Информационный метаболизм инженерного объекта. Что такое информационный метаболизм. Мышление, чувство, интуиция, ощущение

В непрерывном обмене энергией и информацией со средой (метаболизм энергетический и информационный) каждый живой организм, от простейшего до самого сложного, стремится сохранить свой собственный порядок. Утрата этого порядка равнозначна смерти, являя собой победу второго закона термодинамики (энтропии). Вопреки видимости постоянства живой системы ни один атом в ней не остается тем же самым; через относительно короткое время он заменяется атомом из внешней среды. Постоянной остается только структура, своеобразный порядок, специфический для данного организма. Это своеобразие, или индивидуальность, относится к порядку на уровне биохимическом (своеобразие белков), физиологическом, морфологическом, равно как и на уровне информационном.

Этот последний род порядка относится к сигналам, получаемым из окружающего мира и специфическим реакциям на них. Благодаря информационному метаболизму <моим> становится не только собственный организм, но также и окружающий мир, который своеобразным способом воспринимается, переживается и на который индивид своеобразно реагирует. По мере филогенетического развития нервной системы информационный метаболизм играет все большую роль по сравнению с метаболизмом энергетическим.

Сохранение специфического для данного организма порядка требует от него постоянного усилия, которое является условием жизни. Усилие жить, которое противостоит энтропии, частично экономится благодаря биологической наследственности. Благодаря ей своеобразный порядок переносится от поколения к поколению. Половое воспроизводство обеспечивает большее разнообразие структур, так как генетический план, возникающий из соединения двух половых клеток, является новым планом, а не точной копией материнской клетки, как в случае асексуального воспроизводства. Это последнее напоминает техническое производство, при котором создаваемые модели являются точной копией прототипа.

Человек, помимо биологического наследования, располагает наследованием социальным, благодаря которому может овладевать материальными и духовными ценностями. Усилия тысяч поколений, связанные с развитием речи, формированием знаний о мире, ценностей моральных и художественных, технических устройств и т. д., передаются ему, начиная с рождения. Если бы он был лишен этого наследства, он вынужден был бы все начинать сначала. Развитие культуры было бы невозможно.

Проблема порядка интегрально связана с проблемой власти. Чтобы окружающую среду преобразовать в свой собственный порядок, структуру собственной системы, необходимо сначала эту часть среды добыть, стать ее хозяином и властителем. Борьба за территорию, на которой живут, присуща не только человеку, но и животным и даже растениям. Попытка захвата территории путем вторжения вызывает у животных реакцию либо агрессии, либо бегства; банальный пример — собака, рычащая на того, кто хочет отобрать у нее кость. Социология животных дает много интересных примеров как борьбы за власть, так и формирующейся в группах животных иерархии.

Проблема власти существует также внутри многоклеточных организмов. В многомиллиардном <обществе> клеток должен существовать определенный порядок. Этот порядок закодирован в генетической субстанции, которая составляет существенный компонент любого клеточного ядра. Оно является <доверителем (поверенным)> клетки. Без него она не может существовать. Эндокринная и нервная системы выполняют в организме роль как бы вспомогательную в отношении генетического плана, усиливая его интегрирующую деятельность, моделируя план деятельности в зависимости от актуальных потребностей организма и условий среды.

Опухоль можно было бы определить как <бунт> клетки против обязательного в данном организме порядка. Опухолевые клетки, освободившись от общей дисциплины, свободно, <не считаясь> с остальным организмом, реализуют свои права на сохранение своей жизни и жизни своего нового вида. Они разрастаются и размножаются за счет других, <не взбунтовавшихся> клеток.

Глядя на организм целостно, нельзя миновать проблемы власти; она присуща даже организмам, стоящим на самых низших уровнях филогенеза. Чтобы жить и размножаться, требуется завоевывать окружающий мир. Эта проблема, как и многие основные моменты человеческой жизни, выступает в патологически преувеличенном виде также в шизофрении. Больной, особенно в остром периоде шизофрении, в своих патологических переживаниях часто осциллирует между чувством божественного всемогущества, в котором он читает мысли людей, управляет их волей, управляет ходом событий на земле и Во Вселенной и чувством полной утраты власти, когда другие читают его мысли, управляют его действиями, речью и мыслями, когда он чувствует себя автоматом, лишенным власти над окружающим миром. В предболезненной жизни шизофреников часто на первый план выступают трудности завоевания своего места в окружающем мире и адекватного решения дилеммы <управляю — управляют мной>.

Проблема власти связана не только с законом сохранения жизни, но также и с законом сохранения вида и с информационным метаболизмом. В первом случае власть односторонняя, а во втором и третьем — двусторонняя. Та часть окружения, которая должна быть уничтожена и поглощена, чтобы доставить организму необходимую для жизни энергию, уже не имеет над ним власти. В сексуальных и эротических контактах власть двусторонняя. Индивид становится господином и невольником своего партнера. В обмене сигналами с окружением индивид вынужден принимать порядок окружения, одновременно стараясь навязать ему свой собственный.

Три рода власти над окружением определяет одно и то же притяжательное местоимение <мой>. <Моими> являются: пища, квартира, деньги и т. д., предметы, обеспечивающие закон сохранения жизни. <Моими> являются лица, обеспечивающие закон сохранения вида; в узком значении сексуальный партнер, в широком — лица, принадлежащие к тем же самым социальным группам: семейной, национальной, религиозной, профессиональной, классовой и т. п., ибо в основе социальных связей разного рода лежит закон сохранения вида. Семейная группа — самая простая и самая ранняя их форма — является непосредственным результатом этого закона. <Моими>, наконец, являются собственные переживания, впечатления, чувства, мысли, приобретенные знания, решения и действия. Сигналы, поступающие из окружающего мира, своеобразным образом упорядочиваются, обусловливая специфическую реакцию на них.

