Компьютерное проектирование инновационных технологий. Apparat — Журнал о новом обществе. Новейшие схемы: мемристоры

Эти изобретения достойны не просто нашего внимания, но и успеха на мировой арене. Ведь эти технологии могут круто изменить наш образ жизни. Хорошая новость – их не придется ждать долгие годы, потому что они уже здесь и готовы к использованию!

15. Светящиеся растения

На протяжении долгого времени ученые искали более дешевые и эффективные методы искусственного освещения. Наконец, они добились успеха. Им удалось создать несколько видов растений, которые излучают свет в темноте. Такие растения можно использовать в городской среде, чтобы сократить расходы на электричество. Не говоря уже о том, что каменным джунглям немного растений не помешает.

14. Вертикальные фермы

Чтобы убедиться, что человечество всегда будет обеспечено здоровой и свежей пищей, ученые и фермеры объединились и создали инновационный метод ведения сельского хозяйства. От традиционного он отличается тем, что растения выращиваются в закрытом помещении, при этом уклон делается на экономию пространства. Благодаря этому методу люди в городах смогут выращивать еду сами или покупать свежие продукты в магазинах в любое время года.

13. Интернет с воздушного шара

Около четырех миллиардов людей в мире все еще не обладают доступом в интернет. Крупные интернет-компании регулярно придумывают новые способы, как сделать интернет доступным во всех уголках Земли. Так появилась идея запустить в атмосферу воздушные шары, которые будут «доставлять» интернет в труднодоступные районы. Такой проект поможет жителям развивающихся стран лучше ознакомиться с окружающим миром и найти более высокооплачиваемые рабочие места.

12. Биотехнология

Биотехнология – это отрасль науки, которая ищет возможности объединения технологий и живых организмов для использования в полезных целях. Полезные продукты варьируются от пищи, включая сыр, йогурт и кефир, до лекарств и биологических сенсоров. Биотехнология продолжает совершенствоваться и предлагать новые решения. На данный момент в биотехнологии популярна идея зерновых культур, устойчивых к засухам и содержащих больше витаминов.

11. Виртуальная реальность

В виду популярности видеоигр, игровые компании постоянно разрабатывают все более изощренные способы подарить игроку незабываемый опыт. Их главная цель – заставить нас почувствовать, что мы живем в игре, а не сидим дома перед монитором. Чтобы добиться этого эффекта, различные компании выпускают самые разные продукты для погружения в виртуальную реальность. Один из самых интересных вариантов – маска, которая во время игры позволяет даже почувствовать ароматы дикой местности.

10. Мясо из пробирки

Многие люди прекращают есть мясо, потому что не хотят навредить животным. Им на радость ученые придумали метод, который позволяет создавать мясо в лаборатории. Мало того, что это урезает ресурсы и энергию, которые тратятся на выращивание животного, это мясо более полезное и на вкус ничем не отличается от настоящего. Не говоря уже о том, сколько на планете освободится места, когда исчезнут животноводческие фермы.

9. Экзоскелеты

Конечно, нам еще далеко до костюма Железного Человека, но первые шаги уже сделаны – экзоскелеты больше не предмет фантазии, а самая настоящая реальность. Они возвращают людям с травмами позвоночника возможность ходить и наслаждаться жизнью в полной мере. Со временем эти примитивные экзоскелеты станут только лучше – проще в использовании, удобнее и дешевле.

8. Устройства, управляемые силой мысли

Если вы постоянно забываете, куда положили смартфон – эта новость придется вам по душе. Ученые разработали метод, который позволяет управлять приборами силой мысли. Эта технология впервые была испробована на людях, которые утратили подвижность. Она оказалась настолько успешной, что уже в 2004 люди играли в пинг-понг силой мысли. Такая технология определенно упростит нам жизнь, не говоря уже о том, какие возможности она открывает для видеоигр будущего.

7. Сверхскоростной транспорт

Мир не устает расширяться, и все чаще мы испытываем необходимость оказаться в двух местах одновременно. Поэтому человечество постоянно ищет способы более быстрого передвижения. Один из лучших примеров новых технологий в этой области – гиперпетля Илона Маска. Она обещает быть настолько быстрой, что шестичасовой путь от Лос-Анджелеса до Сан-Франциско будет преодолеваться за тридцать минут. И это не единственный подобный проект, находящийся в разработке.

6. Изменение генома

Из-за того, что рождается все больше людей с генами, которые усложняют им жизнь и повышают риск смертности, генетики создали технологии, которые позволяют «вырезать» вредные гены, добавлять новые и «включать и выключать» уже имеющиеся. И это не просто способ сделать ллюдей здоровыми – эта технология может помочь людям, которые, например, всегда мечтали быть спортсменами, но лишены необходимых генов. Конечно, такая процедура не гарантирует результат на 100%, и людям все еще придется много работать, чтобы овладеть желаемыми навыками.

5. Современное опреснение

Хотя люди уже давно научились добывать питьевую воду при помощи опреснения, старые методы слишком трудоемкие и недостаточно эффективные. Теперь у человечества сложилось более глубокое понимание физики и химии, и ученые создали более эффективные способы опреснения воды. Теперь это можно делать не только быстрее и дешевле, но и с дополнительными преимуществами. Среди них – бесплатные полезные ископаемые. Да, в воде их полно, и опресненная вода может стать дешевым источником полезных ископаемых, необходимых для производства. Плюс, миллиарды тонн опресненной воды могут напоить всю планету.

4. Настоящий трикодер

Если вы фанат научной фантастики, то наверняка знакомы с этим устройством из «Стартрека». Именно его персонажи сериала использовали для измерения медицинских показателей. Реальная версия этого прибора умеет измерять кровяное давление, насыщение крови кислородом, пульс, температуру, дыхание, а также диагностировать 12 заболеваний, включая ветрянку и ВИЧ.

3. Дроны в сельском хозяйстве

Все больше и больше фермеров просят помощи у современных технологий. Одним из таких помощников стали дроны. Хотя внешне они напоминают тех, которые используются в армии и кинопроизводстве, функционал у них сильно отличается. Их главная задача – делать инфракрасные снимки, которые позволяют фермерам определить, где семена прорастают успешно, а где начинаются проблемы. Некоторые компании создают сельскохозяйственных дронов, которые смогут уничтожать вредных насекомых, плесень и прочие неприятные для урожая вещи.

2. Супер материалы

С более глубоким пониманием химии мы научились создавать новые, потрясающие материалы. В их число входит графен – материал, который состоит лишь из одного слоя атомов углерода. Благодаря такой толщине, он легко растягивается, обладает высокой теплопроводностью и при этом он в 200 раз крепче стали. Графен может использоваться в создании… да чего угодно. Графен сделает бронетехнику, одежду, компьютеры и многие другие вещи намного лучше и куда более долговечными.

1. 4D принтеры

Вы наверняка слышали о 3D принтерах. Но вряд ли вы знаете о существовании 4D принтеров. Оба выполняют одну задачу – печатают материалы или специальные предметы – но 4D создает объекты, которые способны изменяться под внешним воздействием. Дело в том, что условия жизни постоянно меняются, и то, что нам было нужно вчера, может уже не понадобиться через год. Чтобы избежать создания вещей, которые прослужат лишь короткий срок, исследователи создали принтеры и материалы, которые удивительным образом адаптируются ко всем типам перемен в окружающей среде, повреждениям и другим потенциальным опасностям.

