправления и представители работодателей обязаны предоставлятьпредставителям работников имеющуюся у них информацию, необходимую дляколлективных переговоров.
Исходя из сущности Закона от 24 ноября 1995 года, коллективный договоруже можно заключать при достижении договоренности по основным или побольшинству вопросов (разумеется в пределах согласованных вопросов). По другимвопросам можно продолжать обсуждения, и при достижении согласия вноситьсоответствующие изменения и дополнения в коллективный договор.
Если стороны в ходе переговоров не смогли прийти ксогласию по ряду вопросов, то разрешение разногласий осуществляется всоответствие с Федеральным законом «О порядке разрешения коллективныхтрудовых споров».1
Коллективные переговоры - важное и ответственноедля работников и для работодателя дело. Оно требует значительного времени, сил,знаний, умения вести переговоры. Настойчивость представителей работниковзачастую не нравиться представителям работодателя. Именно поэтому в новойредакции Закона предусмотрено, что лица, участвующие в коллективныхпереговорах, в подготовке проектов коллективных договоров освобождаются отосновной работы с сохранением среднего заработка на срок не более 3 месяцев втечение года.2Все затраты, связанные с участием в переговорах, компенсируются впорядке, предусмотренном законодательством о труде, а также коллективнымдоговором. Так как в трудовом законодательстве в настоящее время отсутствуетпрямые нормы по указанным вопросам, рекомендуется предусмотреть их в коллективномдоговоре.
Другой важной гарантией служит следующееправило, закрепленное в той же статье закона. Представители профсоюзов, ихобъединений, органов общественной самодеятельности, участвующие в коллективныхпереговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласияуполномочивающего их на представительство органа подвергнуты дисциплинарномувзысканию, переведены на другую работу, перемещены или уволены по инициативеадминистрации.
Закон определяет только общие позиции порядка(процедуры) разработки и заключения коллективного договора.1 Конкретные детали решаютсяпо соглашению сторон. Именно так определяются:
Порядок разработки проекта коллективногодоговора;
Сроки разработки коллективного договора;
Состав комиссии для ведения коллективныхпереговоров, создаваемый на паритетной основе;
Место проведения переговоров;
Повестка дня переговоров. 2
Договоренности по перечисленным выше вопросамоформляются приказом по организации и решением представителей работников.Иногда ими утверждается Положение о порядке ведения переговоров и заключенияколлективного договора.
Также Законом определяется и примерный переченьвопросов, которые могут быть включены в коллективный договор. При этомперечень не является исчерпывающим и с учетом возможностей организации вколдоговоре могут содержаться и другие, а также более льготные трудовые исоциально-экономические условия по сравнению с нормами иположениями, установленными законодательством.3
Особого внимания заслуживает отмеченный в ст.13такой вопрос, включаемый в коллективный договор, как " отказ от забастовокпо условиям, включенным в данный коллективный договор, при своевременном и полномих исполнении". По нашему мнению, данный пункт должен быть исключен изФедерального закона как ограничивающий право работников на забастовку и темсамым нарушающий Конституцию Российской Федерации.1
Срок действия коллективного договора установленЗаконом от одного до трех лет, однако по его окончанию договор действует допринятия нового или внесения изменений в действующий договор. Изменения в коллективныйдоговор вносятся только по взаимному согласию сторон в порядке, определенномсамим договором, а если таковой не прописан - то в порядке, предусмотренномЗаконом для заключения договора.
Коллективный договор работников АО Брянскийхлебокомбинат «Каравай» в соответствии с Законом был заключенсроком на три года (1995-1997 гг.).
Представителем работников выступил профсоюзныйкомитет, председатель которого от имени работников предприятия своей подписьюскрепил договор. По имеющейся информации все работники АО«Каравай»являются членами одного профсоюза, и в Положении о его первичной организацииуказано ее право выступать представителем работников при ведении коллективныхпереговоров и при заключении коллективного договора. Вместе с тем на титульномлисте договора отсутствует запись: " от имени работников АО" или«представитель работников АО», что затрудняет подтверждениелегитимности этой стороны коллективного договора.
От имени работодателя коллективный договорподписан генеральным
директором АО, соответствующие полномочия которого зафиксированы в УставеАО. Однако, как и представитель работника, именно в качестве представителяработодателя генеральный директор АО на титульном листе договора не обозначен.Вместе с тем, в тексте договора в качестве работодателя фигурирует«администрация предприятия» (однако при этом не сделано специальнойоговорки), что противоречит Закону.
В соответствии с действующим законодательством(ст.7) договор был зарегистрирован в Управлении труда администрации Брянскойобласти.
Рассматриваемый коллективный договор имеетследующую структуру: Введение
Общие положения
Раздел 1 «Повышение эффективностипроизводства. Увеличение дохода, прибыли предприятия. Использованиезаработанных средств»
Раздел 2 «Условия найма и увольненияработников»
Раздел 3 «Трудовые отпуска»
Раздел 3-а«Режим работы работников АО»
Раздел 4 «Оплата труда»
Раздел 5 «Охрана здоровья. Социальноеобеспечение. Льготы» Приложения (NN 1-23 - см. приложение к настоящемуреферату)
Во Введении указана цель колдоговора и зафиксировано признание
работодателем (в тексте - администрацией)легитимности профкома как представителя всех работников АО в коллективныхпереговорах о всех условиях их найма. Целесообразно было бы указать и срокдействия договора, который установлен только на титульном листе документа.
В Общих положениях установлено, что действиедоговора распространяется на всех работников АО: как работающих на моментзаключения договора, так и на всех вновь поступающих работников. Этопротиворечит законодательству, так как вновь поступающие работники могут бытьчленами другого профсоюза, или не состоять в профсоюзе вообще и не делегироватьзащиту своих прав действующей первичной профсоюзной организации.
Раздел 1 содержит основные технико-экономическиепараметры деятельности АО, формирующие баланс доходов и расходов. Этот разделдостаточно компактный и представляется необходимым, так как работники должнызнать, какими средствами располагает работодатель и за счет ка-
ких источников они формируются.
Раздел 2 «Условия найма и увольненияработников» в целом составлен грамотно и также достаточно компактен.Вместе с тем, хотя в нем правильно указано, что при найме на работу работникизаключают трудовой договор, однако пропущено, что такой договор должен бытьзаключен в письменной форме.
Раздел 3 «Трудовые отпуска» составлен сучетом требований трудового законодательства. Кроме того в коллективномдоговоре (в соответствии со ст.68 п.5 КЗоТ РФ) конкретизированы условияпредоставления дополнительных отпусков для работников, работающих в сменномрежиме.
Раздел дополнительно подписан начальником Отделауправления кадрами и трудовыми отношениями. Данное требование не являетсяобязательным, но дает возможность работодателю определить должностное лицо, ответственноеза разработку и реализацию этого раздела договора.
Раздел 3-а «Режим работы работников АО»является весьма важным, так как фактически определяет правила внутреннегораспорядка для каждой категории работников. Вследствие своей важности егоподписали начальник Отдела управления кадрами и трудовыми отношениями, инженерпо труду и председатель профкома (фактически - в качестве представителяработников, хотя этот факт не зафиксирован рядом с подписью).