Информационный метаболизм, определенный Павловым как рефлекторная деятельность, расширяет сферу власти организма над окружающим миром. <Моим> становится не только та часть окружения, которая ассимилируется самим организмом, и не только та, преходящая связь, с которой обусловливает появление нового организма, но значительно более широкий круг окружающего мира, минимальные количества энергии которого, не играющие никакой роли в энергетическом метаболизме, становятся сигнальными, обусловливающими поведение организма. Информационный метаболизм является подготовительным шагом к вступлению в ассимиляционный и репродуктивный контакт с окружающим миром. Прежде чем стать <моим> в смысле создания субстанции собственного организма или сексуального соединения, он должен стать <моим> в смысле ориентирования в нем. Организм должен <знать>, как в нем двигаться, чтобы удовлетворить два основных биологических закона: сохранения жизни собственной и вида.

По мере филогенетического развития информационного метаболизма, который существует в каждой клетке в форме ее способности принимать сигналы из окружения и реагировать на них и который в многоклеточных организмах становится, прежде всего, функцией специализированных в этом направлении клеток (получение сигналов — рецепторы, реагирование — эффекторы, а перенос и упорядочение их — нервные клетки), жизнь становится все больше приготовлением к жизни, если, как ее сущность, принимается выполнение двух основных биологических законов. Напротив, в простейших организмах жизнь замыкается в выполнении этих законов, а маргинес приготовления у них минимален. Окружающий мир служит им только для преобразования его в собственную структуру организма, становится полностью <моим> миром, либо, если это условие не выполняется, грозит гибелью, разрушением собственного порядка, что равнозначно смерти. Если бы попытка воссоздать переживания на этом уровне филогенеза не была излишним фантазированием, то можно было бы предположить, что они осциллируют между чувством всемогущества и чувством угрозы смерти; мир либо полностью <мой>, либо совершенно чужой, причем чуждость означает смерть.

Удовлетворение основных биологических потребностей связывается с приятными переживаниями, неудовлетворение — с неприятными. <Мой> мир притягивает, а <чужой> отталкивает. Власть над окружающим миром поэтому является источником удовольствия, а ее отсутствие — источником неприятных чувств. <Чужой> мир возбуждает страх и агрессию; стремятся от него бежать или его уничтожить.

Что касается власти над окружением, то существуют определенные аналогии между описанной ситуацией и той, в которой находится человек в начале своего онтогенетического развития, когда его сигнальная система еще функционально очень слабо развита. Подобно низшим формам жизни, в эмбриональном периоде и младенческом возрасте он полностью зависит от его окружения, без него перестает жить. Окружение принадлежит исключительно ему; он имеет над ним полную власть, ибо оно выполняет все его потребности, либо, если это не так, ему грозит смерть. Многие психиатры, особенно те, которые занимаются переживаниями раннего детства, считают, что чувство всемогущества и неразличение между собственным миром и миром окружающим характерно для младенца. Достаточно частое проявление переживаний этого типа в шизофрении считается регрессией к самым ранним периодам развития. Деспотизм общепризнанно считается осевым проявлением эмоционального инфантилизма. Абсолютная власть связывается с абсолютной зависимостью. Властитель, подобно младенцу без матери, не может существовать без своих подданных. Он также утрачивает границу между собой и подчиненным ему окружением, как у Людовика: .

Развитие сигнальной системы уменьшает зависимость организма от окружения. Контакт с ним не означает необходимости захвата окружения в свое полное обладание, при котором оно полностью преобразуется в структуру организма. Не означает также обратной ситуации, когда живой организм преобразуется в структуру окружения.

Контакт о окружением утрачивает остроту альтернативы: <победить> либо <стать побежденным>, при которой собственная победа означает смерть окружения, а победа окружения — собственную смерть. Борьба с окружением продолжается дальше, так как она составляет смысл жизни, если мы трактуем ее как стремление сохранять собственный порядок ценой порядка окружения. Однако победы и поражения утрачивают свой драматический аспект <быть или не быть>, а приобретают характер борьбы <понарошку>, как бы игры с окружением. В этой борьбе можно быть безболезненно побежденным окружением; тогда принимается его порядок; на этом, в конце концов, основывается дисциплина в смысле научения порядку окружения; можно также быть победителем, свой порядок навязать окружению, не уничтожая его при этом, как в случае энергетического обмена со средой. Эти <забавы> с окружением становятся самоцелью. Их можно наблюдать даже на очень низких уровнях филогенеза. Хейзинговское homo ludens, как видно, относится не только к человеку.

Взаимодействие с окружением в смысле принятия сигналов и реагирования на них, при котором оказываешься то победителем, то побежденным, составляет необходимое условие насыщения информационного метаболизма, без которого не мог бы развиваться энергетический метаболизм и репродуктивный контакт с окружением. Иначе говоря, нельзя войти в существо жизни, не пройдя через изолирующую среду игры с окружающим миром, контакт с которым основывается на обмене информацией. Как отмечалось, по мере развития сигнальной системы, эта изолирующая сфера становится все более широкой. Шизофренический аутизм, или прерывание информационного метаболизма, приводит в крайних случаях к нарушению в энергетическом метаболизме (больной, например, перестает есть) и почти, как правило, уничтожает закон сохранения вида.»

Взаимодействие с окружением в смысле принятия сигналов и реагирования на них, при котором оказываешься то победителем, то побежденным, составляет необходимое условие насыщения информационного метаболизма, без которого не мог бы развиваться энергетический метаболизм и репродуктивный контакт с окружением. Иначе говоря, нельзя войти в существо жизни, не пройдя через изолирующую среду игры с окружающим миром, контакт с которым основывается на обмене информацией. Как отмечалось, по мере развития сигнальной системы, эта изолирующая сфера становится все более широкой. Шизофренический аутизм, или прерывание информационного метаболизма, приводит в крайних случаях к нарушению в энергетическом метаболизме (больной, например, перестает есть) и почти, как правило, уничтожает закон сохранения вида.