Платежные системы с распознаванием лиц: широко применяются уже сейчас

Системы распознавания лиц используются во многих странах для розыска преступников, контроля доступа к режимным объектам, а в некоторых странах - для подтверждения платежей в онлайн-банкинге. С 2014 года китайская компания Alibaba Group тестирует алгоритмы распознавания лиц, разработанные компанией Face++. Их собираются использовать для идентификации личности и подтверждения заказов в платежной системе Alipay. Точность алгоритма уже достигла 80%.

Еще одна компания, которая постепенно внедряет распознавание лиц, - . Она использует функцию Selfie Pay, которая позволяет подтверждать онлайн-платежи с помощью селфи. Чтобы приложение сделало снимок, нужно кивнуть или моргнуть - таким образом алгоритм убедится, что перед ним живой клиент, а не его фотография. Систему уже тестируют в Нидерландах, США, Канаде и странах Евросоюза. В этом году MasterCard обещает расширить перечень стран.

Панорамное селфи: уже сейчас

Первая любительская камера Panono Explorer Edition, позволяющая делать фото с обзором в 360 градусов, появилась на рынке в 2015 году и открыла новую эру в области фотографии. После этого на рынке появилось множество панорамных камер стоимостью до $500 производства Kodak, Samsung, Sony и других компаний. Журналисты из ведущих мировых изданий используют такие камеры, чтобы снимать репортажи из горячих точек. Например, журналисты из The New York Times на камеру Samsung Gear 360 сняли видео из лагеря беженцев в Нигере.

Формат 360-градусных фото и видео дает возможность показать происходящее наиболее достоверно, и в будущем, возможно, станет стандартом для новостных материалов.

Панорамные видеоролики уже используют для создания виртуальной реальности. Например, британский производитель алкоголя Diageo снял VR-ролик «Decisions», предупреждающий об опасности вождения в состоянии алкогольного опьянения.

Генная терапия 2.0: уже сейчас

Фото: Steve Gschmeissner/Science Photo Library

Генная терапия - совокупность биотехнологических и медицинских методов, направленных на лечение заболеваний, вызванных мутациями в структуре ДНК или поражением ДНК вирусами, с помощью редактирования генетического аппарата. Изначально генную терапию рассматривали как средство излечения наследственных генетических заболеваний, однако сейчас исследователи надеются применить ее для борьбы с широким спектром заболеваний: болезнью Альцгеймера, диабетом, сердечной недостаточностью и раком. В мае Евросоюз одобрил использование генной терапии при тяжелом комбинированном иммунодефиците у детей.

Одной из самых перспективных технологий генной терапии является редактирование генома CRISPR/Cas9. Эту технологию открыли в 2013 году как механизм бактериального иммунитета вирусной ДНК. Ученые называют ее «молекулярными ножницами», так как она позволяет с высокой точностью вырезать и изменять участки ДНК любых организмов прямо в живых клетках. В октябре китайские ученые провели первый в мире эксперимент по взрослого человека с помощью технологии CRISPR/Cas9. Сотрудники Сычуаньского университета ввели модифицированные Т-лимфоциты пациенту, больному раком легких. Предполагается, что это запустит процесс уничтожения раковых клеток в его организме.

Ботнет вещей: уже сейчас

В начале 2000-х годов хакеры научились взламывать подключенные к интернету компьютеры и организовывать их в сеть для массированных атак на определенный сервер. С распространением «интернета вещей» - недорогих подключаемых камер, принтеров и сканеров - хакеры все чаще стали выбирать своей мишенью уязвимые смарт-устройства. Через них киберпреступники получают контроль над оборудованием локальных сетей, модемами, сетевыми хранилищами, системами видеонаблюдения и даже промышленными управляющими системами.

В сентябре сайт хостинговой компании OVH подвергся рекордным с помощью ботнета. Суммарная мощность атак достигла 1 Тб/с, наибольшая мощность одной из них - 799 Гб/с.

Обучение с подкреплением: распространится через 1–2 года

Искусственный интеллект AlphaGo, основанный на обучении с подкреплением, обыграл в го мирового чемпиона Ли Седоля

Обучение с подкреплением - один из способов машинного обучения, в ходе которого система обучается, взаимодействуя со средой. Самые перспективные исследования в этой области ведет лаборатория DeepMind, подразделение Alphabet. В 2016 году ее программа AlphaGo обыграла мирового чемпиона Ли Седоля со счетом 4:1 в го - древнекитайскую настольную игру, которая долгое время считалась недоступной искусственному интеллекту.

Сотрудники DeepMind предполагают, что перспективы обучения с подкреплением гораздо шире игрового искусственного интеллекта. Например, оно позволит роботам учиться ходить и манипулировать незнакомыми предметами без предварительных исчерпывающих инструкций, а беспилотным автомобилям - извлекать опыт из каждой поездки.

Практический квантовый компьютер: через 4–5 лет

Квантовый компьютер D-Wave Systems.

Квантовый компьютер - это вычислительное устройство, которое для передачи и обработки данных использует явления квантовой суперпозиции и квантовой запутанности. Основной единицей вычисления в нем является квантовый бит, который, в отличие от бита, может означать 1 и 0 одновременно. Это позволяет квантовому компьютеру производить вычисления в 100 млн раз быстрее, чем стандартный компьютер.

В мае прошлого года IBM через облачную платформу IBM Quantum Experience открыл доступ к своему квантовому компьютеру, который находится в лаборатории в Йорктаун-Хайтс. На данный момент около 40 тысяч пользователей провели более 275 тысяч экспериментов с использованием IBM Quantum Experience. Процессор компьютера состоит из пяти кубитов, а в будущем IBM надеется увеличить мощность до 50 кубитов. 6 марта компания объявила о создании нового подразделения IBM Q, которое будет заниматься разработкой модели квантового компьютера.

Кроме IBM, в этом году сразу несколько компаний - Google, Inte, Microsoft, - а также Научно-исследовательский институт Нидерландов и Технический институт Делфта обещают представить практические наработки в области квантовых вычислений.

Нейрочипы для парализованных: через 10–15 лет

Парализованный пациент играет в Guitar Hero с помощью нейрочипа. Фото: Battelle Memorial Institute

В последние годы ученые делают большие успехи в разработке нейроинтерфейсов, восстанавливающих двигательные функции у пациентов с травмами спинного мозга. Если в 2015 году речь шла в основном об опытах на животных - крысах и приматах, - то сейчас лаборатории в разных странах тестируют новые технологии на добровольцах-людях.

В апреле 2016 года сотрудникам Университета штата Огайо и Мемориального института Баттеля удалось достичь серьезного прогресса при лечении пациента с квадриплегией - параличом всех конечностей. Благодаря имплантированному в двигательную область коры головного мозга микрочипу, передающему декодированные сигналы в мускулы руки с помощью электростимуляторов, он смог заново научиться шевелить пальцами руки и даже в Guitar Hero.

В будущем ученые также надеются создать беспроводные нейрочипы, способные восстанавливать нейронные связи у пациентов с болезнью Альцгеймера.

Беспилотные грузовики: через 5–10 лет

Беспилотный грузовик Otto совершил первый коммерческий рейс 20 октября 2016 года. Фото: Anheuser-Busch, Otto

Согласно прогнозам, появление на дорогах автономных грузовиков окажет более сильное и противоречивое влияние на общество, чем появление легковых автомобилей. В долгосрочной перспективе беспилотные технологии сделают грузоперевозки дешевле, но в краткосрочной приведут к всплеску безработицы. Согласно докладу Белого дома, только в США работу около 1,7 миллиона водителей грузовиков.