Раздел 4 «Оплата труда» - один из самыхважных в коллективном договоре; его положения расшифровываются иконкретизируются в 10 (из
23) приложениях к договору. Раздел составлендостаточно грамотно. В ряде его положений, где это допускаетсязаконодательством, коллективный договор либо улучшает существующие нормы, либоконкретизирует их.
Так, например, КЗоТ РФ установлено, что о введенииновых норм труда работники должны быть извещены не позднее, чем за один месяц- в п.4.4 колдоговора это срок установлен в размере 2 месяцев.1 Или ст.82 КЗоТ РФустановлено, что на тяжелых работах и работах с вредными условиями трудаустанавливается повышенная оплата труда - Приложением N4 к колдоговоруутвержден перечень таких работ и процент увеличения тарифной ставки. В п.4.8.колдоговора в соответствии со ст. 87 КЗоТ РФ по соглашению сторон установленыразмеры доплат за выполнение наряду со своей основной работой обязанностейвременно отсутствующего работника.
Кроме того в данном разделе установленыдополнительные обязательства работодателя и работников в части проведенияразъяснительной работы о действующих условий оплаты труда и необходимостивнедрения
прогрессивных норм выработки, а также в частисистематической проверки
правильности расчетов заработной платы и взиманияналогов. Однако работодатель был вновь назван администрацией, а представительработников подписал дополнительные обязательства как председатель профкома.
Раздел 5 «Охрана здоровья.Социальноеобеспечение. Льготы»
В этом разделе прописаны обязательства работодателяи условия, при которых работники получают различные пособия, материальную помощьи льготы.
Коллективный договор АО«Каравай»составлен на три года, в том числе ряд его параметров и показателей разбиты погодам. Некоторые разделы (например, р.5) утверждаются ежегодно. Поскольку вдоговоре не установлен порядок его дополнения и изменения, то в соответствии сдействующим законодательством они должны вносится в том же порядке, в какомзаключается сам договор. Однако в рассматриваемом договоре это положениеопущено и ежегодные дополнения просто вклеены в договор, даже без указания наих обсуждение и утверждения на общем собрании (конференции) работников АО.
При анализе настоящего коллективного договора напервый взгляд кажется, что некоторые важные проблемы в нем не решены,например, охрана и улучшение условий труда. Это - не совсем так, поскольку рядвопросов, включая и эти, вынесены в виде отдельных приложений к договору (Так,приложения 1-3 содержат именно мероприятия по улучшению охраны и условийтруда), подписанный фактическим представителями сторон. Вместе с тем, следуетпризнать, что в договоре недостаточно раскрыты вопросы добровольного иобязательного медицинского страхования, обучения и переподготовки кадров,контроля за выполнением коллективного договора и некоторые другие.
Контроль за выполнением коллективного договораосуществляется сторонами и их представителями, а также органами по труду.Стороны договора обязаны ежегодно отчитываться о его выполнении на общем собрании(конференции) работников организации.
Согласно действующему законодательству лица,представляющие работодателя, виновные в нарушении или невыполненииобязательств по коллективному договору, подвергаются штрафу в размере допятидесяти минимальных размеров оплаты труда, налагаемому в судебном порядке.Дела о наложении указанных штрафов рассматриваются по заявлению представителейработников, соответствующих органов по труду или по инициативе прокурора. Крометого по требованию представителей работников собственник обязан принять меры,предусмотренные законодательством, к руководителю, по вине которого нарушаютсяили не выполняются условия коллективного договора.
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в своей работе япопытался раскрыть некоторые моменты, связанные с коллективным договором. В моей работе показана лишь небольшая частьинформации, касающаяся данного вопроса. По сути я рассмотрел лишь два вопроса:стороны коллективных договоров и ведение коллективных договоров, а также провелхарактеристику дейсвующего законодательства, регулирующего данную сферутрудовых отношений. Не были затронуты такие вопросы, как социально-партнерскиеотношения, трудовые споры и некоторые другие. Однако, я считаю, что по этимвопросам можно написать отдельные работы, поэтому не стал их затрагивать.
В наше непростое время коллективныедоговоры оказывают огромное влияние на условия труда работников. Соблюдениеусловий коллективных договоров, их соответствие прогрессивным международнымнормам, способно улучшить экономическую ситуацию в странею Ведь, чем лучшеусловия труда работника, тем лучше результат его деятельности. И, я надеюсь,что в будущем все работники независимо от их положения, будут иметь такиеусловия труда, какие они считают нужными для хорошей работы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция РФ.
3. Закон РоссийскойФедерации «О коллективных договорах и соглашениях»(в редакции от 24ноября 1995 г.)
4. Федеральный закон «О профессиональных союзах, ихправах и гарантиях деятельности»
5. Федеральный закон «О порядке разрешенияколлективных трудовых споров»
6. Законодательная база информационно-правовой системы“Консультант плюс” (по состоянию на октябрь 1999 г.)
7. Коллективный договор АО Брянский хлебокомбинат “Каравай”
8. К.Н. Гусов, В.Н. Толкунова “Трудовое право России” М.,Юристъ, 1999 г.
9. Правовоерегулирование труда в условиях перехода к рыночной экономике. - Институтзаконодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 1995.
1.ВВЕДЕНИЕ
В связи с тем, что Россия перешла на более высокий уровень своего развития, с введением демократических основ в жизнь людей, назрела необходимость изменения во всех отраслях права, в том числе, естественно и в трудовом праве. Поэтому в 1992 году был принятЗаконРФ" Околлективных договорах и соглашениях". Он сыграл и продолжает играть важную роль в регулировании взаимоотношений работников и работодателей. Закон вступил в действие, когда кардинальные преобразования в экономике только начинались, многие вопросы еще не были решены, а правоотношения не урегулированы, не были достаточно ясны экономические, социальные, политические последствия осуществляемых реформ.
Прошедшее в тех пор время позволило развиться многообразию видов собственности и организационно-правовых форм организаций, более четко проявились нерешенные вопросы во взаимоотношениях между работниками и работодателями, определилась роль государства и пределы его вмешательства в регулирование трудовых отношений. При этом усилилась тенденция к децентрализации в установлении условий труда и его оплаты. Так, государство оставляет за собой определение минимально необходимого уровня трудовых прав и гарантий для работников, а более высокий их уровень может определяться и на практике нередко определяется нормативными правовыми актами, принимаемыми в согласительном порядке, то есть, например, путем принятия коллективных договоров между работниками и работодателями, что и определяет возросшую роль коллективных договоров.
Другая тенденция развития трудовых правоотношений состоит в сужении сферы государственного регулирования и в расширении дозволений, рекомендаций относительно того, как лучше решать в организациях вопросы труда и заработной платы в коллективно-договорном порядке при установлении условий труда работников, их социальной защите, согласовании социально-трудовых интересов работников и работодателей. Это означает, что более высокий уровень трудовых прав и гарантий для работников по сравнению с тем, что установлено законодательством, может быть предусмотрен именно в коллективных договорах.
В первоначальной редакции закон просуществовал три года. За этот относительно небольшой срок он в некоторых своих частях отстал от изменений, произошедших в экономике, политике, обществе. Возникла потребность приведения его в соответствие с обновляющимися и развивающимися общественными отношениями. Кроме того с 1992 года в Российской Федерации был принят ряд основополагающих законов. Это, во-первых, Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы "О общественных объединениях","О порядке разрешения коллективных трудовых споров" и ряд других.