Эволюционный скачок, каким было возникновение человека, в общем, относится к развитию сигнальной системы, не пропорциональному по сравнению с другими системами организма, особенно той ее части, которая, прежде всего, служит интеграции сигналов входящих и выходящих из организма, т. е. коры мозга. Миллиарды корковых клеток обеспечивают невероятное богатство способов обмена информацией с окружением (функциональных структур), из которых в течение жизни используется лишь небольшой процент. В этом проявляется принцип расточительной экономии, довольно распространенный в живом мире. Соответственно этому принципу, лишь малая часть существующих в природе генетических планов оказывается реализованной в зрелых организмах. Также и отдельные органы работают, реализуя лишь в малой степени свои возможности. Давление окружения, особенно социальной среды и социального наследования, вынуждает к развитию только тех форм взаимодействия с окружением, которые принимаются в данном культурном кругу и в данной эпохе. Возможно, без этого внешнего давления социальной дисциплины возник бы хаос. Может быть, в бессознательном страхе перед этим хаосом человек с самого начала своего существования измысливает всевозможные способы закрепощения свободы равно людей, животных и растений, с которыми находится в контакте, как и самого себя. Там, где мы находим решетки и кандалы, с большой вероятностью можно принять, что имеем дело со следами человека.

Стремясь смотреть на проблему порядка и дисциплины глазами тех, что прошли через концлагеря, трудно оспаривать правильность приведенных выше слов Яна Мёдоньского. Стремление к порядку и дисциплине достигло там апогея чудовищного абсурда. Третий Рейх уже рушился, а <концерны> смерти продолжали исправно действовать и даже увеличивали свою <производительность>. В них дольше всего удерживалась идея <Майн Кампф>, ибо они явились квинтэссенцией этой идеи. Гитлеровская концепция улучшения мира была исключительно простой: уничтожить все то, что угрожает чистоте расы <сверхчеловеков>, прежде всего — ликвидировать евреев. После этого акта уничтожения должен был наступить <рай великолепных людей>. Концепция эта не нова в истории человечества, но никогда не была столь просто сформулирована и столь последовательно проводима.

Любой социальной идеологии, а было их в ходе истории немало, присуще отвращение к тому, что с ней не согласуется, прежде всего к тем, кто ее не признает. Образ мира упрощается до черно-белого, люди делятся на <верующих> и <неверующих>; первые — хорошие, вторые — плохие. Внутренняя борьба между различными возможностями активности, которую в собственной оценке ощущают как борьбу добра со злом, переносится вовне. Принимая готовую форму активности, редуцируют собственную неуверенность, колебания между альтернативными возможностями, становятся носителями добра, в собственном представлении. Злом становится то, что вовне и с этой формой не согласуется. Принятие готовой структуры извне облегчает внутреннюю интеграцию; динамический порядок превращается в статический, колеблемый тростник преобразуется в статую. Такой статуей был человек Третьего Рейха; он шел прямо вперед к цели, поставленной вождем, топча и уничтожая все стоящее на пути.

Развитие сигнальной системы у человека, особенно высшей формы сигнала, каким является слово, позволяет ему несравнимо более совершенным, нежели у животных, образом пользоваться готовыми функциональными структурами. Вместо того, чтобы вырабатывать их заново, он выучивает их от социального окружения. Дисциплина является необходимым условием ассимиляции таких готовых форм поведения и социального окружения. Принятие их награждается, отвергание — наказывается. Формируется внутренняя система, контролирующая поведение индивида, ощущаемая им как <социальное зеркалом (<что обо мне подумают>).

Существенной чертой каждой сигнальной системы, как технической, так и биологической, является способность самоконтроля. В принципиальной схеме такая система представляется следующим образом: сигналы извне переводятся на специфический язык системы (например, электрический импульс в электронных машинах, нервный импульс в нервной системе). Преобразованные сигналы интегрируются соответственно какому-то плану (данному извне в форме программы в случае технических систем, возникшему внутри системы в случае биологических систем). Результат интеграции в форме приказа поступает к эффекторам (например, мышечным клеткам в биологических системах). В них внутрисистемный сигнал преобразуется в сигнал внесистемный, иначе говоря: собственный язык системы преобразуется в язык, понятный для ее окружения. Последний этап в обмене сигналов между системой и его окружением составляет обратная связь; именно от нее зависит способность самоконтроля системы. Она основывается на том, что часть сигналов, выходящих из системы, в нее возвращается. Благодаря этому план системы никогда не бывает жестко фиксированным, но изменяется в зависимости от возвращающихся сигналов, которые информируют о том, как он был выполнен и какие изменения вызвал в окружении. В нервной системе можно найти много примеров обратной связи. На наивысшем уровне интеграции деятельности нервной системы, на котором данная активность становится осознаваемой, то, что соответствует механизму обратной связи, переживается как способность самоконтроля. <Социальное зеркало> соответствовало бы обратным сигналам, которые информируют о том, какой эффект в окружении вызвало наше поведение, а то, что называют совестью, возникало бы из соединения этих обратных информации с наиболее общим, а тем самым сознательным планом активности.