Разработчики предполагают, что внедрение автономных грузовиков поможет сократить количество аварий, так как более 90% из них происходят вследствие ошибок водителя.

Первая коммерческая доставка беспилотным грузовиком состоялась 20 декабря. Ее совершила принадлежащая Uber компания Otto, которая занимается разработкой автономных систем управления для грузового транспорта. Грузовик без водителя преодолел 200 километров города Форт-Коллинс до Колорадо Спрингс со скоростью 88 километров в час и доставил 45 тысяч банок пива Budweiser для пивоваренной корпорации Anheuser-Busch.

Клеточный атлас: через 5 лет

Иллюстрация: Genome Research Limited

Международный консорциум ученых из США, Великобритании, Швеции, Израиля, Нидерландов и Японии собирается создать подробную трехмерную карту человеческих клеток, которая впервые визуализирует то, из чего состоит тело человека. Для этого придется каталогизировать 37,2 триллиона микроскопических изображений клеток человеческого организма, определив молекулярную подпись каждой клетки и присвоив ей «географические координаты» расположения в человеческом организме. «Клеточный атлас» - приоритетный проект в списке медицинских исследований, в которые Марк Цукерберг и его жена Присцилла Чан собираются инвестировать $3 миллиарда. Ученые ожидают, что этот проект окажет значительное влияние на биологию и медицину на ближайшие несколько десятилетий, поможет понять причины развития онкологических и аутоиммунных заболеваний, а также разработать эффективные препараты для их лечения.

Солнечные термофотоэлектрические батареи: через 10–15 лет

Нанофотонный солнечный термофотоэлектрический элемент. Фото: MIT

Стандартные кремниевые солнечные элементы захватывают только видимое излучение в диапазоне от фиолетового (380 нанометров) до красного (780 нанометров) и могут преобразовать в электричество ограниченное количество света. В настоящее время большинство солнечных батарей работают с коэффициентом полезного действия 20%, и, по подсчетам ученых, даже в теории он не сможет превысить 32%. Ученые Массачусетского технологического института (MIT) работают над созданием термофотоэлектрического преобразователя (STPV), который позволит получать энергию не только из света, но и из преобразованного тепла.

Элемент состоит из нескольких слоев углеродных нанотрубок, которые поглощают тепловое излучение, и фотонного кристалла-излучателя, который преобразует его в световое излучение видимого спектра и перенаправляет на солнечную ячейку, которая преобразует энергию в электричество. Такая установка как минимум в два раза эффективнее обычных солнечных элементов.

Современные инновационные технологии .

Современный мир муссирует то тут, то там термин-инновационные технологии. Давай те вместе в формате данный статьи попробуем понять и разобраться, что за этим стоит что представляют собой на сегодня современные инновационные технологии в той или иной сфере развития мировой науки, что и как сегодня развивается и актуально в применении именно супер новейших современных инновационных технологий..

Мы живем в самое интересное время за всю историю человечества. Технологии развиваются экспоненциально а не линейно как это было принято ранее. В настоящий момент есть предсказания по инновационным прогнозам и развития технологий на следующие сто лет. Изучение современных знаний в сфере новейших технологичных направлений, в том числе управление инновациями и организацию инновационных процессов –курирует уникальное направление модернистской науки – инноватика. По своей сути, обсуждаемые нами современные инновационные технологии имеют тренд направления на достижение удовлетворения потребностей современного мира –как общественных так и насущных, непосредственно касающихся самого человека в условиях некоторой неопределенности. Нередко инновационные технологии связаны с огромным количеством проблемных зон и вопросов и непосредственно с предметом из изучения и исследования. Если подойти к самой сущности понятия современных инновационных технологий – то это несомненно новизна в области мировых трендов технологий и решений, как с технической составляющей так и касающейся процессов управления в том числе и координации труда, в основе которого стоит уникальный опыт, последние достижения науки и конечно же эффективность в методологии. Инновационные технологии нацелены на повышение качества выпускаемой продукции и совершенства самой производственной сферы. Право на жизнь самого термина, как инновационные технологии подразумевает не просто что то новое или какое то необычное нововведение, а именно то, которо предназначено и имеет возможность и компетенции кардинально и серьезным образом увеличить эффективность какой либо зоны ответственности. Внедрение инновационных технологий влечет за собой к целостность мероприятий и организационных наработок, направленных непосредственно на разработку,производство, эксплуатацию и обслуживание а в случае необходимости проведение и непосредственно ремонта и восстановления продукта или инновации с наиболее оптимально применяемыми затратами по работам и конечно же номинальными количественными характеристиками. Внедрение совремееных инноваций направлено на совершенное и эффективное использование как экономических так и материально, социальных ресурсов. Нами будет представлена на наш взгляд довольно удобная и обзорная во всем классификация инновационных технологий

1. По процессам новшества.

А) базисные или же радикальные – относятся к масштабным изобретениям или же открытиям, в результате внедрения которых происходит формирование современны поколений или же уникальных тенденция развития технического прогресса.

Б) Инновация среднего потенциала.

В) Частичные,модификационные инновационные изобретения. Изменяющие устаревшие технологии, технику и организационные процессы на производстве.

2. По отраслям применения и масштабности значения.

А) отраслевые инновации

Б) межотраслевые инновации

В) региональные инновации

Г) Инновации в рамках фирмы или предприятия

3. Потребности возникновения инновации

А) Инновации реактивного характера- в прямом смысле помогают обеспечивать поддерживания состояние компании или фирмы, при непосредственном акте внедрения инновационного решения конкурениами.

Б)Инновации стратегического характера- решение принятое на опережение с прямым умыслом получения конкурентного превосходства во временной перспективе.

4. Эффекту самой инновации

А)Инновация экономического характера

Б) Инновация социального характера

В) Инновация экологического характера

Г) Инноваций интегрального характера.

При создании самой системы инновационных технологий часто имеет место целесообразно выделения процессов диагностики и исследования инноваций. Термин инновация впервые был замечен в латинском языке, это отслежено с середины 17 века и имеет значение как внедрение чего то нового в существующую уже некую зону ответственности, становления в данной сфере и инициации комплекса и процессов изменений в данной области. То есть инновация это процесс внедрения, новшества, реализации самого нововведения в сферу, и не представляет собой предмет. Успешность современной инновационной технологии связана именно с совокупностью связанных между собой видов работ, взаимодействие между которыми и приводит к непосредственному появлению и достижению действительной инновации (современного изобретения) Что же это именно- Научная деятельность и разработки,нацеленные на достижение новых знаний, для дальнейшего использования этого как констатации открытия или же нового изобретения. Проектные работы и процессы, имеющие направленность на достижение новых технологичных инструментов при помощи которых в данных возможных условиях целесообразно действовать и принимать решения для получения цели как инновационный проект. Для достижения реализации современного инновационного проекта на практике, то есть выполнение его реализации не мало важным фактором выступает и образовательный процесс субьекта, помогающий совершенному формированию как самих знаний так и необходимого опыта для воплощения проекта в жизнь.

В самой диагностике инновационного процесса выделяют несколько этапов —

1. До проведения новшества (путем определения имеющихся проблемных зон, которые имеют право на жизнь в процессе реализации самого инновационного процесса – обработанная таким образом информация характеризуется как информация идеологического и политического окраса.)