Перечисленные выше обстоятельства потребовали внесения изменений и дополнений в Закон "О коллективных договорах и соглашениях" для приведения его в соответствие с существующей социально-экономической ситуацией, условиями складывающегося рынка, новым правовым полем. Кроме того вступление России в цивилизованное мировое сообщество потребовало внедрение в трудовые правоотношения конкретных международных норм, а также более полного учета отечественной и зарубежной практики.
20 октября 1995 года Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла, а 24 ноября того же года Президент РФ подписал Федеральный закон " О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях". Этот закон был официально опубликован в "Российской газете" 5 декабря 1995 года и с этой даты вступил в силу.
В введении я описал основные изменения, произошедшие в законодательстве в последние годы. В основной части своей работе мне хотелось бы поподробнее проанализировать законы и иные нормативные акты, относящиеся к моей теме, а также рассказать о самом коллективном договоре, как одном из оновных источников гарантий прав субъектов трудового права.
2. СТОРОНЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА
Согласно действующему законодательству коллективным договором является правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый работниками организации, филиала, представительства (далее работники организации) с работодателем. При этом в отличие от ранее действовавшего закона
стороной коллективного договора выступает не администрация предприятия, а именно работодатель. При этом в Законе от 24 ноября 1995 года введены понятия (в качестве сторон коллективного договора) : "представители работников" и "представители работодателей".
Представители работников
Работники - это самое общее определение лиц,состоящих в трудовых правоотношениях. Их можно объединять по самым разным критериям: отрасли,профессии, членству в профсоюзе и др.
Представители работников - это органы профсоюзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, а также органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им.
При этом органам общественной самодеятельности для представления работников при коллективных переговорах и в коллективных договорах требуется специальное уполномачивание. Профсоюзные же органы полномочны представлять работников на коллективных переговорах и на заключении коллективных договоров в силу своего устава, которое должно содержать право на такое представительство.
Международно-правовыми нормами непрофсоюзные представители работников признаются как бы "второстепенными" участниками коллективно-договорного процесса, что связано с практикой большинства стран, в которых профсоюзы являются наиболее авторитетными и общественно значимыми организациями трудящихся.3
Первичный профсоюзный орган, действующий в организации, полномочен представлять ее работников в соответствии в уставом его профессионального союза, содержащего указание на такое представительство, либо на основании положения о первичной профсоюзной организации, принятого ею в соответствии с уставом профсоюза.
В соответствии с Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюзам, их объединениям, первичным организациям также предоставлено право на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров от имени работников. В нем предусмотрено общее право профсоюзов на представительство и защиту прав и интересов работников.
Отношения профсоюзов, первичных профсоюзных организаций и их органов с другими представителями работников (органами общественной самодеятельности) строятся на основе сотрудничества. При этом Законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" прямо установлено, что наличие иных представительных органов в организации не может использоваться для воспрепятствования деятельности профсоюзов.
В коллективно-договорной практике участвует первичная профсоюзная организация. Это - добровольное объединение членов профсоюза, ра- ботающих,как правило, в одной организации независимо от формы собственности и подведомственности, действующее на основании общего положения, принятого им в соответствие с уставом, или на основе общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза. То есть положение о первичке может быть утверждено отдельно, а может являться составной частью устава профсоюза. Однако во всех случаях в положении о первичной профсоюзной организации должно содержаться право представлять работников в коллективных переговорах и при заключении коллективных договоров с работодателями. Это необходимо для обеспечения законности представительства интересов работников их профсоюзной организацией.
При отсутствии единого представительного органа работников законодатель предусматривает, что каждый представитель вправе самостоятельно вести переговоры от имени уполномочивших его работников и заключать отдельный коллективный договор или предлагать заключить приложение к коллективному договору, защищающее специфические интересы представляемых работников по профессиональному признаку. Вместе с тем более предпочтительным является объединение нескольких представителей и заключение с работодателем единого коллективного договора.
Коллективные договоры, подписанные объединенным представителем работников, а тем более несколько коллективных договоров, заключенных работниками одной организации, на практике встречаются крайне редко, однако споры о праве на ведение переговоров возникают все чаще. При этом далеко не всегда подобные споры завершаются принятием конструктивных решений, процесс заключения колдоговора неоправданно затягивается, может возникнуть необоснованная дифференциация условий труда.
Выходом из этой ситуации может стать практика выбора всеми работниками предприятия своего единого представителя, пусть даже в лице смешанной группы из членов профсоюза и "независимых" представителей от не охваченных профсоюзом работников. Одним из наиболее демократических и легитимных путей формирования такого единого представителя являются выборы, а практика со временем установит их критерии и регламент.
Представители работодателей
Представители работодателей - это руководители организации или другие полномочные в соответствии с уставом (положением) организации или иными правовыми актами и лица,полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.
Работодателем обычно выступает юридическое лицо, главным признаком которого в качестве работодателя выступает организация производственного процесса и трудовой деятельности и использование рабочей силы для решения уставных задач. В законе прямо не указано, кто может быть представителем работодателя. Им может стать и руководитель предприятия, и специально уполномоченное лицо (группа лиц).
Однако любые представители работодателя должны иметь соответствующие полномочия, зафиксированные в уставе организации либо в ином правовом акте. Таким актом может быть решение правления, совета директоров, приказ (распоряжение) руководителя организации и т.д.
Несмотря на то, что полномочия по ведению коллективного договора от имени работодателя руководитель организации своим приказом может предоставить и
определенному должностному лицу из руководящего состава организации (например, своему заместителю, начальнику Отдела труда и заработной платы и др.), подписание коллективного договора от имени работодателя желательно осуществить самому руководителю организации как лицу, отвечающему за ее деятельность, распорядителю ее средствами, имуществом, другими ценностями, составляющим материальную основу коллективного договора.
Документальное подтверждение представительских полномочий от имени сторон коллективного договора - одно из решающих условий признания юридической силы этого правового акта. В этой связи представительские полномочия сторон должны быть тщательно оформлены, чтобы не возникали сомнений в легитимности заключенных ими договоров.
3. ВЕДЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ
Право на ведение коллективных переговоров от имени работников, как было сказано выше, предоставляется их представителям. На первом месте в качестве представителей работников выступают профсоюзы.
При этом, если в организации действует один профсоюз, то интересы работников при переговорах и заключении коллективного договора представляет этот профсоюз. Если в организации нет профсоюзной организации, то вопрос о представительстве работников на переговорах и при заключении коллективного договора определяет общее собрание (конференция) работников. Если в организации несколько профсоюзных организаций, то ими в течение пяти календарных дней формируется единый представительный орган для ведения переговоров, разработки единого проекта и заключения единого коллективного договора. Представлять интересы работников-не членов профсоюза может быть доверено ими профсоюзному органу (или одному из профсоюзных органов), функционирующему в организации.
Особое значение приобретает содержащееся в Законе запрещение вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры от имени работников лицам, представляющим работодателей. Так, даже если работниками для ведения переговоров уполномочен Совет трудового коллектива, куда входят сотрудники администрации предприятия, этот СТК не может от имени работников вести коллективные переговоры и заключать коллективный договор.
