Полный разряд литиевого аккумулятора. «С» значит Capacity. Как продлить жизнь литий-ионных аккумуляторов.

Поскольку любая батарея (аккумулятор) является источником постоянного электрического тока, то рано или поздно заряд её неизбежно истощится. С каждой подзарядкой ёмкость её будет всё меньше и меньше . Таковы законы физики.

Можно только ненадолго продлить её работу. Рассмотрим, как восстановить литий ионный аккумулятор чтобы выиграть время, необходимое для замены батареи.

Хорошо, что Мария Хелена Брага, исследователь из Университета Порту, дала два года назад технологию, которая могла бы решить эту проблему. Вскоре после этого Гуденау присоединился к проекту и взял Брагу и его исследования в Колледж инженеров Кокрелл из Техасского университета. На этой неделе они опубликовали свой прогресс, и выясняется, что им удалось создать новую твердую батарею, которая безопаснее, плотнее и дешевле производить.

Конечно, речь идет о бумаге. Однако, что отец современных батарей наделил плащ Браге, он помогает верить в его жизнеспособность. Новые батареи - это инновация в том, что они используют кристаллизованные электролиты, которые движутся от отрицательного полюса к положительному полюсу батареи, чтобы генерировать энергию. Текущие батареи используют жидкие электролиты, которые имеют множество ограничений и являются опасными. Если в движении электролитов образуется много остатков, короткое замыкание и, следовательно, могут произойти взрывы.

ВАЖНО. Если вы новичок в технике, то дальше, вообще, ничего не стоит читать - просто идите за новой батареей или пригласите грамотного товарища. (Кума звать не надо!).


Кроме того, вы узнаете о причинах возгорания, взрывоопасности, старении ЛИА. Эта информация поможет определить - что именно произошло с батареей, а также даст возможность избежать ошибок в эксплуатации.

В свою очередь, был использован новый анод из щелочного металла, что не может быть сделано с текущими батареями, чтобы увеличить плотность и тем самым сохранить больше энергии. Это приведет к большему хранению, а также безопаснее. Остается выяснить, может ли технология быть произведена в массе, но поскольку компоненты, используемые в этих новых батареях, не намного дороже, возможно, что в этом направлении, наконец, есть прогресс.

Это самая «сочувствующая» этой нынешней мерзкой системе, чем хуже батареи, тем больше компьютеров будет продано, так как немногие потрудились заменить батарею со всем уважением, «отраслью», как вы. Никаких дополнительных комментариев по этому вопросу.


Итак, - литий-ионного типа аккумуляторы (ЛИА) применяются в широком спектре различной современной техники как источник эл. энергии от мобильных телефонов до накопителей в энергетических системах.

Их основные показатели работы могут различаться в таких пределах (это зависит от их хим состава):

Хорошо, не могли бы вы объяснить мне, дает ли правительство множество возможностей или немногих для предмета тарелок, или они создают препятствия? У меня есть друг, который живет и ясно говорит мне, что это тяжелое испытание, если вы хотите искать свою жизнь, чтобы попытаться накормить вас тарелки, все это препятствия и препятствия, документы и документы. Блокировки и больше препятствий, чтобы в итоге мы полностью прошли коробку. Если вы действительно считаете, что картридж для большой головы у вас есть, это оправдано, спросите инженера, а затем сообщите нам.

  • Напряжение (номинал) - 3,7 В или 3,8 В;
  • Напряжение максимальное - 4,23 В или 4,4 В;
  • Напряжение минимальное - 2,5–2,75 В или 3,0 В;
  • Количество заряд-разрядов - 600 (при потере 20% ёмкости);
  • Сопротивление внутреннее 5–15 мОм/Ач;
  • При нормальных условиях значение саморазряда - 3% в месяц;
  • Рабочий диапазон температур - от минус 20°C до плюс 60°C, оптимальная - плюс 20°C.
  • Если при зарядке ЛИА произойдёт превышение напряжения, то может произойти его возгорание. Для защиты от этого в корпус вставляется контроллер. Его функция - отключить ЛИА. (Также контролируя ток, перегрев и глубину разряда).
  • Для снижения себестоимости не каждый литиевый аккумулятор снабжается контроллером (либо выполняет защиту не по всем параметрам).

ИНТЕРЕСНО: Первым изготовителем литиевых аккумуляторов стала в 1991 г. корпорация Sony.