2. В момент проведения самого новшества,переосмысление полученных ранее знаний дает возможность производить моментальную доработку, проектные работы по реализации новшества с возможными уточнениями появляющихся ситуационных особенностей.

3. После реализации нововведения (проводится диагностический процесс сопоставления самой среды новшества и процессов его проведения.

На страницах нашего сайта мы рассматривали уже подробно тенденции и тренды развития от Future Today Institute —

Совершенно свежие аналитические предсказания от Deloitte и Guardian о современных технологиях 2017 гола были представлены нами —

Прогноз инновационного развития рынка от IDC на наш взгляд имеет уникальные формулировки и аналитические выкладки, был представлен нами в статье на сайте

В настоящий момент явно проявляется мнение и тенденция, что не существует никой конкурентной линии товаров и оказания услуг, имеет место лишь конкуренция в инновационной стратегии современного управления. В настоящий момент инновационные производственные фирмы не конкурируют за сам продукт, который стремительно меняется и инновационно совершенствуется, поэтому становится абсолютно бесполезно стараться, что то воспроизводить. В современном инновационном мире отчетливый соревновательный тренд модели управления. Несомненно явным лидером в гонуи воспроизводства товаров принадлежит Китайскому бизнесу, который в настоящий момент умеет не только что то посто делать, а принял на вооружение современную модель управления, позволяющая воплощать современные инновационные решения и технологии с небывалыми ранее скоростями и совершенно сжатые временные промежутки. Воспроизвести товар всегда было возможно, а вот выиграть в сроке современных инновационных технологий можно лишь компании имеющей с своей системе наиболее эффективную модель управления. Не одна инновационная компания взявшая тренд развития современных технологий не может выиграть в этой гонке, если она не совершенствует и не трансформирует модель управления бизнесом. Это прекрасно показали известные всем компании Google , Microsoft , JP Morgan Chase ,Uber. Современный инновационный мир развития технологий захлестнул agility , на вооружении гибкость,мобильность, скорость и даже проворность. В мире трансформации меняется отношение к commodities , если это раньше было газ, удобрение нефть и прочее, то сейчас commodity- это уже видеокамеры,телевизоры, телефоны и тд.

В мире современных инноваций появляются и совершенно новые мультипликаторы рыночной капитализации компаний. Очень интересные и яркие примеры тому развития и взлета Netflix и несомненно Uber.

Современный мир и конечно же технологи постигают серьезные изменения и преобразования,которые видны практически во всех секторах экономики.

Так в банковском секторе JP Morgan и Citigroup переходят к хранению своей информации и данных уже в публичных облаках (Amazon Cloud) , и несомненно все развитие в совершенстве Big Date , объемы хранения иноформации увеличиваются и растут с космическими скоростями. Какие перемены и изменения заметны в финансовом секторе экономике современного мира –это несомненно переход многим на agile ,дистанционное анковское обслуживание клиентов, личные финансы, совершенные кредитные платформы и корпоративный банкинг. Появились инновационные финтеховые компании, внесшие современные реорганизации в процесс, которые они делают совершенно бесплатно для клиентов и учатся извлекать прибыли и для себя. Многие банки пытаются или же перейдут в ближайшем будущем только на мобильные технологии и версии своих продуктов и полностью отойдут в скором времени от офисов и терминально- аппаратных версий. Несомненно современный банковский мир ожидает взрывной рост применения инновационных платформ PFM (персональный финансовый менеджер) использующие в своих технологиях и консультациях клиентов искусственных советников, machine learning и даже deepmachine . В настоящий момент Банк Англии и даже финансовый сектор Казахстана отрабытывают на своих рынках и практически завершают пилотные проекты с использованием blockchain в применении как виртуальным валютам на основе искусственного интеллекта, что несомненно ставит банковский сектор в очень сложные и совершенно новые конкурентные условия и можно да же сказать в борьбу за выживание.

Не плохо на наш взгляд освещено положение дел в современной инновационной медицине и в том числе в наших прошлых статьях и обзорах сайта —

Достижениям в спорте при помощи современных инноваций мы так же удили внимание в

Главным приоритетом и важнейшей ценностью практически всего человечества, считается получение качественного современного образования.

Здесь на помощь в обучение приходят достижения в области интерактивных инноваций и средства мультимедиа. В обиходе новый термин « умная школа» , оснащенная в современных условиях уже не только проекторами и компьютерами и, но и совершенно уникальными инновационными технологиями в самой сфере образовании.

Давайте рассмотрим некоторые актуальные и широко муссируемые в СМИ популярные и в некотором роде уникальные инновации —

1 .Прогнозная или предиктивная аналитика .
Предсказательная аналитика использующая в своих методах интеллектуальную аналитику баз данных , обработку прошлых и текущих событий для детализации будущего .
Современные смартфоны — инновационный продукт , обрабатывающий и принимающий огромное количество событий , информации различного рода .Через смартфон современного человека проходит как информация о самом владельце , его родственников и множества знакомых , так и информация имеющая привязку к местности событий , фотографии и используемые приложения – при помощи чего можно отрабатывать и воспроизводить уникальные будущие прогнозные модели о людях и поведение их в будущем времени .
Несомненно ,на наш взгляд предпочтительно использовать данный багаж и методы прогнозирования на благо человека и общества . Благо применений данной инновации множество —начиная от прогнозирования бизнес моделей , использование в медицине , фармацевтике , планировании городского коммунального хозяйства и многое другое .


2 . Электронные устройства к телу человека
Данный вид практически не видимых инновационных приспособлений , в основном предназначены для контроля работы человеческих органов и его состояния и самочувствия или же помощи человеку в жизненно необходимых ситуациях . Например наушники , вложенные и невидимые в ушной раковине – снимают показатели сердечно —сосудистой системы , есть датчики в виде временной татуировки на теле позволяющие контролировать состояние осанки тела и если проводится его коррекция манипулировать процессом лечения , более того татуировка снимет и вынесет не требуемый дисплей множество информации о работе и других не мало важных органов человеческого тела , а приклеенные тактильные электронные подошвы в ситуации необходимости укажут вам верную дорогу и направление по сигналу GPS и вибрации . Данная технология представляет некоего электронного поводыря для незрячего человека .
Известная всем носимая и уже набравшая популярность инновационная электроника Google Glass , так же используется в медицине при проведении оперативных вмешательств онкобольным .


3 .Нейрокомпютерный интерфейс — нейронная система , созданная для возможности свободного обмена информацией между электронным устройством и мозгом человека с другой стороны , чаще опираясь на методе биологически обратной связи .
Данная инновация дает возможность управлять компьютерным устройством одной только силой мысли .
Данная технология « мозг —компьютер » так же находит широкое применение и проходит тестирование и опробации в медицине (при параличе рук , ног и прочих недугах ).
В офтальмологии ведутся разработки и проходят испытания мозговые имплантаты способные восстановлению зрения человека .