Инициатива проведения коллективных переговоров может принадлежать любой стороне - работникам или работодателю. Со стороны работников такая инициатива выражается непосредственно путем принятия соответствующего решения либо органом профсоюзной организации,имеющей на то полномочия в соответствии с ее уставом или положением, либо на собрании первичной профорганизации, либо на общем собрании (конференции) работников организации.
Законом предусматривается,что работодатели,органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны вести переговоры по социально-трудовым вопросам, предлагаемым для рассмотрения представителями работников. Та же обязанность закреплена и в Федеральном законе "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности". За уклонение от участия в переговорах наступает административная ответственность. Кроме того этим Законом предусмотрено, что органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и представители работодателей обязаны предоставлять представителям работников имеющуюся у них информацию, необходимую для коллективных переговоров.
Исходя из сущности Закона от 24 ноября 1995 года, коллективный договор уже можно заключать при достижении договоренности по основным или по большинству вопросов (разумеется в пределах согласованных вопросов). По другим вопросам можно продолжать обсуждения, и при достижении согласия вносить соответствующие изменения и дополнения в коллективный договор.
Если стороны в ходе переговоров не смогли прийти к согласию по ряду вопросов, то разрешение разногласий осуществляется в соответствие с Федеральным законом "О порядке разрешения коллективных трудовых споров".
Коллективные переговоры - важное и ответственное для работников и для работодателя дело. Оно требует значительного времени, сил, знаний, умения вести переговоры. Настойчивость представителей работников зачастую не нравиться представителям работодателя. Именно поэтому в новой редакции Закона предусмотрено, что лица, участвующие в коллективных переговорах, в подготовке проектов коллективных договоров освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более 3 месяцев в течение года. Все затраты,связанные с участием в переговорах, компенсируются в порядке,предусмотренном законодательством о труде, а также коллективным договором. Так как в трудовом законодательстве в настоящее время отсутствует прямые нормы по указанным вопросам, рекомендуется предусмотреть их в коллективном договоре.
Другой важной гарантией служит следующее правило,закрепленное в той же статье закона. Представители профсоюзов, их объединений, органов общественной самодеятельности, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия уполномочивающего их на представительство органа подвергнуты дисциплинарному взысканию,переведены на другую работу, перемещены или уволены по инициативе администрации.
Закон определяет только общие позиции порядка (процедуры) разработки и заключения коллективного договора. Конкретные детали решаются по соглашению сторон. Именно так определяются:
Порядок разработки проекта коллективного договора;
Сроки разработки коллективного договора;
Состав комиссии для ведения коллективных переговоров,создаваемый на паритетной основе;
Место проведения переговоров;
Договоренности по перечисленным выше вопросам оформляются приказом по организации и решением представителей работников. Иногда ими утверждается Положение о порядке ведения переговоров и заключения коллективного договора.
Также Законом определяется и примерный перечень вопросов, которые могут быть включены в коллективный договор. При этом перечень не является исчерпывающим и с учетом возможностей организации в колдоговоре могут содержаться и другие, а также более льготные трудовые и социально-экономические условия по сравнению с нормами и положениями,установленными законодательством.
Особого внимания заслуживает отмеченный в ст.13 такой вопрос, включаемый в коллективный договор, как " отказ от забастовок по условиям, включенным в данный коллективный договор, при своевременном и полном их исполнении". По нашему мнению, данный пункт должен быть исключен из Федерального закона как ограничивающий право работников на забастовку и тем самым нарушающий Конституцию Российской Федерации.
Срок действия коллективного договора установлен Законом от одного до трех лет, однако по его окончанию договор действует до принятия нового или внесения изменений в действующий договор. Изменения в коллективный договор вносятся только по взаимному согласию сторон в порядке, определенном самим договором, а если таковой не прописан - то в порядке, предусмотренном Законом для заключения договора.
Коллективный договор работников АО Брянский хлебокомбинат "Каравай" в соответствии с Законом был заключен сроком на три года (1995-1997 гг.).
Представителем работников выступил профсоюзный комитет, председатель которого от имени работников предприятия своей подписью скрепил договор. По имеющейся информации все работники АО"Каравай" являются членами одного профсоюза, и в Положении о его первичной организации указано ее право выступать представителем работников при ведении коллективных переговоров и при заключении коллективного договора. Вместе с тем на титульном листе договора отсутствует запись: " от имени работников АО" или "представитель работников АО", что затрудняет подтверждение легитимности этой стороны коллективного договора.
От имени работодателя коллективный договор подписан генеральным
директором АО, соответствующие полномочия которого зафиксированы в Уставе АО. Однако, как и представитель работника, именно в качестве представителя работодателя генеральный директор АО на титульном листе договора не обозначен. Вместе с тем, в тексте договора в качестве работодателя фигурирует "администрация предприятия" (однако при этом не сделано специальной оговорки), что противоречит Закону.
В соответствии с действующим законодательством (ст.7) договор был зарегистрирован в Управлении труда администрации Брянской области.
Рассматриваемый коллективный договор имеет следующую структуру: Введение
Общие положения
Раздел 1 "Повышение эффективности производства. Увеличение дохода, прибыли предприятия. Использование заработанных средств"
Раздел 2 "Условия найма и увольнения работников"
Раздел 3 "Трудовые отпуска"
Раздел 3-а"Режим работы работников АО"
Раздел 4 "Оплата труда"
Раздел 5 "Охрана здоровья. Социальное обеспечение. Льготы" Приложения (NN 1-23 - см. приложение к настоящему реферату)
Во Введении указана цель колдоговора и зафиксировано признание
работодателем (в тексте - администрацией) легитимности профкома как представителя всех работников АО в коллективных переговорах о всех условиях их найма. Целесообразно было бы указать и срок действия договора, который установлен только на титульном листе документа.
В Общих положениях установлено, что действие договора распространяется на всех работников АО: как работающих на момент заключения договора, так и на всех вновь поступающих работников. Это противоречит законодательству, так как вновь поступающие работники могут быть членами другого профсоюза,или не состоять в профсоюзе вообще и не делегировать защиту своих прав действующей первичной профсоюзной организации.
Раздел 1 содержит основные технико-экономические параметры деятельности АО, формирующие баланс доходов и расходов. Этот раздел достаточно компактный и представляется необходимым, так как работники должны знать, какими средствами располагает работодатель и за счет ка-
ких источников они формируются.
Раздел 2 "Условия найма и увольнения работников" в целом составлен грамотно и также достаточно компактен. Вместе с тем, хотя в нем правильно указано,что при найме на работу работники заключают трудовой договор, однако пропущено, что такой договор должен быть заключен в письменной форме.
Раздел 3 "Трудовые отпуска" составлен с учетом требований трудового законодательства. Кроме того в коллективном договоре (в соответствии со ст.68 п.5 КЗоТ РФ) конкретизированы условия предоставления дополнительных отпусков для работников, работающих в сменном режиме.
Раздел дополнительно подписан начальником Отдела управления кадрами и трудовыми отношениями. Данное требование не является обязательным, но дает возможность работодателю определить должностное лицо, ответственное за разработку и реализацию этого раздела договора.