Аналогии между энергетическим метаболизмом и информационным подтверждают верность известного выражения <психическое несварение>. Современный человек, несмотря на то. что живет в необыкновенно интересное время, часто бывает пресыщен им, не может переварить то, что к нему непрестанно поступает, не в состоянии из хаоса информации создать какой-либо порядок. Это напоминает ситуацию переполненного яствами стола, когда человек больше уже не в состоянии съесть, и самая вкусная еда вызывает у него только позывы к рвоте. Упоминавшаяся уже трудность разрядки творческих тенденций обусловливает то, что потребительская тенденция преобладает над творческой. А это, в свою очередь, ведет к <перееданию>, чувству скуки, поиску сильных впечатлений. С другой стороны, сигнал, высылаемый в окружение, чтобы быть им воспринятым, должен также быть <сильным ударом>. Только сильный стимул может пробиться через охранный барьер безразличия. Достаточно обычные ныне симптомы безразличия в отношении несчастья другого человека (например, когда безразлично проходят мимо уличного происшествия) являются предметом отрицательной моральной оценки нашего поколения. С другой стороны, однако, трудно винить в безразличии человека, который по телевидению видит вьетнамских детей, опаленных напалмом, сцены из гитлеровских концлагерей, людей, умирающих в Индии с голоду, и т. п. Избыток информации о человеческих страданиях вызывает, в конце концов, безразличие; с психологической точки зрения — это защитный механизм. Узники в концлагерях также становились безразличными к виду трупов, несчастья, грязи и человеческого страдания; становясь впечатлительными, они не смогли бы пережить лагерь. Безразличие к человеческому страданию является одним из проявлений <психического несварения>.

Положительной стороной сгущения информации является необходимость селекции. Требуется самому выбирать, что стоит принять, а что лучше отбросить. Возрастает критицизм. Снижается ценность авторитетов. Совершенствование средств коммуникации не пошло им на пользу. Чтобы сохранять престиж власти, следует держаться на безопасном расстоянии от подданных. Правда, существуют сказки о добрых властителях, которые переодетыми в крестьянские одежды ходят среди бедных, но в действительности они всегда жили в изоляции. Одиночество является атрибутом власти. Даже нервная система, которая в организме играет роль властителя (управляющей системы), является более изолированной относительно других органов и систем организма. Величие власти на близком расстоянии уменьшается. Поэтому телевидение и другие средства распространения информации, возможно, опаснее для авторитетов, чем все другие современные явления, влиявшие на их девальвацию (например, высокий темп изменений).

Кемпинский прославился не только в польском, но и в мировом научном мире своими работами по теории информационного метаболизма В работе «Экзистенциальная психиатрия» А. Кемпинский описывал концепцию информационного метаболизма в сжатом виде следующим образом:

«В сигнальном метаболизме, то есть в получении информации из окружения и реагировании на неё (реакция организма, в свою очередь, является сигналом для окружения), существуют законы, аналогичные законам энергетического метаболизма, а именно, закон специфичности структуры и закон равновесия между анаболическими и катаболическими процессами. Подобно тому, как субстанции, ассимилируемые организмом, разбиваются на основные элементы из которых организм строит собственную структуру, потоки информации, поступающие извне, преобразуются в специфические структуры (отсюда правильность утверждения, что каждый живёт в своем собственном мире). Способность интеграции является одной из самых существенных черт нервной системы. Количество энергии, поступающей в организм благодаря его анаболическим процессам (построение), в общем, уравнивается с количеством энергии, выходящей благодаря процессам катаболическим (распада)… Аналогично существует определённое равновесие между информацией, принимаемой из окружения, и высылаемой в него… Аналогии между энергетическим метаболизмом и информационным подтверждает верность известного выражения „психическое несварение“… Современный человек часто…не может переварить то, что к нему поступает, не в состоянии из хаоса информации создать какой-либо порядок… Положительной стороной сгущения информации является необходимость селекции. По мере развития … все более богатым становится обмен сигналами с окружением, благодаря чему модель окружающего мира лучше соответствует действительности, а формы реагирования становятся разнообразнее. Человек достиг в этом максимального развития, и можно было бы рискнуть сделать утверждение, что „информационный метаболизм“ играет у него большую роль, нежели энергетический»



КЕМПИНСКОГО ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО МЕТАБОЛИЗМА

Kepinski A.]. Рассмотрение психической деятельности человека в норме и патологии с позиций теории информации. Раздражители внешнего мира воздействуют на "Я" через границу, отделяющую внутренний мир от внешнего, этот процесс протекает по законам селекции, предполагающим две основные тенденции - ассимиляция и отклонения, элиминации. Ассимиляция внешних раздражений приводит к возникновению соответствующих функциональных структур, обусловливающих те или иные психологические реакции. Такая организация поступающих извне раздражений носит характер отрицательной энтропии. Взаимоотношения между селективными тенденциями определяются потребностями организма, то есть потребности определяют характер основополагающей тенденции и возникновение функциональной системы. Ассимилятивная тенденция достигает максимальной выраженности в плане сексуальной деятельности, направленной на продолжение рода. Тенденция отклонения рассматривается как выражение чувства агрессии и может иметь значение не только индивидуальное, но и социальное.

Психические расстройства рассматриваются как патология границы, через которую осуществляются информативные связи организма с внешним миром. Так понимается генез аутизма, расщепления, депрессии, эмоциональных нарушений при неврозах.

1

При осуществлении трансакции между участниками фармацевтического рынка возникает взаимодействие, основанное на информационном метаболизме. При этом происходит не только обмен необходимой информацией, но также ее усвоение, переработка и дальнейшая передача. Каждый участник информационной трансакции воспринимает и передает полученную информацию в зависимости от своих индивидуальных, психологических и социальных особенностей. На основе положений и теорий институциональной экономики, дифференциально-психологических, социологических исследований нами сформулирована методика изучения информационного метаболизма и особенностей типов взаимодействия между фармацевтическими работниками аптечных организаций и конечными потребителями антацидных и противоязвенных лекарственных препаратов. Выявлены медико-социальные и психологические особенности личности изучаемых групп потребителей. Предложены и описаны характеристики особенностей взаимодействия участников информационной трансакции с учетом психологических типов личности. На основе полученных данных разработаны и внедрены методические рекомендации для фармацевтических работников аптечных организаций при осуществлении информационной трансакции с конечными потребителями лекарственных препаратов.