4 . Извлечение металлов из концентрата морской воды .
Всем известна мировая экологическая проблема человечества –как постоянно уменьшающиеся природные запасы пресной воды .
Проведение искусственного опреснения позволяет значительно увеличить мировой запас пресной воды , но данная технология граничит с серьезными недостатками и проблемами экологической практики . Непосредственно для проведения процедуры опреснения необходимо очень много энергии и в процессе самой реакции получается отход в виде сильно концентрированной соленой воды . В случае непосредственного возврата этого концентрата в море , можно получить природный катаклизм в виде негативного воздействия на флору и фауну мирового океана .
Ученые изобрели новый инновационный подход к решению проблемного вопроса с данным отходом . Из концентрата морской соленой воды научились извлекать ценнейшие и самое главное очень необходимы человечеству вещества и минералы —калий ,уран , магний , литий , соду и калийные соединения .
Уникальны на сегодняшний день разработки методов получения из морской воды золота . По научной статистике и расчетам в мировом океане заключено не менее 8 —1 — млрд тонн золота . Если подсчитать , то данного запаса вполне хватит , что бы каждого человека на планете земля сделать миллионером .

5 .Инновационная фармакология из нитей PHK
Учеными изобретен инновационный вакцинный препарат из мельчайших сетей молекулярного состава РНК (рибонуклеиновой кислоты ) , способная восстанавливать иммунитет пациента , из полученной информации о бактериальном или же вирусном белке , снятой сетями РНК .
При непосредственном введении данных лекарственных средств с РНК возникает возможность в естественных условиях организма человека оптимизировать лекарственные белковые протеины и соотношение натурального белка , если он в паталогических нормах . В фармакологическом мире отслеживается по данной инновации симбиоз в работе частных клиник , крупных научных центров и фармацевтических компаний .

6 .Инновационные композитные материалы .
Ученые изобрели сверхлегкие наноструктурированные волокна для уникальных композитных материалов , используемые в автомобилестроение и и построение современных космически кораблей , гидростанциях , баллистических ракетах . Сверхлегкая техника употребляет гораздо меньшее количество топлива , более того более менее токсичны в загрязнении воздуха .

  1. Инновационные пробиотики в лечении заболеваний человека.

Еще одна уникальная технология в современной медицине помогающая излечению серьезных кишечных расстройств и заболеваний у человека. Пробиотики, представляют собой живые микроорганизмы находящиеся в теле человека, нормальный баланс которых приводит к положительному влиянию на состояние и здоровье человека и в том числе хозяина данной микрофлоры.

Научные методы в инновационной разработке совершенных пробиотиков и сами технологии их создания и производства находятся в постоянном совершенстве.

8.Цифпрвой цитоскоп.

Вновь инновационная технология на пользу здоровья человека и относящаяся к разряду медицинских технологий. Адаптер цитоскопа привязан к базе данных облачного хранилища, где вся слышимая у больного информация о сердцебиение и легочном дыхание аккумулируется в облаке и в дальнейшем подвергается аналитике. И это еше не все- вся информация через специальное приложение может быть передано на смартфон. Имея в распоряжение огромную базу данных клинических звуков и ранее проводимые диагностики с пациентом- диагноз ставится в кратчайшие сроки и назначается правильное и своевременное лечение.

9.Мобильная ДНК-лаборатория.

Современное диагностическое инновационное исследование цепочки ДНК проводимое практически настольной лабораторией и в совершенно короткий промежуток времени-три часа, ранее даже в стационарных и стандартных методах данного исследования на что тратились сутки.

10.Космические технологии.

В современном мире ученый мир ряда стран и компаний работает над программами,которые в ближайшие годы могут совершено изменить наши знания и положение человека в космосе.

Разработки космического лифта, это уже не фантастика, а действительные разработки человека, где за счет центробежной силы по тросу будет подниматься подьемник, который получит так же и ускорение за счет вращения земли. Это более дешевый способ вывода груза в космос, чем использование при этом ракетных ускорителей.Проблема запуска в промышленную эксплуатацию этого инновационного изобретения заключается в недостаточной прочности и твердости материалов, имеющиеся у науки на данном этапе времени.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Специально для раздела РИА Наука >>

Стивен Перлберг (Steven Perlberg)

Всемирный экономический форум, известный своей ежегодной встречей в швейцарском Давосе, опубликовал новый доклад, в котором обозначены главные технологические тенденции текущего года.

«Технологии стали, пожалуй, величайшим проводником перемен в современном мире, — пишет предприниматель Нубар Афеян (Noubar Afeyan). - Без риска здесь никогда не обходится, но позитивные технологические прорывы обещают дать новаторские решения самых неотложных мировых проблем современности — от нехватки ресурсов до глобальных изменений окружающей среды».

«Выдвигая на передний план самые важные технологические достижения, Совет стремится повысить информированность об их потенциале и способствовать закрытию брешей в инвестициях, регулировании и общественных представлениях», — отмечает он.

Ниже приводится краткое описание новейших технологий, на которые следует обратить внимание в этом году, - от носимой электроники до интерфейсов «мозг-компьютер».

1. Приспособленная к телу носимая электроника

Полиция Нью-Йорка тестирует "умные" очки Google Glass В распоряжении полицейских есть несколько устройств, с помощью которых проверяется, как можно использовать подобную технику для решения повседневных задач. По данным СМИ, полицейские могут применять Google Glass для распознавания лиц, получения данных из архивов, записи видео и подготовки отчетов.

«Среди этих практически невидимых устройств есть наушники-вкладыши, следящие за частотой сердечных сокращений, датчики под одеждой, контролирующие осанку, временные татуировки, отслеживающие работу жизненно важных органов, и тактильные подошвы, показывающие дорогу по GPS путем вибрации, которую человек ощущает ступнями ног.

У этой техники есть масса самых разнообразных применений: тактильные подошвы предлагается использовать в качестве поводыря для слепых, а Google Glass уже носят онкологи, поскольку это устройство помогает им в проведении операций, показывая медицинские данные и прочую визуальную информацию по голосовым командам.

2. Наноструктурированные графитные композитные материалы

Ученые нашли "рецепт" нового композита, исследуя древнюю морскую губку Хитин из тканей ископаемой губки, "переживший" за миллионы лет температуры до 260 градусов Цельсия, подсказал ученым способ создания новых композитных материалов.

Загрязняющие атмосферу автомобильные выхлопы от быстро растущего парка автомашин вызывают все большую озабоченность у экологов. Поэтому повышение рабочей эффективности транспорта является многообещающим направлением для снижения общего воздействия загрязнений.

Новые методы наноструктурирования углеродного волокна для новейших композитных материалов демонстрируют возможность снизить вес автомобилей на 10% и более. Легкой машине нужно меньше топлива, в связи с чем повысится коэффициент полезного действия при перевозке людей и товаров и снизится выброс в атмосферу парниковых газов».

3. Добыча металлов в концентрате морской воды при опреснении

Ежегодно 22 марта планета отмечает Всемирный день водных ресурсов, призванный обратить внимание общественности на проблемы, связанные с охраной водных запасов. Одним из самых наболевших вопросов современности является чрезмерный расход воды при производстве продуктов питания. Подробную информацию о проблеме читайте в инфографике.

Запасы пресной воды продолжают уменьшаться, и в связи с этим одним из решений проблемы стало опреснение морской воды. Но у опреснения есть серьезные недостатки. Оно требует большого количества энергии, и кроме того, в результате образуются отходы в виде концентрированной соленой воды, которая при возвращении в море оказывает серьезное негативное воздействие на морскую флору и фауну.

Пожалуй, самым многообещающим решением этой проблемы может стать новое отношение к этому концентрату, если смотреть на него не как на отходы производства, а как на сырьевой источник очень ценных веществ. Среди них литий, магний и уран, а также обычная сода, кальций и калийные соединения.