Раздел 3-а "Режим работы работников АО" является весьма важным, так как фактически определяет правила внутреннего распорядка для каждой категории работников. Вследствие своей важности его подписали начальник Отдела управления кадрами и трудовыми отношениями, инженер по труду и председатель профкома (фактически - в качестве представителя работников, хотя этот факт не зафиксирован рядом с подписью).
Раздел 4 "Оплата труда" - один из самых важных в коллективном договоре; его положения расшифровываются и конкретизируются в 10 (из
23) приложениях к договору. Раздел составлен достаточно грамотно. В ряде его положений, где это допускается законодательством, коллективный договор либо улучшает существующие нормы, либо конкретизирует их.
Так, например, КЗоТ РФ установлено, что о введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее, чем за один месяц - в п.4.4 колдоговора это срок установлен в размере 2 месяцев. Или ст.82 КЗоТ РФ установлено, что на тяжелых работах и работах с вредными условиями труда устанавливается повышенная оплата труда - Приложением N4 к колдоговору утвержден перечень таких работ и процент увеличения тарифной ставки. В п.4.8. колдоговора в соответствии со ст. 87 КЗоТ РФ по соглашению сторон установлены размеры доплат за выполнение наряду со своей основной работой обязанностей временно отсутствующего работника.
Кроме того в данном разделе установлены дополнительные обязательства работодателя и работников в части проведения разъяснительной работы о действующих условий оплаты труда и необходимости внедрения
прогрессивных норм выработки, а также в части систематической проверки
правильности расчетов заработной платы и взимания налогов. Однако работодатель был вновь назван администрацией, а представитель работников подписал дополнительные обязательства как председатель профкома.
Раздел 5 "Охрана здоровья.Социальное обеспечение. Льготы"
В этом разделе прописаны обязательства работодателя и условия, при которых работники получают различные пособия,материальную помощь и льготы.
Коллективный договор АО"Каравай" составлен на три года, в том числе ряд его параметров и показателей разбиты по годам. Некоторые разделы (например, р.5) утверждаются ежегодно. Поскольку в договоре не установлен порядок его дополнения и изменения, то в соответствии с действующим законодательством они должны вносится в том же порядке,в каком заключается сам договор. Однако в рассматриваемом договоре это положение опущено и ежегодные дополнения просто вклеены в договор, даже без указания на их обсуждение и утверждения на общем собрании (конференции) работников АО.
При анализе настоящего коллективного договора на первый взгляд кажется, что некоторые важные проблемы в нем не решены, например, охрана и улучшение условий труда. Это - не совсем так, поскольку ряд вопросов, включая и эти, вынесены в виде отдельных приложений к договору (Так, приложения 1-3 содержат именно мероприятия по улучшению охраны и условий труда), подписанный фактическим представителями сторон. Вместе с тем, следует признать, что в договоре недостаточно раскрыты вопросы добровольного и обязательного медицинского страхования, обучения и переподготовки кадров, контроля за выполнением коллективного договора и некоторые другие.
Контроль за выполнением коллективного договора осуществляется сторонами и их представителями, а также органами по труду. Стороны договора обязаны ежегодно отчитываться о его выполнении на общем собрании (конференции) работников организации.
Согласно действующему законодательству лица, представляющие работодателя, виновные в нарушении или невыполнении обязательств по коллективному договору, подвергаются штрафу в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, налагаемому в судебном порядке. Дела о наложении указанных штрафов рассматриваются по заявлению представителей работников, соответствующих органов по труду или по инициативе прокурора. Кроме того по требованию представителей работников собственник обязан принять меры, предусмотренные законодательством, к руководителю, по вине которого нарушаются или не выполняются условия коллективного договора.
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в своей работе я попытался раскрыть некоторые моменты, связанные с коллективным договором. В моей работе показана лишь небольшая часть информации, касающаяся данного вопроса. По сути я рассмотрел лишь два вопроса: стороны коллективных договоров и ведение коллективных договоров, а также провел характеристику дейсвующего законодательства, регулирующего данную сферу трудовых отношений. Не были затронуты такие вопросы, как социально-партнерские отношения, трудовые споры и некоторые другие. Однако, я считаю, что по этим вопросам можно написать отдельные работы, поэтому не стал их затрагивать.
В наше непростое время коллективные договоры оказывают огромное влияние на условия труда работников. Соблюдение условий коллективных договоров, их соответствие прогрессивным международным нормам, способно улучшить экономическую ситуацию в странею Ведь, чем лучше условия труда работника, тем лучше результат его деятельности. И, я надеюсь, что в будущем все работники независимо от их положения, будут иметь такие условия труда, какие они считают нужными для хорошей работы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция РФ.
3. Закон Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях"(в редакции от 24 ноября 1995 г.)
4. Федеральный закон "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"
5. Федеральный закон "О порядке разрешения коллективных трудовых споров"
6. Законодательная база информационно-правовой системы “Консультант плюс” (по состоянию на октябрь 1999 г.)
7. Коллективный договор АО Брянский хлебокомбинат “Каравай”
8. К.Н. Гусов,В.Н. Толкунова “Трудовое право России” М., Юристъ, 1999 г.
9. Правовое регулирование труда в условиях перехода к рыночной экономике. - Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 1995.
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР В СИСТЕМЕ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ
Абрашкин М.С. студент Томского Государственного Университета Систем Управления и Радиоэлектроники (ТУСУР)
В последнее время крупные российские компании заключают коллективные договоры со своими сотрудниками. Процедура создания этого документа непроста и имеет ряд специфических особенностей.
Среди других локальных нормативных актов, таких как положения о премировании, выплата вознаграждения по итогам за год, правила внутреннего трудового распорядка, коллективный договор занимает ведущую роль, уступая позиции Федеральным, региональным и местным источникам трудового права. Однако, локальные нормативные акты следует отличать от коллективного договора. В отличие от коллективных договоров и соглашений, которые заключаются после проведения коллективных переговоров и действуют в течение определенного срока (до трех лет), локальные нормативные акты принимаются обычно по инициативе работодателя, процедура их принятия не определена (за исключением указания об учете мнения представительного органа работников), они могут быть как срочными, так и постоянными.
Согласно статье 40 ТК РФ Коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. В отличие от трудового договора, является инструментом регулирования коллективных, а не индивидуальных отношений, возникающих в организации в сфере труда.
Коллективный договор обладает двумя характерными чертами: во-первых, он регулирует общественные отношения, т.е. содержит нормы права, а во-вторых, принимается в договорном порядке. Такая «двойственность» позволяет отнести коллективные договоры к особой категории источников права – нормативным соглашениям, которые в свою очередь представляются как особый вид договоров, главное содержание которых составляет не обязательства сторон, а нормы права. Стороны самостоятельно определяют содержание и структуру коллективного договора, но это отнюдь не означает предоставление представителям работников и работодателя неограниченной свободы при установлении условий труда – трудовое законодательство накладывает определенные ограничения на осуществление коллективно - договорного регулирования. Ограничения касаются предмета регулирования и выбора регуляторов.
Необходимо выделить следующие принципы заключения коллективных договоров и соглашений являются:
соблюдение норм законодательства;
полномочность представителей сторон;
равноправие сторон;
свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективных договоров, соглашений;
добровольность принятия обязательств;
реальность обеспечения принимаемых обязательств;
систематичность контроля и неотвратимость ответственности.