информационный метаболизм

взаимодействие

трансакция

потребители

фармацевтический рынок

1. Аугустинавичюте А. Модель информационного метаболизма // Соционика, ментология и психология личности. – 1995. – № 1. – С. 25–32.

2. Аугустинавичюте А. Соционика: Кн. 1. Введение.– М.: АСТ, 1998. – С. 448.

3. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2011. – С. 701.

4. Коммонс Дж.Р. Институциональная экономическая теория. – 1934.

5. Куликов В.Н. Проблемы социальной психологии. – Иваново.: Изд-во ИвГУ, 1979. – С. 39–40.

6. Мегедь В.В., Овчаров А.А. Концепция энергообмена в модели «А» и построение подтипов // Соционика, ментология и психология личности. URL: http://www.socioniko.net/ru/gazeta/2002-1-visual/meged-ovch.html (дата обращения 05.11.2010).

7. Прокофьева Т.Н. Опорные конспекты для изучающих соционику [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.socionics.ru/shp_4/shp4.htm (дата обращения 10.11.2010).

8. Степанский В.И. Психоинформация. – М.: МПСИ, ФЛИНТА, 2006. – С. 136.

Для изучения взаимодействия между конечными потребителями и фармацевтическими работниками нами рассматривалась информационная трансакция, которая возникает при обращении потребителя в аптеку и покупке необходимого лекарственного препарата (ЛП). Данный вид трансакции был выделен представителем институциональной экономической теории Дж. Коммонсом, который показал симметричный характер отношений сторон трансакции (покупки) в результате добровольного соглашения .

В процессе взаимодействия участников трансакции особое значение приобретают профессиональные качества фармацевтического персонала аптек, являющиеся результатом не только их знаний, умений, навыков, но и психологических особенностей личности .

Различными исследованиями установлена связь между психологическими типами фармацевтических работников и эффективностью их деятельности. Данный факт кардинально меняет подход к оценке эффективности деятельности фармацевтического персонала аптечных организаций.

Цель исследования - выявить и проанализировать особенности информационного метаболизма участников трансакции на примере фармацевтических работников аптечных организаций и конечных потребителей антацидных и противоязвенных ЛП.

Материал и методы исследования

Материалами исследования явились экспериментальные данные социологических, дифференциально-психологических исследований фармацевтических работников аптечных организаций (400 анкет работников, 340 аптек Москвы и Московской области) и конечных потребителей антацидных и противоязвенных ЛП (900 анкет).

Методологическую основу исследования составили основные положения современной институциональной экономической теории, дифференциально-психологических исследований (теория психологических типов К.Г. Юнга, модели типов информационного метаболизма А. Аугустинавичюте), а также научные труды отечественных и зарубежных ученых по медицине, фармации, экономике, психологии и соционике.

В процессе исследования использовались: исторический, логический, статистический, социологический методы исследования.

В основе понятия «информационный метаболизм» лежит биологический термин «энергетический метаболизм», который происходит в живом организме при потреблении пищи и заключается в ее обмене, усвоении и переработке. Польский психиатр А. Кемпинский сопоставил энергетический метаболизм с усвоением и обработкой информации психикой человека и дал определение понятию «информационный метаболизм» - это процесс усвоения, обработки и передачи информации психикой человека. А. Кемпинский показал, что информация воспринимается определенными каналами человеческой психики, усваивается, накапливается, хранится, преобразуется и частично выводится вовне для взаимодействия с внешним миром, а часть ее остается внутри и составляет внутренний мир человека. Тип интеллекта определяет способ, каким индивид воспринимает информацию из внешнего мира и какой селекции эту информацию подвергает. Структура психики конкретного человека задает своеобразный вид «системы фильтров» для обработки информации - это функции, которые описал К.Г. Юнг (логика, этика, интуиция, сенсорика). Доминирующие функции обеспечивают обработку значительно большего объема информации, чем слабые .

Команда исследователей под руководством Аушры Аугустинавичюте создала модель устройства человеческой психики, доработав типологию К.Г. Юнга, взяв за основу гипотезы об информационном метаболизме и использовав универсальный метод моделирования. Эта модель получила название «Модель А», что означает Модель Аушры. Тип информационного метаболизма (ТИМ) - таксономическая категория, единица классификации, определяющая функциональную ориентацию психики как устройства, обрабатывающего информацию. ТИМ определяет способ, каким индивид воспринимает информацию из внешнего мира, а также что и в каком порядке из этой информации выделяет. Различия в способах получения и обработки информации влияют на интересы, устремления индивида, направленность его поведения, отношение к другим людям и т.д. Согласно теории информации, каждая система выделяет и принимает только адекватную себе информацию. То есть принимает только такие сигналы, какие сама способна выдавать. Те сигналы, которые воспринимаются более осознанно, выдаются также более осознанно. При приёме и передаче однотипной информации сходны такие характеристики состояния системы, как осознанность, уверенность и пр. «Психика человека пользуется разными способами обработки информации. Таких способов шестнадцать, и каждая отдельно взятая личность осваивает лишь один из них» .

Следует особо отметить, что в информационной трансакции происходит не только переход необходимой информации от фармацевтического работника к потребителю, но одновременно и активный обмен ею, т.е. общение. В психологии под общением понимается процесс обмена информацией и взаимодействия людей на основе взаимопонимания.

В структуре общения выделяют три составляющих: коммуникативную (общение состоит в обмене информацией между людьми), интерактивную (обмен не только информацией, но и действиями) и перцептивную (процесс восприятия между участниками коммуникации и установление на этой основе взаимопонимания) .

Кроме того, можно выделить несколько условий эффективного обмена или взаимодействия:

● значимость информации для потребителя (необходима ему в данный момент времени);

● достаточность информации (информация удовлетворяет потребность покупателя в полном объеме);

● доступность информации или единая система кодирования, т.е. одни и те же слова, понятия, обороты речи и прочее, одинаково понимаются участниками взаимодействия в силу социальных, национальных, возрастных особенностей индивида;

● минимальные специфические коммуникативные барьеры общения, возникающие вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся.