История нефтяных компаний, обанкротившихся, была услышана на протяжении веков. Заговор или нет, кто командовал Уолл-стрит, и тот, кто идет вразрез с их интересами, раздавлен и уничтожен всей силой и весом капитала. Он воображает на огромном расстоянии, что поленья впустую. Это не заговор, он энергичен. Ключ всегда в промышленном производстве дешевле, чем в текущем, а не в технических возможностях.

Но это вина потребителя. Вы всегда можете купить что-то более дорогое, что будет больше. С другой стороны, в отношении принтеров чернила очень дешевы, то, что они заряжают, являются головами, которые заменяются каждый раз, когда вы меняете картридж. Вы всегда можете заплатить больше за принтер. Нет изобретения, которое осталось в ящике любой компании. Еще нет технологии, которая представляет собой молоко для хранения энергии. И дело не в том, что это развилось, и это в ящике, так это то, что он не был изобретен.

Устройство и преимущества ЛИА

ЛИА состоит из катода (на фольге из алюминия) и анода (на фольге из меди), разделённых электролитическим сепаратором и помещённых в герметичную «банку».


Катод и анод присоединяются к токосъёмным клеммам.

В электрических и гибридных автомобилях используются несколько специальных батарей: литий-ионные батареи. Эти батареи работают иначе, чем классические батареи дизельных или бензиновых автомобилей. Компоненты, используемые в этих батареях, могут нести химическую опасность.

Короче: как работает литий-ионная батарея? Литий-ионная батарея работает в соответствии со следующей реакцией: обратимая реакция обмена ионов лития между двумя электродами. Положительный электрод обычно образован из литированного оксида переходного металла; Отрицательным электродом обычно является графит.

Корпус иногда оснащён клапаном для сброса давления при аварийных моментах эксплуатации.

В литий-ионном аккумуляторе (ЛИА) заряд переносится ионом лития. Его характерной способностью является способность внедриться в кристаллическую решётку прочих материалов (в нашем случае это графит, окислы или соли металлов), образуя при этом химсвязи.

Литий-ионная батарея, имеющая утечку = производство фтористоводородной кислоты

Поскольку электролит находится в жидкой форме, он может потенциально привести к утечке батареи и контакту с воздухом и водой. Тем не менее, скорость этого гидролиза слабая и образуется мало кислоты фтористоводородной кислоты. Фтористоводородная кислота также очень токсична.

Батареи Литий-ион и горения: реальная опасность

Литий-ионная батарея также представляет опасность деградации путем насильственной реакции и опасного горения в случае неправильного использования. «С метрологической точки зрения измерение фторированных соединений, образующихся в условиях пожара, остается деликатной операцией».

В настоящее время используются три разновидности материалов для катодов:

  • Лития кобальтаты (благодаря кобальту увеличивается количество зарядноразрядных циклов, а также появляется возможность эксплуатации при пониженных температурах);
  • Литий-марганец;
  • Лития феррофосфат (низкая себестоимость).
  • Преимущества ЛИА состоят в низком саморазряде, большом количестве циклов.

Недостатки ЛИА

Взрывоопасность аккумуляторов Li-ion в первом поколении была обоснована возникновением газообразных образований, которые приводили к замыканию между электродами. Теперь это устранено заменой анодного материала с металлического лития на графит.

В результате концентрация образующейся плавиковой кислоты изменяется и зависит, в частности, от количества электролита при сгорании и температуры горения. Другие токсичные газы также образуются при сжигании электролита. Чтобы предотвратить утечку или сжигание батареи, следует обращаться с литий-ионными батареями с особой осторожностью.

Если происходит утечка электролита из литий-ионной батареи, эта жидкость может содержать фтористоводородную кислоту. Рекомендуется индивидуальное защитное оборудование. В случае воздействия на кожу или глаз жидкости из литий-ионной батареи может произойти серьезное химическое повреждение. Необходима дезактивация, адаптированная к опасности фтористоводородной кислоты. Желательно срочно обратиться к врачу.


Взрывоопасность также возникала в оксиднокобальтовых ЛИА при нарушениях эксплуатации.

ЛИА на литиевоферрофосфатной основе полностью лишены подобного недостатка.

ВАЖНО. Разрядка ЛИА при низких температурах (особенно повторная) приводит к снижению энергии на отдачу до десятков процентов. Кроме того, ЛИА «остро» реагируют на температуру при зарядке: оптимальная - +20 °C, а +5 °C - уже не рекомендована.

Что делать, если литий-ионный аккумулятор сожжен?