Теоретически, отношения между наемным работником и собственником предприятия регламентируются трудовыми договорами с сотрудниками и Трудовым кодексом. В свою очередь трудовой договор устанавливает отношения между отдельным работником и работодателем, а коллективный договор включает в себя правила, которые касаются всего коллектива и регулируют следующие вопросы:
Формы, системы и размеры оплаты труда;
Выплата пособий, компенсаций;
Механизм регулирования оплаты труда с учётом роста цен, уровня инфляции, выполнения определённых показателей;
Занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
Рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;
Улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;
Оздоровление и отдых работников и членов их семей;
Частичная или полная оплата питания работников;
Отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;
Другие вопросы, определенные сторонами.
Государство поощряет компании, заключившие коллективные договоры. В соответствии со ст. 255 Налогового кодекса РФ, расходы на премии и любые социальные выплаты, прописанные в коллективном договоре, а не во внутренних документах, относятся на себестоимость как необходимые расходы и работодатель не платит с них налоги.
В свою очередь, руководители профсоюзов становятся все более юридически грамотными, например, если совсем недавно в коллективных договорах постоянно встречались нечеткие формулировки: «зарплата будет индексироваться в зависимости от финансовых возможностей предприятия», то теперь профсоюзы требуют указания конкретного процента повышения.
Локальные нормативные акты не должны ухудшать положение работников посравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями. Если локальный нормативный акт ухудшает положение работников, то он является недействительным. Недействителен и локальный нормативный акт, принятый без соблюдения предусмотренного ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников.
Если представительный орган работников отсутствует в организации, то в этом случае работодатель посредством коллективного (с участием работников) и индивидуального договоров (с участием представителя работников) устанавливает и согласовывает условия труда. Если локальный нормативный акт недействителен, то применяются законы или иные локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (статья 8 ТК РФ).
Список используемой литературы:
1 Федеральный Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 года №2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях»
2 Трудовой кодекс РФ. Эксмо, 2008 г. - 272 с. ISBN 978-5-699-28558-7
Абрашкин М.С. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР В СИСТЕМЕ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ // Научный электронный архив.
URL: (дата обращения: 20.12.2017).
Социальное партнерство - это "система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти , органами местного самоуправления , направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений" (ст. 23 ТК РФ).
На федеральном уровне или на уровне субъекта Российской Федерации могут создаваться отраслевые (межотраслевые) комиссии в целях проведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения. На локальном уровне, т.е. на уровне конкретной организации, - комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.
Статья 35 Трудового кодекса РФ определяет и сферу деятельности этих комиссий. К ней относятся: обеспечение регулирования социально-трудовых отношений; ведение коллективных переговоров и подготовка проектов коллективного договора, соглашений, их заключение; организация контроля за выполнением коллективного договора и соглашений. Следует заметить, что социально-трудовые отношения - понятие более широкое, чем трудовые отношения, т.к. оно включает в себя отношения по социальному обеспечению , бытовому обслуживанию и другие отношения социальной сферы.
Система социального партнерства должна функционировать на всех уровнях экономики - от общефедерального до уровня отдельно взятой организации. Система социального партнерства включает следующие уровни:
- федеральный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
- региональный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ;
- отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
- территориальный уровень, устанавливающих основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
- уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обязательства в сфере труда между работниками и работодателем.
Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в основном действуют на принципах трипартизма, представляющих интересы работников (их представителей), работодателей (их представителей) и государства или органов местного самоуправления. Все нормативные акты , действующие на этих уровнях, должны приниматься и применяться с учетом принципов социального партнерства.
Социальное партнерство как самостоятельный институт трудового права имеет свои принципы, которые не противоречат основным принципам правового регулирования трудовых отношений, а развивают их применительно к данному институту.
Основными принципами социального партнерства, закрепленными в ст. 24 Трудового кодекса РФ, являются:
- равноправие сторон;
- уважение и учет интересов сторон;
- заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
- содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
- соблюдение сторонами и их представителями правовых актов;
- полномочность представителей сторон;
- свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
- добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
- реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
- обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
- контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
- ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
Коллективный договор (понятие, стороны, порядок заключения, срок действия)
В современных условиях возросла регулятивная роль коллективного договора . Он является наиболее значимой формой социального партнерства. Коллективный договор - это "правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей". В этом определении указаны стороны и содержание коллективного договора как главного правового акта, регулирующего широкий круг социально-трудовых отношений на локальном уровне (ст. 40 ТК РФ).
Коллективные договоры являются нормативными соглашениями, принимаемыми в результате проведения коллективных переговоров. Они содержат правовые нормы , регулирующие общественные отношения, отнесенные к предмету трудового права , и признаются .
Коллективный договор может заключаться в организации, ее филиалах и представительствах . Организационно-правовые формы организаций, штатная численность, ведомственная подчиненность не влияют на возможность .
Коллективный договор - это двусторонний акт. Сторонами коллективного договора являются работники организации, от имени которых выступают их представители, и работодатель, представителем которого является руководитель организации. При заключении коллективного договора в филиале, представительстве представителем работодателя выступает руководитель соответствующего подразделения, уполномоченный на это работодателем (ч. 5 ст. 40 ТК РФ). В настоящее время, как и раньше, наиболее типичная форма представительства - профсоюзы . Работники, не вступившие в члены профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем. Если же профсоюзная организация не создана, то работники могут поручить представлять их интересы иному представителю. При наличии в организации двух или более первичных профсоюзных организаций ими создается единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и его заключения. Создание единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом представитель должен быть определен от каждой профсоюзной организации.
При разработке и принятии коллективного договора сторонам следует руководствоваться основными принципами социального партнерства (ст. 24 ТК). Трудовой кодекс РФ не определил порядок принятия коллективного договора, а лишь предусмотрел в ст. 42, что "порядок разработки проекта коллективного договора и его заключения определяется сторонами в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами". Следует заметить, что Федеральный закон "О коллективных договорах и соглашениях" предусматривает принятие коллективного договора на общем собрании работников.
Инициаторами проведения коллективных переговоров вправе выступить представители работников или работодателей. Инициатор переговоров посылает другой стороне уведомление в письменной форме с предложением о начале переговоров. Представители стороны, получившие уведомление, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения уведомления. Порядок ведения коллективных переговоров указан в ст. 37 ТК РФ. Сроки , место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, которые являются участниками указанных переговоров. Кодекс закрепил обязанность сторон предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.
Подготовленный проект коллективного договора обсуждается в подразделениях организации (цехах, отделах), затем дорабатывается с учетом поступивших замечаний и дополнений. Коллективный договор утверждается общим собранием (конференцией) и подписывается всеми участниками единого представительного органа. Часть 2 ст. 40 ТК РФ устанавливает, что при недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий. Неурегулированные разногласия могут стать коллективным трудовым спором и тогда будут разрешаться в соответствии с Трудовым кодексом РФ и Федеральным законом "О порядке разрешения коллективных трудовых споров".
На Министерство здравоохранения и социального развития РФ (ранее - Министерство труда и социального развития РФ) в лице соответствующего органа возложена миссия уведомительной регистрации. В течение семи дней со дня подписания коллективный договор направляется представителем работодателя в орган по труду. Регистрация носит уведомительный характер. Ее цель - проверка соответствия положений коллективного договора действующему законодательству. Если выявлены условия коллективного договора, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством и иными нормативными правовыми актами , то орган по труду информирует об этом стороны коллективного договора и государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, снижающие уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством, не могут применяться (ч. 2 ст. 9 ТК РФ).