Изучение особенностей информационного обмена (информационной трансакции) между участниками трансакции с учетом психологических, социальных особенностей, наиболее полно освещены в новом научном направлении - соционике. Соционика как наука об информационном взаимодействии психики с окружающим миром использует модель ТИМ А. Аугустинавичюте . А. Аугустинавичюте построила модель, состоящую из восьми функций, расположенных в определенном порядке (рисунок)

Модель функционирования психики человека

Литовский ученый, основываясь на функциях и дихотомиях, определенных К.Г. Юнгом и положениях теории информационного метаболизма, смоделировала функционирование психики человека,
создав для каждой дихотомии свою модель ТИМ. В этой модели А. Аугустинавичюте обозначила восемь функций в виде определенных символов (значков), которые соответствуют функциями К.Г. Юнга. Так, окрашенные символы - экстравертные, а неокрашенные - интровертные функции; , - этика; , - логика; , - интуиция; , - сенсорика.

Первые четыре функции (по каноническому изображению) образуют ментальное (сознательное) кольцо, последние четыре - витальное (бессознательное). В модели также имеются функционалы:

1. Базовый.

2. Творческий.

3. Ролевой.

4. Болевой.

5. Суггестивный.

6. Референтный.

7. Ограничительный.

8. Фоновый.

Таким образом, модель ТИМ психики - изображение иерархии функций в структуре психики. Она показывает сильные и слабые стороны личности, области творчества, возможные недостатки и т.д. .

Результаты исследования
и их обсуждение

С помощью анкетирования нами опрошены 400 фармацевтических работников и 900 конечных потребителей антацидных и противоязвенных ЛП. Изучены медико-социальные и психологические особенности личности исследуемых, на основе которых составлены их портреты.

Так, потребителями антацидных ЛП являются в основном замужние женщины средних лет, имеющие 1-2 детей, с высшим образованием, служащие, со средним доходом на одного члена семьи 10-12 тыс. рублей. Также выявлено, что у большинства потребителей наблюдаются рецидивы заболевания, возможно с дальнейшей госпитализацией, и у основной части опрошенных, страдающих гастритом, имеются сопутствующие заболевания. В данной группе потребителей в основном (72,9 %) - логико-интуитивные рациональные экстраверты (таблица), что характеризует их, как людей, имеющих лидерские качества, хорошее отношение к себе и к окружающим, способных воспринимать и хранить большое количество объективной информации и быстро принимающих адекватные решения.

Характеристика психологических типов личности

Исследуемые

Функциональная ориентация психологического типа

Доминирующая
функция

Типы «модели А»

Потребители антацидных ЛП

Логико-интуитивный
рациональный экстраверт

Экстравертный
Мыслительный

(Extraverted Thinking)

Потребители противоязвенных ЛП

Этико-сенсорный
экстраверт

Экстравертный
Чувствующий

(Extraverted Feeling)

Фармацевтические работники

1) Логико-сенсорный рациональный экстраверт;

2) логико-сенсорный рациональный интроверт

1) Экстравертный
Мыслительный

(Extraverted Thinking);

2) Интровертный
Ощущающий

(Introverted Sensing)

Так, потребителями противоязвенных ЛП являются в основном женатые мужчины старше 50 лет, имеющие 1-2 детей, с высшим образованием, служащие, со средним доходом на одного члена семьи 14-15 тыс. рублей. Выявлено, что у большинства потребителей наблюдаются рецидивы заболевания с дальнейшей госпитализацией и у основной части опрошенных, страдающих язвенной болезнью желудка, также имеются сопутствующие заболевания. Большинство потребителей противоязвенных ЛП (63,3 %) - этико-сенсорные экстраверты, в основном публичные люди, эмоциональные, ранимые, чувствующие переживания, настроения окружающих, целеустремленные, способные находить решения при возникновении конкретных проблем.

Необходимо отметить, что одним из ведущих факторов риска язвообразования являются психоэмоциональные перегрузки и стрессы. Согласно выявленным психологическим типам больной с язвенной болезнью желудка больше подвержен влиянию стрессовых факторов, что необходимо учитывать фармацевтическим работникам при общении с данной категорией больных. Также нами выявлена корреляционная зависимость между установленными психологическими особенностями конечных потребителей и следующими показателями:

1) наличие сопутствующих заболеваний (заболевания сердечно-сосудистой системы, R = 0,67; заболевания нервной системы, R = 0,73);

2) результат лечения (удовлетворительный, R = 0,67).

Учитывая, что конечные потребители относятся к экстравертам (эмоциональные, импульсивные люди), у которых имеются сопутствующие заболевания сердечно-сосудистой и нервной системы, фармацевтическим работникам необходимо уделить особое внимание определенным характеристикам при коммуникативном общении с данными потребителями.

Среди опрошенных фармацевтических работников преобладают люди с логико-сенсорными рациональными функциями психологического типа. Так, 46 % опрошенных - логико-сенсорные рациональные экстраверты, характеризующиеся как личности управляющего типа, склонные к производственной сфере деятельности, хорошо разбирающиеся в полезных свойствах объектов, эффективных способах, методах, технологиях работы, но при этом в социуме находящиеся в поиске улучшения коммуникативных отношений. Однако необходимо отметить, что 43 % опрошенных фармацевтических работников - логико-сенсорные рациональные интроверты, т.е. личности, склонные к производственной сфере деятельности, хорошо понимающие и разбирающиеся в структуре, иерархической системе отношений, но в социуме проявляющие необходимость улучшения общего эмоционального состояния, самочувствия и т.д.