В общем, литий-ионные батареи автомобиля изолированы и защищены, так что в случае сжигания они не пропускают пары фтористоводородной кислоты. В случае дорожно-транспортного происшествия, если аккумулятор загорается, не следует, насколько это возможно, вступать в контакт с парами, выходящими из батареи.

В случае воздействия на кожу или глаз с продуктами сгорания литий-ионных батарей необходима дезактивация, соответствующая опасности, представляемой фтористоводородной кислотой. Эти батареи являются перезаряжаемыми устройствами хранения электроэнергии и используются с 1990-х годов на мобильных телефонах, КПК, ноутбуках или музыкальных проигрывателях.

Эффект памяти

Исследования подтвердили существование эффекта памяти в ЛИА. Но суть состоит в его принципиальном наличии, а не в его влиянии на работу в целом.

Объяснение этого процесса звучит так: работа батареи заключается в периодическом высвобождении и захвате литиевых ионов и этот процесс при неполной зарядке ухудшается из-за нарушения микроструктуры электрода.

Новое устройство требует дешевого и экологически чистого производственного процесса, его создатели говорят: синтез происходит при комнатной температуре или ниже и не требует вредных органических растворителей. С другой стороны, материалы внутри батареи нетоксичны.

По словам ученых, объясненных в статье, появившейся в этом отношении, для разработки этой батареи была применена стратегия прилипания электрохимически активных материалов, так что эти сформированные сети вокруг углеродных нанотрубок благодаря молекулярно-биологическому признанию.

ВАЖНО. Специалистами выделены два правила продления службы ЛИА:

  • Недопущение полного разряда;
  • Не заряжать вблизи источников тепла.

Старение

ЛИА стареют даже вне эксплуатации. Двадцать процентов ёмкости теряются уже через два года. Не следует покупать их «в стол». Смотреть при покупке на дату производства.

Другими словами, в традиционной ионно-литиевой батарее ионы лития протекают между отрицательно заряженным анодом - обычно графита - и положительно заряженным катодом - обычно оксидом кобальта фосфата железа - и в новая анодная и катодная батарея будет состоять из генетически модифицированных вирусов.

Достижение их изготовления обоих полюсов батареи заняло довольно много времени. Три года назад Белчер и его сотрудники смогли генетически разработать вирусы, которые могли бы «построить» анод, покрывая себя оксидом кобальта и золотом, а затем самособираясь друг с другом, чтобы образовать нанопроволоку или нанопроволоку.

Низкие температуры и мощность

До пятидесяти процентов мощности батарей теряется при температуре эксплуатации ниже 0 °C.


Самовозгорание

ЛИА склонны к самовозгоранию. При термическом разгоне неисправного (повреждённого) аккумулятора выделяются вещества ускоряющие его саморазогрев (кислород плюс горючие газы). Поэтому гореть он способен и при отсутствии воздуха.

Совсем недавно группа исследователей сосредоточилась на создании катода, который завершил бы предыдущий анод. По мнению ученых, катоды сложнее изготавливать, чем аноды, потому что они должны быть лучше проводниками и быстрее, но большинство материалов, которые могут быть использованы для их изготовления, являются высокоизолирующими или непроводящими.

Чтобы преодолеть это препятствие, исследователи сначала создали генетически модифицированные вирусы, которые покрывают себя фосфатом железа, а затем соединяют с углеродными нанотрубками, создавая сеть материала, который является очень хорошим проводником. Через эту сеть электроны движутся, передавая энергию за очень короткий промежуток времени.

Для тушения в таких случаях предусмотреть понижение температуры и предотвращать распространение огня.

Приступаем к восстановлению

После того как вам уже известна из вышеизложенного «физика» и «химия» работы ЛИА и его начинка, вы сможете самостоятельно выбрать один из способов для лечения своей батареи, а также оценить «разумность» нижеприведённых методов.

Вирусы, используемые в этом случае, были обычным бактериофагом, то есть вирусами, которые заражают бактерии, но безвредны для людей. В лабораторных испытаниях, проведенных с этими новыми решениями, было продемонстрировано, что «вирусные» батареи могут заряжаться и разряжаться не менее 100 раз, не теряя при этом электрической емкости, но ученые ожидают увеличения этого количества перезарядки намного больше, Даже ниже, чем традиционные литий-ионные батареи.