4. Хранение электричества в промышленных масштабах

Есть признаки того, что многие новые технологии помогут нам вплотную подобраться к решению ряда проблем. Некоторые из них, скажем, проточные батареи, в будущем смогут сохранять в жидком виде и в больших количествах химическую энергию, подобно тому, как мы храним уголь и газ.

Различные твердые батареи тоже позволят сохранять достаточно большие объемы энергии в довольно дешевых и доступных материалах. Изобретенные недавно графеновые конденсаторы большой емкости дают возможность очень быстро заряжать и разряжать аккумуляторы, совершая многие десятки тысяч циклов. Есть и другие варианты, скажем, использование потенциала кинетической энергии в больших маховиках и хранение сжатого воздуха под землей.

5. Нанопроволочные литиево-ионные батареи

2014 год: каким научным идеям пора в отставку Известные ученые составили свой список популярных научных идей, которые потеряли свою актуальность в свете новейших исследований и современных взглядов.

Эти батареи нового поколения способны быстрее проводить полную зарядку и вырабатывать на 30-40% больше электричества, чем сегодняшние литиево-ионные батареи. Это поможет преобразить рынок электромобилей и позволит хранить солнечную электроэнергию в домашних условиях. Вначале в ближайшие два года батареи с кремниевым анодом станут использовать в смартфонах.

6. Дисплей без экрана

В этой области значительный и стремительный прогресс был достигнут в 2013 году. Похоже, в ближайшее время нас ждут важные прорывы в размерно варьируемом применении дисплеев без экрана. Различные компании добиваются серьезных успехов в этой области. Речь идет о головной гарнитуре виртуальной реальности, о бионических контактных линзах, о разработке мобильных телефонов для пожилых и слабовидящих людей, а также о видеоголограммах, не требующих очков и подвижных деталей.

7. Лекарства для кишечной микрофлоры человека

Российские ученые открыли новый путь регуляции иммунитета в кишечнике Главным "действующим лицом" исследования стал белок лимфотоксин-альфа, относящийся к цитокинам - небольшим молекулам, передающим сигналы от одних клеток к другим, и регулирующим в них биохимические реакции.

Сейчас большое внимание уделяется кишечной микрофлоре и ее роли в возникновении различных заболеваний — от инфекций и ожирения до диабета и воспалений пищеварительного тракта.

Стало понятно, что лечение антибиотиками приводит к разрушению кишечной флоры и вызывает такие осложнения, как инфекции от бактерии Clostridium difficile. А в некоторых случаях осложнения могут даже создать угрозу жизни человека. С другой стороны, сейчас ведутся клинические исследования группы микробов, обнаруженных в здоровом кишечнике, которые помогут создать лекарства нового поколения с целью совершенствования процесса лечения кишечной микрофлоры человека.

8. Лекарства на основе РНК

Икар расправил крылья: генная терапия возвращается в медицину В 1999-м году вера в генетику была подорвана смертью американского подростка в ходе клинических испытаний генной терапии. Сегодня это направление медицины переживает долгожданный ренессанс, считает Николай Кукушкин.

Достижения в исследовании рибонуклеиновых кислот (РНК) и в технологиях синтеза в живом организме позволяют создать лекарства нового поколения на основе РНК. Эти лекарства смогут разбавить присутствующий в чрезмерных количествах натуральный белок и позволят производить в естественных условиях организма оптимизированные лекарственные протеины. В сотрудничестве с крупными фармацевтическими компаниями и научными центрами создан ряд частных фирм, которые будут разрабатывать лекарства и лечение на основе РНК.

9. Познай себя (прогнозная аналитика)

В смартфонах содержится огромное количество информации о деятельности людей, в том числе тех, кого они знают (списки контактов, приложения социальных сетей), с кем общаются (регистрация вызовов, регистрация текстовых сообщений, электронная почта), куда ходят (GPS, Wi-Fi фотографии с привязкой к местности) и что делают (используемые нами приложения, данные по нагрузкам).

Используя эту информацию, а также специальные алгоритмы машинного осмысления, можно строить детальные прогнозные модели о людях и об их поведении. Это поможет в работе по городскому планированию, в назначении индивидуальных лекарств, в учете будущих потребностей и в медицинской диагностике.

10. Интерфейсы «мозг-компьютер»

Мозговой имплантат для восстановления памяти DARPA (Агентство передовых оборонных исследований США) занимается разработкой новых методов анализа и расшифровки нейронных сигналов с тем, чтобы понять, какое применение может найти стимуляция нейронов в процессе восстановления памяти пережившего мозговую травму человека.

Возможность управлять компьютером исключительно силой разума ближе к реальности, чем вы думаете. Интерфейсы «мозг-компьютер», в которых компьютер считывает и интерпретирует сигналы непосредственно из головного мозга, уже проходят клинические испытания и демонстрируют неплохие результаты. Они позволят людям, страдающим квадриплегией (паралич рук и ног), синдромом изоляции и тем, кто перенес инсульт, передвигаться в своей инвалидной коляске и даже пить кофе из чашки, управляя роботизированной рукой при помощи мозговых волн. Кроме того, мозговые имплантаты помогают частично восстановить зрение тем, кто утратил его.

УДК 37.012.4

К. Г. Митрофанов, О. В. Зайцева

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ И ТЕНДЕНЦИИ

Использование информационно-коммуникационных технологий (персональный компьютер, Интернет, ШеЪ-технологии и т. д.) в сфере образования оценивается неоднозначно: существуют мнения как о положительном, так и отрицательном влиянии ИКТ на участников образовательного процесса. Рассматриваются предпосылки внедрения ИКТ в сферу образования, плюсы и минусы процесса информатизации образования, а также делается попытка выявить основные тенденции, которые формируются в образовании в связи с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии в системе образования, инновации, непрерывное образование, Интернет, коучинг, образовательные услуги.

Современная жизнь, компьютеризация сферы практической деятельности, получившая распространение в последние годы, продемонстрировали нашему обществу требуемый уровень владения навыками общения между представителями различных культур с помощью глобальной компьютерной сети Интернет, где необходимо умение обмениваться письменными или устными сообщениями без посредника, т. е. напрямую.

Эта ситуация вполне коррелирует с теми требованиями, что предъявляются сегодня участнику современного образования, а именно - быть компетентным в различных ситуациях. Речь идет о тех знаниях, которые могут обеспечить такую компетентность не благодаря заученным предметным знаниям, а благодаря освоенному инструментарию и способам работы с ним.

Особенно это проявляется в практике общения с помощью сети, в международной хозяйственной деятельности. Требование компетентности сильно возрастает, так как деятельность специалиста в этом случае напрямую связана с принятием ответственных решений в условиях конкурентной борьбы как неотъемлемой части рыночной экономики, рисков деятельности, нередко в условиях чужой культуры. В этих ситуациях успех или неуспех дела может определяться качеством договоренностей.

Постепенное вхождение России в международное экономическое и политическое сообщество выявляет проблемы информационно-технологические и культурные как запросы (в неявном пока виде) к результатам образования. В этих условиях перед образованием встает одна из стратегических задач: оно должно, наряду с базовыми знаниями, обеспечивать вхождение в особую культуру сетевого взаимодействия и в информатизированную практическую деятельность.

Кроме вышеуказанных существуют и другие предпосылки использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в системе образования. К их числу относятся:

Необходимость выстраивания в России эффективных систем непрерывного образования;

Неуклонная общемировая тенденция снижения затрат на образование, в числе других отраслей;

Растущий спрос на образовательные услуги как один из видов досуга и личной конкурентоспособности.