В зависимости от того, с каким психологическим типом фармацевтического работника взаимодействует конечный потребитель, при покупке ЛП в аптеке, можно прогнозировать результат информационного метаболизма и возможный «конфликтный потенциал» при осуществлении информационной трансакции. С этой целью нами были построены две карты взаимодействия конечных потребителей и фармацевтических работников. Согласно первой карте, взаимодействие экстраверта с логико-интуитивными рациональными функциями (больной гастритом) и экстраверта с логико-сенсорными рациональными функциями (фармацевтический работник) приводит к так называемым «родственным отношениям», являющимися биполярными в эмоциональном смысле. Если взаимодействующие стороны друг друга уважают и признают, то информационная трансакция возможна с положительным потенциалом и без дополнительных информационных издержек, но при отсутствии такого уважения отношения становятся неприятными, что может привести к перекрестным трансакциям (конфликтным ситуациям). На данные отношения влияет уровень образования и общей культуры, а также психологические особенности личности. При взаимодействии больного гастритом с фармацевтическим работником интровертного типа, с логико-сенсорными рациональными функциями, наблюдаются «миражные отношения», т.е. мирные, но несколько обманчивые отношения. Такие люди довольно легко входят в контакт, испытывают друг к другу уважение, но при большем взаимодействии возникают трудности при совместном сотрудничестве. Отношения в таком случае ограничиваются трансакциями взаимодополняющего типа. В соответствии со второй картой взаимодействие этико-сенсорного экстраверта (больной язвой желудка) и экстраверта с логико-сенсорными рациональными функциями (фармацевтический работник) приводит к «деловым отношениям»: люди достаточно хорошо понимают друг друга, уважают, могут успешно сотрудничать, хотя ставят перед собой разные цели, задачи и достигают их разными средствами, что может привести к разочарованию. При взаимодействии больного язвой желудка с фармацевтическим работником интровертного типа, с логико-сенсорными рациональными функциями, наблюдаются «полудуальные отношения», при которых маловероятны конфликтные ситуации или взаимное непонимание, такие люди в большинстве своем могут конструктивно влиять друг на друга.

Заключение

Выявленные особенности и результаты экспериментальных данных позволили нам разработать и внедрить методические рекомендации для фармацевтического персонала аптечных организаций, которые могут использоваться в качестве информационного материала и позволят минимизировать конфликтные ситуации и в конечном итоге улучшить взаимодействие потребителя и фармацевтического работника аптечной организации.

Рецензенты:

Лагуткина Т.П., д.фарм.н., профессор кафедры управления и экономики фармации медицинского института Российского университета дружбы народов, г. Москва;

Мошкова Л.В., д.фарм.н., профессор кафедры технологии получения лекарств и организации фармацевтического дела факультета повышения квалификации медицинских работников Российского университета дружбы народов, г. Москва.

Работа поступила в редакцию 19.12.2014.

Библиографическая ссылка

Ибрагимова А.Н., Базаркина О.В. ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕТАБОЛИЗМ КАК ОСНОВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РАБОТНИКА И КОНЕЧНОГО ПОТРЕБИТЕЛЯ АНТАЦИДНЫХ И ПРОТИВОЯЗВЕННЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12-5. – С. 994-998;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=36264 (дата обращения: 03.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Кемпинского теория информационного метаболизма

(Kepinski A.). Рассмотрение психической деятельности человека в норме и патологии с позиций теории информации. Раздражители внешнего мира воздействуют на "Я" через границу, отделяющую внутренний мир от внешнего, этот процесс протекает по законам селекции, предполагающим две основные тенденции – ассимиляция и отклонения, элиминации. Ассимиляция внешних раздражений приводит к возникновению соответствующих функциональных структур, обусловливающих те или иные психологические реакции. Такая организация поступающих извне раздражений носит характер отрицательной энтропии. Взаимоотношения между селективными тенденциями определяются потребностями организма, то есть потребности определяют характер основополагающей тенденции и возникновение функциональной системы. Ассимилятивная тенденция достигает максимальной выраженности в плане сексуальной деятельности, направленной на продолжение рода. Тенденция отклонения рассматривается как выражение чувства агрессии и может иметь значение не только индивидуальное, но и социальное.

Психические расстройства рассматриваются как патология границы, через которую осуществляются информативные связи организма с внешним миром. Так понимается генез аутизма, расщепления, депрессии, эмоциональных нарушений при неврозах.


Толковый словарь психиатрических терминов . В. М. Блейхер, И. В. Крук . 1995 .

Смотреть что такое "Кемпинского теория информационного метаболизма" в других словарях:

    Кемпинского теория информационного метаболизма - гипотеза относительно отношений, существующих между внешним миром и внутренним миром человека с позиции теории информации. Ключевыми являются понятия об ассимиляции (см. Ассимиляция, 6) и отторжении или элиминации (см. Элиминация, 4). В норме… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

В биологии существует термин – метаболизм, что дословно означает обмен, усвоение и переработку. Пища, поступившая в организм, расщепляется на многочисленные составляющие и поступает в клетки. Иными словами физиологический процесс энергетического метаболизма означает обмен веществ и подразумевает жизнь организма на биологическом уровне.

Польский психиатр А. Кемпинский сопоставил энергетический метаболизм (ЭМ) с усвоением и обработкой информации психикой человека. Суть его теории информационного метаболизма (ИМ) заключается в том, что внешние информационные сигналы уподобляются пище. По аналогии с энергетическим метаболизмом клеток, Кемпинский показал, что информация воспринимается определенными каналами человеческой психики, усваивается, накапливается, хранится, преобразуется и частично выводится вовне для взаимодействия с внешним миром, а часть ее остается внутри и составляет внутренний мир человека. А. Кемпинский ввел такой образ: “Психика человека питается информацией. Его психическое здоровье зависит от количества и качества этой информации”.

Информационный метаболизм – это процесс усвоения, обработки и передачи информации психикой человека. Именно поэтому соционика имеет и второе название – теория типов информационного метаболизма .