Текущий прототип упакован так же, как и обычная батарея, но технология позволяет изготавливать очень легкие, гибкие и адаптируемые сборные батареи, которые могут принимать форму любого контейнера. Теперь, когда исследователи уже продемонстрировали, что могут создавать наноразмерные вирусные батареи, они будут пытаться создавать лучшие батареи, используя материалы с более высоким напряжением и емкостью, такие как фосфат марганца или фосфат никеля. Когда новое поколение будет готово, технология войдет в коммерческое производство, сказал Белчер.

Избавляемся от газов

Нам уже известно, что при неправильной эксплуатации внутри «банки» могут образовываться газообразные вещества.

Суть этого способа состоит в том, что от них нужно избавиться. Для этого сначала снимают верхний блок (контроллер), потом прокалывают обнаруженный колпачок, а затем прижимают к твёрдой поверхности каким-то прессом для высвобождения газов.

На протяжении многих лет в промышленности доминируют свинцово-кислотные и никелевые батареи. Никелевые батареи постепенно прекращаются из-за сочетания затрат и факторов окружающей среды. Свинцовая кислота существует уже 100 лет и в ближайшем будущем станет рыночной силой из-за низкой стоимости и конфигурации производственной базы. Литий-ион - это хорошо зарекомендовавшая себя технология для портативной электроники и увеличивает свою роль в более масштабных приложениях; Появляется в качестве конкурента в различных мобильных и стационарных приложениях, где объем, вес, температурная чувствительность или низкое техническое обслуживание важнее первоначальной стоимости.

После этого заклеивают отверстие эпоксидной смолой и возвращают на место контроллер.

Но перед тем как оживить аккумулятор телефона таким образом помните об ожидаемых опасностях этого способа:

  • Повреждение устройства чрезмерным воздействием;
  • Повреждение электроники под колпачком;
  • Возможность взрыва (самовозгорания) при замыкании катода с анодом.


В следующей таблице показано, как свинцово-кислотные и литиево-ионные аккумуляторы вписываются в мир аккумуляторных батарей. Сегодня литий-ион является самым перспективным и быстрорастущим химическим составом для батарей. Литий - самый легкий металл, обладает самым высоким электрохимическим потенциалом и обеспечивает наивысшую плотность энергии по весу.

Попытки разработать перезаряжаемые литиевые батареи потерпели неудачу в результате некоторых проблем безопасности. Из-за присущей нестабильности металлического лития, особенно во время зарядки, исследование было направлено на неметаллическую литиевую батарею с использованием ионов лития. Хотя литиевый ион немного ниже по плотности энергии, чем литиевый металл, он безопасен до тех пор, пока выполняются процедуры при зарядке и разрядке. Впоследствии другие производители последовали этому примеру.

Кратковременный «возврат» ёмкости

Ненадолго оживить батарею можно если провести «оживление» с помощью блока питания на 5–12 Вольт, резистора от 330 до 1000 Ом и мощностью не менее 500 мВт.

Для этого контакты блока питания соединяют с контактами ЛИА: минус к минусу, а плюс к плюсу через резистор, полярность которого проверяется мультиметром. Время потребления - не более двух-трёх минут.

Обратите внимание, что параметры подаваемого тока должны соответствовать требуемым, а вольтметром или тестером контролируйте напряжение.

Используем холодильник

Следуя этому нехитрому способу, восстановление аккумулятора проводится так:

извлечённый из смартфона аккумулятор нужно поместить в холодильник на время от двадцати до тридцати минут, предварительно поместив в полиэтиленовый пакетик. Затем подключить на одну минуту к зарядке , а потом подождать пока он не прогреется до температуры помещения.

Якобы после этих манипуляций его можно будет использовать как обычно.

Способ заряд-разряд

Этот метод нужно было бы назвать способом реанимации аккумулятора для школьника пятого класса.

По мнению популяризаторов этого «прикола» «привести в чувство» батарею телефона можно путём «несколькократного» (количество раз не указывается) стопроцентного заряда и последующего полного разряда батареи. Для разряда советуют воспользоваться какой-либо ресурсоёмкой игрой или утилитой AnTuTu, каждый раз для этого извлекая и вставляя обратно в мобильник.

Остаётся непонятным каким образом батарея будет заряжаться несколько раз до 100 процентов если она уже находится в нерабочем состоянии ?

«Дикий» метод восстановления

Заключается этот «манёвр» в том, что после снятия защитного контроллера нужно замкнуть между собой каким-либо металлическим предметом выводящиеся клеммы-токосниматели. После этого контроллер возвращается на место.

При этом добавляется ещё один многозначительный момент - в начале процедуры почему-то нужно отклеить наклеечку с техническими характеристиками ЛИА. Вот уж поистине «танцы с бубном»!