Коллективный договор вступает в силу со дня подписания его сторонами (а не со дня регистрации) либо со дня, определенного коллективным договором. Действие коллективного договора после его подписания распространяется на всех работников данной организации, филиала, представительства независимо от их членства в профсоюзе или непринадлежности к нему, независимо от того, кто от имени работников подписал данный коллективный договор.
Статья 43 Трудового кодекса устанавливает максимально возможный срок действия коллективного договора - не более трех лет. Стороны могут самостоятельно выбрать любой вариант в пределах этого срока, а также вправе продлить действие коллективного договора на срок не более трех лет.
Изменение наименования организации, а также расторжение трудового договора с руководителем организации не прекращает действия коллективного договора. При реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации. Если меняется форма собственности организации, то коллективный договор сохраняет свое действие на протяжении трех месяцев со дня перехода прав собственности . При реорганизации или смене формы собственности организации стороны могут продлить срок действия коллективного договора на срок до трех лет или заключить новый, но для этого любая из сторон должна сделать соответствующее предложение другой стороне. При ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации.
В течение всего срока действия коллективного договора в него могут вноситься необходимые изменения и дополнения. Происходит это с согласия обеих сторон и по мере необходимости. Статья 44 ТК РФ устанавливает, что в данном случае применяется тот же порядок, что и при заключении коллективного договора.
Одним из принципов социального партнерства является принцип свободы выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда, поэтому стороны коллективного договора абсолютно независимы в определении его содержания и структуры.
Под содержанием коллективного договора понимаются согласованные сторонами условия (положения), призванные регулировать социально-трудовые отношения в данной организации. Эти условия определяют права и обязанности сторон и ответственность за их нарушение. Различают три вида условий коллективного договора: нормативные, обязательственные и организационные.
Нормативные условия включаются в коллективный договор в случаях:
- когда законодательство прямо предусматривает коллективно-договорный порядок их установления;
- когда общие положения законодательства уточняются и конкретизируются применительно к особенностям данной организации (структурного подразделения);
- когда в законодательстве существует явный пробел, и разрешение вопросов коллективно-договорным путем не противоречит общим принципам права .
Часть 4 ст. 41 ТК РФ устанавливает, что нормативные положения включаются в коллективный договор, если в законах и иных нормативных правовых актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре. Например, коллективным договором устанавливаются гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях, не имеющих государственной аккредитации (ст. 173 ТК РФ); конкретные размеры оплаты труда в ночное время (ст. 154 ТК РФ); работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором (ст. 119 ТК РФ).
Нормативные условия закрепляют локальные нормы трудового права о различных льготах, преимуществах, предоставляемых отдельным категориям работников за счет средств данной организации (например, дополнительные отпуска, надбавки к пенсиям , компенсация транспортных расходов). В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с принятыми в законах, иных нормативных правовых актах, соглашениях (ч. 3 ст. 41 ТК РФ).
Обязательственные условия коллективного договора представляют собой обязательства сторон. Статья 41 Трудового кодекса дает примерный перечень взаимных обязательств. Этот перечень не носит исчерпывающего характера, и стороны вправе расширять круг вопросов, включаемых в коллективный договор. При определении содержания коллективного договора стороны должны соблюдать принципы добровольности принятия обязательств, реальности обязательств и обязательности их выполнения. Поэтому дополнительные обязательства целесообразно включать в содержание коллективного договора с учетом финансовых возможностей работодателя. В перечне взаимных обязательств сторон вопросы разбиты по институтам трудового права.
- По оплате труда - формы, системы и размеры оплаты труда; механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции ; выплата пособий, компенсаций.
- По обеспечению занятости - занятость, переобучение, условия высвобождения работников.
- По рабочему времени и времени отдыха - их продолжительность, вопросы предоставления отпусков.
- По охране труда - улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи; экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве.
- О гарантиях и льготах для лиц, совмещающих работу с обучением.
- О контроле за выполнением коллективного договора, о порядке внесения в него изменений и дополнений, об ответственности сторон.
- Другие вопросы, определенные сторонами.
Обязательственные условия представляют собой конкретные обязательства сторон с указанием сроков их выполнения и субъектов-исполнителей. Исполнение взаимных обязательств погашают сами обязательства.
Организационные условия - это условия о сроках действия коллективного договора; порядке внесения изменений и дополнений; контроле за его выполнением; ответственности за нарушение условий коллективного договора.
Главное содержание коллективного договора - это нормативные и обязательственные положения. Но в коллективный договор включаются и информационные положения. Они не вырабатываются сторонами, а отбираются из действующего законодательства, актов социального партнерства более высокого уровня (отраслевых, региональных) в той части, в какой они содержат общие нормы по вопросам регулирования труда, социально-экономических отношений, характерные и для работников данной организации.
Структуру коллективного договора стороны определяют самостоятельно. В структуру коллективного договора входят разделы об оплате труда, охране труда, о повышении квалификации, продолжительности рабочего времени и времени отдыха и др. Неотъемлемой частью коллективного договора являются его приложения. Например, согласно ст. 190 ТК РФ приложением к коллективному договору являются Правила внутреннего трудового распорядка.
Ответственность при заключении и исполнении коллективного договора
Действующим законодательством установлена ответственность представителей сторон за уклонение от участия в коллективных переговорах, непредоставлении информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля. Так, ст. 5.28 и 5.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривают за подобные правонарушения административное наказание в виде штрафа в размере от 10- до 30-кратной величины минимального размера оплаты труда . Статья 5.30 КоАП РФ для работодателя (его представителя) устанавливает административный штраф от 30- до 50-кратной величины минимального размера оплаты труда за необоснованный отказ от заключения коллективного договора . Лица, представляющие работодателя либо работников, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, подвергаются штрафу в размере от 30- до 50-кратной величины минимального размера оплаты труда (ст. 5.31 КоАП РФ). Привлечение к ответственности осуществляет соответствующая инспекция труда.
Законодательство не исключает сочетания различных видов юридической ответственности за виновные нарушения обязательств по коллективному договору (например, административной ответственности в форме штрафа и дисциплинарной ответственности в форме выговора). Дисциплинарная ответственность наступает за нарушение таких коллективно-договорных обязательств, которые одновременно входят в круг служебных обязанностей должностных лиц. Меры дисциплинарного воздействия могут быть различными (вплоть до увольнения) в зависимости от характера дисциплинарного проступка, его тяжести и личности нарушителя. Например, участники коллективных переговоров не имеют права разглашать полученные сведения, если они относятся к охраняемой законом тайне (служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности. В этом случае возможно увольнение с работы по подп. "в" п. 6 ст. 81 Трудового кодекса РФ.
"Кадровый вопрос", 2013, N 10
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР
Развитие экономической и социальной жизни общества неоднократно влияло на роль и значение коллективного договора в регулировании труда. В условиях современной стабилизации, легализации деятельности и становления и развития рынка труда происходит очередное изменение содержания и сущности коллективного договора. Он становится основной разновидностью социально-партнерского регулирования трудовых отношений непосредственно в организациях.