Рассмотрение этих (и других) предпосылок задает контекст и целевые ориентиры использования ИКТ в системе образования.

Однако не менее важным представляется системное и концептуальное видение тех трендов, что «захватывают» образование, и прежде всего в связи с внедрением в сферу образования современных информационно-коммуникативных технологий.

«На рубеже XX и XXI вв. традиционная система образования оказалась перед лицом новых вызовов, характерных уже для эпохи глобализации».

Как отмечает П. Г. Щедровицкий, «на наших глазах за последние 15 лет развиваются несколько технологий распространения знаний. Самые простые -средства массовой информации и консалтинг. Если образование рассматривать тоже как такую систему распространения и обращения знаний (а в свете сказанного выше о роли знаний в современном обществе именно эта функция образования, очевидно, выходит на первый план), то можно сказать, что сегодня образование существенно потеснено в своих институциональных границах средствами массовой информации и консалтингом» .

По мнению П. Г. Щедровицкого, современное образование должно ответить на вызов этих новых каналов и форм распространения знания и модернизироваться в соответствии с новыми требованиями, «потому что, по большому счету, существующие технологии массовой коммуникации эффективнее и дешевле, чем образование... А все дорогое будет умирать, потому что сейчас, когда мир вышел на границы своей мирохозяйственной рентабельности, никто не будет платить за то, что дорого и неэффективно».

Помимо уже упомянутых СМИ в контексте влияния на систему образования следует выделить спутниковое телевидение, открывающее необозримые воз-

можности дистанционного обучения, и мультимедийные технологии, которые, однако, несут риск возникновения иллюзии, что учеба «по СБ-ромам» может с легкостью заменить поход в школу (университет). Представить реальность подобной ситуации несложно, вспомнив, как видео со временем изменило отношение к кино.

Но, конечно же, одним из наиболее важных средств ИКТ в эпоху глобализации и постмодернизма становится Интернет. Вот как характеризует это явление Н. В. Громыко: «Интернет - это квинтэссенция постмодернистского строя и стиля жизни, это то пространство, где постмодернизм представлен наиболее развернуто и по форме наиболее адекватно: войдя в Интернет, погружаешься в суть постмодернистской эпохи во всей ее философско-мировоззренческой и антропологической специфике» .

В чем же опасность Интернета для образования с точки зрения его институциональных связей с философией, наукой и практикой? Как показывает

Н. В. Громыко, в отношении первых двух опасность заключается в стирании границы между знанием и информацией, а в отношении третьей - в том, что «Интернет есть технологически наиболее развитое и оснащенное средство удержания людей вне процессов деятельности», что, в конечном счете, приводит и к упадку мышления.

Так в чем же опасность «слишком легкого» - по сравнению с традиционной системой образования -доступа к информации? Есть подозрение, что использование Интернета «освобождает» учащегося не только от необходимости занимать деятельностную позицию, но и от самостоятельного мышления. Н. В. Громыко рисует и вовсе ужасающую картину: «Учащиеся, посаженные в массовом порядке за компьютеры, получают возможность скачивать информацию по любому интересующему их вопросу. Причем само это «скачивание» напрочь вырубает у них интерес и способность к самостоятельным открытиям. Учащиеся становятся все более и более эрудированными, но все менее и менее знающими. С помощью Интернета они попадают в мир, где все уже известно и где нужно только правильно сориентироваться, чтобы найти необходимый ответ».

Впрочем, не все так просто. Как заметил еще Иммануил Кант, самостоятельное мышление тесно связано со способностью суждения, отсутствие которой «есть, собственно, то, что называют глупостью». Но не является ли способность учащегося «правильно сориентироваться» в океане информации, доступной по Интернету, своего рода «гипертекстовым эквивалентом» способности суждения?..

Принимая во внимание всю приведенную выше критику и утверждения о негативном влиянии на систему образования и СМИ, и Интернета, и даже консалтинга, можно, тем не менее, заметить, что по отношению к традиционной системе образования опи-

санное влияние лишь обостряет и обнажает ее недостатки, проявившиеся уже ранее и имеющие сущностный характер .

Понимание того, что основным источником прибыли и средством формирования прибавочной стоимости в «постиндустриальном» обществе все чаще выступают знания и способы их практического применения, т. е. то, что обычно и называют инновациями, становится все более массовым. Такое понимание в корне начинает менять и даже «ломать» устоявшиеся представления о соотношении образования и экономики, о понятии национальной безопасности, о совокупном общественном продукте, о собственности и др.

Способность к приобретению новых знаний, различных форм и видов данных, необходимых сведений, информации, а также различных их интерпретаций, способов работы с ними и многое другое становится фундаментальной характеристикой всех участников постиндустриальной экономики.

Человек в течение своей жизни вынужден несколько раз сменить профессию, и это становится нормой, а не девиантным поведением. Это происходит потому, что развитие человеческого ресурса становится все более насущным процессом и предметом все более острой конкуренции в современном мире.

Все это приводит к тому, что в образовательных практиках начался массовый переход от подготовки «под рабочее место» к предоставлению различных индивидуализированных образовательных возможностей для всех участников образовательного процесса. Таким образом, концепция непрерывного образования становится элементом повседневной деятельности множества людей, обусловливает переход от парадигмы фундаментального образования и подготовки к парадигме непрерывного образования.

Хорошим примером является развернутая в мире за последние годы (и, кстати, спрогнозированная рядом ведущих психологов и философов в нашей стране) практика персонального коучинга (комплексное гуманитарно-технологическое сопровождение деятельности отдельного человека, включая его «интеллектуальное» дооснащение, в том числе с использованием современных программных средств). Если поначалу потребителями коучинга являлись «первые» лица, то сейчас компании начинают внедрять эту практику для всех сотрудников или для ключевых категорий, причем на постоянной основе .

Многие эксперты отмечают, что одним из условий, а значит и важнейшей предпосылкой внедрения современных ИКТ в практику общего образования, является появление смешанного финансирования . Различные источники финансирования появляются только в том случае, когда появляются и начинают оформляться различные потребительские запросы к образованию как к практике, ответственной за потребление и производство знаний.

Если на первом этапе реформирования системы образования таковыми потребителями выступили родители, то сейчас в их число все больше входят взрослые учащиеся с запросами для себя, компании, корпорации.

Все эти предпосылки, а также накопленный потенциал в решении подобных вопросов привели к появлению национальных, международных и даже мирового рынка образовательных услуг, программ, подходов, образовательных систем и средств их использования.

Отсюда следует одно из ключевых требований к внедрению и дальнейшему использованию ИКТ в образовании. Эти процессы должны выводить пользователей образования в различные среды - межрегиональные, общенациональные, международные, а также межсферные, межпрофессиональные, межкуль-турные и пр. Иначе ИКТ своей функции образовыва-ния в образовании не выполнят. Точнее сказать, мы эту новую и непростую функцию не реализуем.

Развитие Интернет- и "М"еЪ-технологий привело к появлению новых форм получения и восприятия знаний, новых форм обучения. Эти формы приводят не только к изменениям технического плана, но и самой методологии и психологии получения и освоения знаний. Появление дистанционного обучения, тесно связанное с достижениями информационных технологий, дало не только большие возможности получения знаний на расстоянии, но также поставило ряд вопросов, проблем, не отвечая на которые мы не можем говорить о цивилизованном переходе на передовые формы образования .