Раскачиваем ЛИА, отключённый контроллером

Для предотвращения глубокого разряда литий ионные аккумуляторы снабжены контроллером, который погружает его в «отключку» . В таком случае при замере напряжения на его клеммах перед контроллером - можно обнаружить значение около 2,5 вольт. Значит, батарея ещё жива!

Для этого сначала отключается (отпаивается) схема защиты.

«Банка» подключается к универсальному устройству для заряда-разряда (например, Turnigy Accucell 6). При этом прибор сам отслеживает процесс и восстановление проходит под его контролем.


Кнопкой «TYPE» выбирается программа заряда «Li-Po», ведь наш ЛИА на 3,7V.

С помощью коротких нажатий «СТАРТ» выбираются параметры заряда. Для Li-ion - значение 3,6 V, для Li-pol - 3,7 V.

Нужно выбрать для параметра значение «AUTO», так как в нашем случае заряд не начнётся из-за низкого заряда батареи.

Ток заряда нужно устанавливать на уровне десяти процентов от ёмкости аккумулятора (в нашем случае 150 mA). Значение устанавливается кнопками «+» и «-».

При достижении заряда в батарее 4.2 V устройство будет переведено в режим стабилизации напряжения, а по завершении процесса раздастся звуковой сигнал, а на дисплее будет сообщение «FULL».

И напоследок видео о том, как не нужно восстанавливать батареи

Замечания по технике безопасности

Перед тем как восстановить литий-ионный аккумулятор вы должны вспомнить о нижеприведённых правилах:

  • Нельзя оставлять проблемный ЛИА при проведении ремонта без присмотра. Спонтанное возгорание - это не угроза, а реальный факт.
  • Необходимо периодически контролировать температуру аккумулятора телефона выносной термопарой, можно электронным термометром или хотя бы рукой. Если поверхность показалась горячей, а не тёплой, нужно немедленно прекратить ремонт.
  • Не используйте высокие токи для зарядки. Возможный допустимый максимум - это 50 мАч. Рассчитывается такой параметр путём деления напряжения питания БП на ёмкость резистора. Например, при 12 В и 500 Ом - это будет 24 мАч.
  • Вместо резистора допустимо использование стандартного 80-мм вентилятора для компьютера.

Помните, что приведённые способы не дают стопроцентного результата, а ответственность в любом случае лежит на вас самих. Особенно это касается гуманитариев.

Не переоценивайте свои знания и возможности. Лучше лишний раз посоветуйтесь со знающими людьми.

А своим опытом делитесь с друзьями и пишите в комментариях.

Портативная техника правит бал в нашем динамичном мире. Она незаменима, когда нужно постоянно быть в курсе событий или оперативно управлять бизнесом, да и просто помогает скоротать время в очереди, пробке, общественном транспорте. И даже дома мы часто слушаем музыку с помощью МР3-плеера и просматриваем новости или прогноз погоды на легком мобильном гаджете, ведь с ним так удобно устроиться на диване. Все это было бы невозможно без автономных источников питания, которые, пусть и ненадолго, избавляют от необходимости находиться вблизи розетки.

Наиболее распространены в современной электронике литий-ионные аккумуляторные батареи. Они вполне надежны и безопасны, имеют хорошее соотношение габаритов, емкости и цены. Однако есть множество факторов, способных значительно сократить срок их службы и даже привести к необратимым повреждениям.

Краткая история

Первый серийный литий-ионный аккумулятор выпустила корпорация Sony в 1991 г. На тот момент уже существовали батареи с положительным электродом из лития, но их широкому распространению мешала чрезмерная химическая активность данного материала. Нередки были случаи их возгораний и взрывов вследствие внутренних коротких замыканий. Инженеры Sony заменили металлический литий его ионной формой (кобальтатом лития, LiCoO2) и снабдили каждый аккумулятор электронной схемой управления и защиты BMS (Battery Management System), которая контролировала режимы заряда/разряда и обеспечивала безопасность эксплуатации. Несмотря на постоянные поиски альтернативных материалов, именно литий-кобальтовые батареи до сих пор применяются в мобильных телефонах, ноутбуках, фото- и видеокамерах и прочих портативных устройствах.

Принцип работы литий-ионного аккумулятора

При подаче на электроды зарядного напряжения ионы лития мигрируют из литийсодержащего катода в угольный анод, окисляя его, а при подключении нагрузки – в обратном направлении.