Глава 7 Трудового кодекса РФ определяет коллективный договор как правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками.
Коллективный договор является локальным нормативным актом предприятия работодателя. Можно сказать, что коллективный договор является дополнением к Трудовому кодексу РФ, имеющим силу для наемных работников и работодателя в конкретной организации. Он является актом непосредственного участия трудовых коллективов в правовом регулировании труда работников данного производства, в создании локальных норм трудового права и в управлении предприятием.
Сущность современного коллективного договора строится на идее управленческой суверенности организаций в сфере труда, осуществляемой ее руководителем, и на участии профсоюза в урегулировании трудовых, социально-экономических и профессиональных отношений между работодателем и работниками.
Формы, системы и размеры оплаты труда;
Выплата пособий, компенсаций;
Механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, исполнения показателей, определенных коллективным договором;
Занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
Рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;
Улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;
Соблюдение интересов работников при приватизации организации;
Экологическая безопасность и охрана здоровья работников и членов их семей;
Гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;
Оздоровление и отдых работников и членов их семей;
Контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников;
Отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора.
В коллективном договоре с учетом финансово-экономического состояния работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными Трудовым кодексом РФ и иными законами.
Естественно, что коллективный договор, равно как и трудовой договор, не может содержать условий, ухудшающих положение работников по сравнению с установленными трудовым законодательством. Такие положения, если даже они и будут включены в договор, при рассмотрении спора в суде будут признаны недействительными.
Коллективный договор не должен рассматриваться как обыкновенная гражданско-правовая сделка между заключающими ее лицами, ведь он преследует другие цели и имеет более обширную социальную сферу действия. В отличие от гражданско-правовой сделки коллективный договор распространяет свое действие не только на непосредственных его участников, но и на тех работников организации, которые не имели прямого отношения к его разработке и одобрению.
Сторонами коллективного договора выступают работники в лице их представителей и работодатель, представляемый руководителем организации или другим полномочным лицом. Но работники выступают не как отдельные личности - физические лица, а в качестве самостоятельного субъекта правоотношений - трудового коллектива организации. Далее, сами работники и трудовые коллективы не участвуют непосредственно в заключении коллективного договора, а действуют в лице своих представителей - органов профсоюзов или иных уполномоченных представительных органов.
Таким образом, различаются сторона коллективного договора - ею являются работники (трудовой коллектив) - и участники коллективного договорного процесса - ими на стороне работников могут быть профсоюзные органы и органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании работников организации и уполномоченные этим собранием.
В современных условиях в организации возможны случаи, когда одновременно несколько представительных органов работников будут претендовать на заключение договора. Такими представительными органами могут быть профсоюзы и профсоюзные объединения, первичные профсоюзные организации. На предприятиях, где имеются первичные профсоюзные организации, и вместе с этим имеются работники, не являющиеся членами профсоюза, последние имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации заключать коллективный договор и от их имени. При отсутствии первичной профсоюзной организации или в случае, если она объединяет менее половины работников предприятия, работники могут поручить представление своих интересов как профсоюзной организации, так и иному представителю.
Другой стороной коллективного договора является работодатель. Представителем работодателя обычно выступает руководитель организации. Но уполномоченным представителем работодателя могут быть и другие должностные лица из числа администрации организации, имеющие соответствующие полномочия, подкрепленные уставом предприятия, приказами или распоряжениями руководителя предприятия или доверенностью.
Решение о необходимости заключения коллективного договора с работодателем в соответствии с Трудовым кодексом РФ вправе принимать представители работников или общее собрание работников организации.
Заключению коллективного договора обязательно должна предшествовать процедура разработки такого договора. Начальной стадией этой процедуры являются коллективные переговоры.
В качестве инициатора коллективных переговоров по разработке, заключению и изменению коллективного договора вправе выступить любая из сторон. Для этого инициатор должен послать письменное уведомление о начале переговоров другой стороне. Получившая уведомление сторона обязана в семидневный срок со дня получения уведомления начать переговоры.
Для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора стороны на равноправной основе образуют комиссию из своих представителей. Решением сторон определяются ее состав, сроки, место проведения и повестка дня переговоров.
При ведении переговоров представители работников имеют право проводить в поддержку своих требований собрания, митинги, пикетирование, демонстрации, но в нерабочее время и без нарушения деятельности организации.
В порядке исключительной меры, если между сторонами не достигается согласие, допускается организация и проведение забастовок.
При недостижении согласия сторон составляется протокол разногласий, в который вносятся окончательно сформулированные предложения сторон о мерах, необходимых для устранения причин разногласий, а также о сроке возобновления переговоров.
В соответствии со ст. 40 Трудового кодекса РФ при недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать новый коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.
Заключение коллективного договора базируется на следующих принципах:
Соблюдение законодательства;
Полномочность представителей сторон;
Равноправие сторон;
Свобода выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание коллективного договора;
Добровольность принятия обязательств;
Реальность обеспечения принимаемых обязательств;
Систематичность контроля и неотвратимость ответственности.
Все условия коллективного договора в соответствии с их характером могут быть классифицированы по трем видам:
Нормативные условия, предоставляющие дополнительные льготы, преимущества или устанавливающие виды и размеры оплаты труда и т. п. Эти условия действуют весь период существования коллективного договора;
Обязательные условия, представляющие конкретные обязательства сторон с указанием срока их выполнения и исполнителей, отвечающих за их выполнение. Эти условия действуют до их выполнения;
Организационные условия. Это условия о сроках действия договора, контроля за его выполнением, о порядке изменения и пересмотра, а также об ответственности за нарушение условий коллективного договора.
Работодатель обязан обеспечить профсоюзам возможность доведения разработанных ими проектов коллективного договора до каждого работника, предоставлять имеющиеся у него средства внутренней связи и информации, помещения для собраний, конференций.
Проект коллективного договора обсуждается по подразделениям предприятия, затем, после учета их замечаний, доработанный проект обсуждается и принимается общим собранием трудового коллектива. После утверждения общим собранием коллективный договор подписывается представителями сторон в четырех экземплярах, один из которых направляется работодателем в соответствующую государственную инспекцию труда для уведомительной регистрации.
Коллективный договор вступает в силу со дня подписания его сторонами или со дня, указанного в договоре. Заключается он на срок от одного до трех лет. После окончания срока действия договор продолжает действовать, пока стороны не заключат новый или не изменят, дополнят действующий.
В течение срока действия коллективного договора все его изменения, дополнения производятся только по взаимному согласию сторон в порядке, установленном в договоре.
Ежегодно стороны отчитываются на общем собрании трудового коллектива о выполнении коллективного договора. Если ранее действующим КЗоТ РФ за невыполнение условий коллективного договора трудовой коллектив и профком несли только морально-политическую ответственность, то действующий Трудовой кодекс РФ в ст. 54 предусматривает ответственность в форме штрафа для любых представителей сторон, уклоняющихся от участия в коллективных переговорах или неправомерно отказывающихся подписывать согласованный коллективный договор. Работодатель и должностные лица его администрации за невыполнение коллективного договора в соответствии со ст. 55 Трудового кодекса РФ также подвергаются штрафу.