Передовая система образования опиралась и опирается на последние достижения в области науки и технологии. Трудно утверждать об эффективности образовательного процесса, если мы используем устаревшую научно-образовательную информацию, отжившие методы организации обучения и технологии. Объем информации с каждым годом увеличивается, информация становится самым дорогим продуктом, и она является важным фактором, влияющим на развитие культуры, образования, науки и экономики. В настоящее время переход на электронные формы представления, хранения, передачи и обработки научно-образовательной информации стал объективной реальностью и наиболее эффективным средством ее доставки до потребителя. Онлайновый доступ через Интернет или использование баз данных на СБ-носителях в сотни и тысячи раз повышает эффективность работы по сравнению с традиционной бумажной технологией.

Таким образом, с одной стороны, необходимы эффективные средства доступа к знаниям, с другой -нужны сами источники научно-образовательной информации. Сегодня фонды знаний формируются главным образом в библиотеках, университетах и специализированных информационных центрах. Переход на

электронную форму представления и передачи информации стал важной основой извлечения необходимых знаний .

В системах дистанционного образования вопросы качества и актуальности самих знаний должны быть поставлены на одно из самых первых мест. При создании содержательной части мы должны опираться на источники, которые несут в себе современные тенденции развития данной предметной области и которые регулярно обновляются.

Эффективность использования современных ИКТ в образовании, особенно иллюстративных средств обучения, максимально полная реализация их дидактических и воспитательных возможностей, безусловно, являются важным требованием.

Использование форм наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но и выступают носителями информации, должно способствовать повышению мыслительной активности учащихся .

Изобразительные и условно-графические средства наглядности (таблицы, схемы, рисунки, графики, диаграммы, репродукции картин, фотографии ученых, живопись, аудиовизуальные средства и т. д.) являются составными элементами печатных и электронных учебных материалов и в силу этого играют существенную роль в развитии интеллектуальной, познавательной деятельности учащихся .

Трудно представить себе ребенка младше 14 лет, не знающего, что такое компьютер, Интернет или просто сотовый телефон.

Поколение нынешних школьников осваивало компьютер и новые технологии легко и не задумываясь, как любой ребенок осваивает окружающий его мир. При этом об информатизации именно процесса обучения речь идет уже достаточно давно. В чем же здесь дело?

Как уже было сказано, современное поколение 1014-летних школьников осваивало компьютер стихийно. Специально организованное обучение по его использованию в школе не проводилось. Компьютер, подключенный к сети Интернет, не просто содержит большее количество информации и развлечений, чем любой школьный учебник или учитель, но может продемонстрировать эту информацию в удобной форме. Базовой характеристикой любого компьютера является его «персональность», возможность настроить его «под себя», собственные особенности и темп. Традиционная школа такой возможности не дает.

Другой стороной процесса информатизации и повсеместной компьютеризации является все большее несоответствие требований школы и реальной жизни. Приходит на ум латинская фраза «Non scholae, sed vitae discimus» - «Учимся не для школы, а для жизни». Это правило, которое в стенах школы подчас забывают. Невозможно не принимать во внимание тот факт, что современный человек, к примеру, даже не

задумывается о красоте собственного почерка - компьютер этой особенности на экране не отображает, мало задумывается о правильном написании слов - специальная программа выявит все допущенные ошибки.

Очевидным для авторов является то, что в условиях информационной стадии развития общества именно система образования, как отрасль производства знаний и научных школ, является отраслью приоритетной. Более того, просто «идти в ногу со временем» для образования уже мало. Нужно опережать, быть на шаг впереди, только тогда выпускники школ и вузов могут отвечать требованиям социума по всем показателям.

Уже в силу того факта, что образование является разным для разных людей и выполняет для них различные функции: для одних это связано с работой, для других - с мировосприятием, для третьих - с по-

лучением некоторой базы дальнейшей жизнедеятельности и т. д., ИКТ также будут использоваться различно. Один раз это будет инструмент для работы, второй раз - вспомогательное средство построения своей образовательной траектории, третий раз - путь определения собственной идентичности и своего места в жизни, четвертый - получения доступа к различным ресурсам и пр.

Все эти моменты происходящего вызывают к жизни, с еще большей необходимостью, чем ранее, вопрос об учении как деятельности. В противном случае вспомогательные образовательные средства, каковыми являются ИКТ, могут очень быстро - и этот процесс, тем более неплохо финансируемый производителями программного обеспечения, уже идет - превратиться вначале в предмет изучения, а затем и в задачу обучения и образования.

Список литературы

1. Щедровицкий П. Г. Управление развитием: изменение сферы производства, обращения и использования знания // Открытое образование и региональное развитие: проблемы современного знания: сб. науч. трудов по мат-лам V Всерос. науч. тьюторской конф. Томск, 2000. С. 18-19.

2. Громыко Н. В. Интернет и постмодернизм - их значение для современного образования // Альманах «Восток». Из выпуска: N 9\10(33\34), сентябрь-октябрь 2005 г.

3. Марача В. Г. Образование на рубеже веков: методологические соображения // Образование XXI в.: достижения и перспективы: междунар. сб. теорет. метод. и практ. работ по проблемам образования. Рига: Международная ассоциация «Развивающее обучение»: Педагогический центр «Эксперимент», 2002. С. 38-53.

4. Краснова Г. А., Беляев М. И., Соловов А. В. Технологии создания электронных обучающих средств. М.: МГИУ, 2001. 224 с.

5. Чепчик Д. Б. Информационный дизайн как инновационная технология создания электронных учебных пособий. 1^1.: http://ikt.rsvpu.ru

6. Положение о целевом финансировании «Разработка инновационных учебно-методических комплексов для системы общего образования» ПО ПРОЕКТУ «ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ».

7. Мультимедиа в образовании: Специальный учебный курс / Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. 1^1.: http://www.ido.edu.ru/open/ikt/chrest6.htm

8. Информационные и коммуникационные технологии в дистанционном образовании: Специализированный учебный курс / пер. с англ. Майкл Г. Мур, У. Макинтош, Л. Блэк и др. М.: Издат. дом «Обучение-Сервис», 2006.

9. Бендова Л. В. Педагогическая деятельность тьютора в сети открытого дистанционного профессионального образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2006.

Митрофанов К. Г., кандидат педагогических наук, руководитель Центра методологии и проектирования стандартов и

оценки качества образования.

Ул. Черняховского, 9, г. Москва, Московская область, Россия, 125319.

E-mail: [email protected]

Зайцева О. В., старший научный сотрудник.

Федеральный институт развития образования.

125319, г. Москва, ул. Черняховского, 9, г. Москва, Московская область, Россия, 125319.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 16.10.2009

K. G. Mitrofanov, O. V. Zaitseva INNOVATIVE COMPUTER TECHNOLOGIES IN EDUCATION: BASIC ASPECTS AND TRENDS

Implementation of Information and Communication Technologies (personal computer, Internet, Web-technologies etc) in the education sphere is a complex issue. There are different opinions which describe both positive and negative ICT influences on participants of educational process. ICT implementation background in the sphere of education, advantages and shortcomings of the informatization process are considered in the article. Also article presents the attempt to identify basic trends emerging in education as a result from Information and Communication Technologies implementation.

Key words: information and communication technologies in education, innovations, continuous education, Internet, coaching, educational services.

Mitrofanov K. G.

E-mail: [email protected]

Federal Institute of Educational Development.

Ul. Chernyakhovskogo, 9, Moskva, Moskovskaya oblast, Russia, 125319.