Тип интеллекта определяет способ, каким индивид воспринимает информацию из внешнего мира и какой селекции эту информацию подвергает. Структура психики конкретного человека задает своеобразный вид “системы фильтров” для обработки информации. Это юнговские функции (логика, этика, интуиция, сенсорика). Доминирующие функции обеспечивают обработку значительно большего объема информации, чем слабые.

Представим, идет урок математики. Учитель выдает поток абстрактной, логической информации: формулы, параболы, синусы и косинусы. Одному ученику (например, представителю типа “логико-интуитивный интроверт”) они попадают на сильную функцию логики, другому же (например, представителю типа “сенсорно-этический экстраверт”) – на слабую. Естественно, первый легко поймет и запомнит структуру доказательства, а второму это дастся значительно труднее. Если они захотят после урока обсудить свои впечатления, то окажется, что они восприняли урок по-разному. Одному понравились логические выводы и построения, а другому запомнились эпитеты и сравнения преподавателя, красота и плавность линий, особенно, если они начерчены цветными мелками.

В различном восприятии информации одного сорта и лежит различие между типами личности. В связи с тем, что различия в типе личности – это не что иное, как различие в обмене информационными сигналами с окружением, типы личности мы можем называть типами информационного метаболизма (типами ИМ).

Соединение типологии К.Г. Юнга с теорией информационного метаболизма А. Кемпинского стало основополагающим открытием А. Аугустинавичюте в соционике.

Итак, соционика – наука о типах информационного метаболизма и об интертипных отношениях

Как у каждой науки, у соционики есть свой предмет изучения и свой метод.

· Предмет соционики – изучение процессов информационного обмена человека с окружающим миром и их влияние на психику человека.

Главное отличие соционики от психологии - в предмете изучения и методах обработки материала. Неправильно было бы считать, что психология и соционика в равной мере изучают психологическую жизнь человека. Предмет соционики - социотип , а не психотип.

Соционика и психология используют различные методы исследования.

Психология - это наука с преобладанием индуктивного метода, при котором накапливается некоторая сумма фактов, а затем предпринимается попытка их обобщения. Безусловно, индуктивный метод исследования обеспечивает богатство фактического материала, множество подробностей. Но с другой стороны, создает трудности в систематизации и истолкованием понятий.

Соционика использует дедуктивный метод, т.е. движение от общих законов, признаваемых всеми социониками к их частным проявлениям в самых разных областях, в частности социально-психологических явлениях. В силу своей дедуктивности соционика хорошо формализуема и хорошо приспособлена к компьютерной технике и математическому моделированию.

Принципиальное отличие соционики от психологии ярко проявляется также в методах диагностики. Опросники психологов определяют значение того или иного из замеряемых параметров как отклонение от стандартной величины, вычисляемой ими как среднее по данной выборке. То есть результат психологического тестирования - это сведения о том, насколько вы отличаетесь от стереотипного поведения данной группы людей.

Если построить по этому принципу соционический тест, он не будет работать, так как определяться будет не ваш социотип, а ваше отклонение от усредненного социотипа группы. Дело в том, что точка отсчета в социодиагностике берется как константа самого индивида.

· Метод диагностики в соционике – определение типа информационного метаболизма по базису Юнга и соционическим моделям.

Еще одна проблема заключается в том, как зафиксировать константу индивида. Для этого соционики берут не текущие значения признака, а направление его приращения.

Допустим, вы тестируете человека по полярной паре признаков "этика-логика". Какой-либо психологический тест интеллекта показал высокое значение признака "логика". Значит ли это, что данный человек относится к логическому социотипу? - Нет, не значит. Ведь мы не знаем, в какую сторону шло приращение.

Если бы мы постепенно усложняли задачу, а результаты тестирования, по крайней мере, не ухудшались бы, только тогда это свидетельствовало бы о том, что пред нами логик. А вот у натренированного на данный класс задач этика при предъявлении усложняющихся заданий искусственно усвоенные им приемы решения иссякли бы, и приращение стало бы отрицательным.

Таким образом, соционика работает не с текущими значениями психологических величин, а с теми фундаментальными механизмами, которые за ними стоят. Как сказали бы математики, соционика подвергает информацию операции дифференцирования, строя свои определения на производных высших порядков.

Психологические типы А. Аугустинавичюте

Аушра Аугустинавичюте долгие годы пыталась разобраться в основе человеческих отношений, стараясь понять, почему при желании людей быть добрыми, отзывчивыми, добродушными – в их общении непонятно откуда появляется раздражительность, злобность? “Люди всегда мечтали жить в хороших отношениях с другими людьми, мечтали быть понятыми и хотели понимать других, – пишет Аушра, - мечтали многие, удавалось немногим”.

В связи с этим, Аушра проштудировала труды многих психологов и психиатров, но в них в основном давалась классификация психологических отклонений и акцентуаций характера. Как же быть со здоровыми, нормальными людьми? Познакомившись с типологией К.Г. Юнга, она подробно изучила ее и “открыла шифр”. Дело в том, что долгие годы было распространено мнение ученых, что юнговская типология слишком сложна и “работает” только в руках автора. Ему вменялась ненаучность, неясность и непонятность используемой терминологии. А. Аугустинавичюте удалось доказать обратное. Она не только применила ее на практике, но и значительно расширила и углубила идеи Юнга, приняв его исследования за исходную гипотезу.

Для простоты понимания А. Аугустинавичюте изменила названия юнговских психологических функций, приблизив их к современным значениям слов. Так, вместо:

Мышление, чувство, интуиция, ощущение

появились

Логика, этика, интуиция и сенсорика

Опираясь на юнговские тексты и собственные практические наблюдения, Аушра более подробно и четко описала психологические типы, построив их на четырех парах признаков, описанных Юнгом:

Экстраверсия – интроверсия

Логика – этика

Интуиция – сенсорика