При разряде восстановление отрицательного электрода происходит не полностью, продукты окисления накапливаются, и аккумулятор постепенно теряет емкость. Ее 30%-ная потеря считается концом жизненного цикла батареи, продолжительность которого составляет от 2 до 5 лет (или 500–1000 циклов, в зависимости от условий эксплуатации).

Литий-ионные батареи не требуют какого-то особенного ухода. Основные правила их эксплуатации можно найти в инструкции к телефону/ноутбуку/камере, а все остальное берут на себя схема BMS и контроллер заряда в питаемом устройстве. Тем не менее при покупке часто можно услышать от продавца или приятеля-«гуру» следующие утверждения:

  1. «…первая зарядка - 12–15 часов…» или, как вариант, «…просто оставляете устройство подключенным всю ночь…»;
  2. «…нужно сделать 3–5 полных цикла, чтобы аккумулятор набрал емкость…»;
  3. «…батарею желательно заряжать и разряжать полностью…»;
  4. «… ну и что, что аккумулятору уже год, он же не использовался; срок его службы зависит исключительно от количества циклов «заряд–разряд»…».

Давайте посмотрим, насколько вышесказанное соответствует действительности.

Первое утверждение попросту лишено смысла – управляющая электроника не позволит зарядить батарею больше положенного.

Совет №2 тоже несостоятелен. Литий-ионные аккумуляторы после первой же зарядки работают с полной отдачей, а разряжаются поначалу быстрее просто потому, что владелец устройства настраивает и изучает его, демонстрирует друзьям и знакомым и т. п. Через неделю-две гаджет входит в нормальный режим, что, естественно, положительно сказывается на автономности. Но одна полная зарядка перед началом использования все-таки желательна. Это нужно не для аккумулятора, а для того, чтобы аппарат мог определить ее реальную емкость и в дальнейшем правильно отображать остаток заряда.

У рекомендации №3 «ноги растут» еще из правил эксплуатации никель-кадмиевых батарей, которые нужно было предварительно полностью разряжать, иначе необратимо терялась часть емкости. Их литий-ионные собратья не имеют подобного «эффекта памяти», мало того – им противопоказан глубокий разряд. При частом применении это неактуально, так как система BMS не дает аккумулятору разрядиться до конца, но если он будет пребывать в разряженном состоянии месяц и более, остатки заряда «утекут», схема защиты заблокирует процесс зарядки и отключится, после чего зарядка будет уже невозможна. Избыточный заряд тоже вреден, но в большинстве устройств это уже учтено, и они заряжают батарею не до 100%.

Встречается также совет типа «заряжайте как хотите, но хотя бы раз в неделю (месяц) проведите цикл полностью». Такая схема работы оптимальна для никель-металлгидридных аккумуляторов – они тоже обладают эффектом памяти, но намного меньшим, чем Ni-Cd, и восстанавливают емкость после 1–2 полных циклов. Для литий-ионных батарей это справедливо лишь частично, так, например, рекомендуется сделать после длительного хранения.

Из утверждения номер 4 следует логичный, казалось бы, вывод: раз время жизни батареи измеряется количеством циклов, значит, лучше использовать по максимуму. Это ошибка. Полные заряд и разряд быстрее изнашивают ее, а неполные циклы, напротив, продлевают жизнь (см. таблицу 1).

К тому же литий-ионные аккумуляторы теряют емкость даже без использования. Уже после года «на полке» их ресурс уменьшается на 5–10%, после 2 лет – на 20–30%. Поэтому, приобретая новое портативное устройство, обращайте внимание на дату выпуска источника питания. Очевидно также, что покупка батареи «впрок», даже если ее трудно найти в продаже, бесполезна.

Холодно-жарко

Очень важно соблюдать температурный режим работы литий-ионных батарей. На морозе ниже -20 °С они просто перестают отдавать ток, а при жаре выше +45 °С хотя и функционируют, но такие климатические условия активизируют процесс старения, значительно сокращая срок жизни аккумулятора. А вот заряжать его можно только при положительных (по Цельсию) температурах, иначе велик риск выхода устройства из строя. Вообще, оптимальная рабочая температура литий-ионных АКБ составляет +20 °С.

Разновидности литий-ионных аккумуляторов

Литий-ионные батареи постоянно совершенствуются, производители активно экспериментируют с материалами электродов и электролита. В 1994 г. появились аккумуляторы с литий-марганцевыми, а в 1996 – с литий-железо-фосфатными катодами. Они гораздо стабильнее и легко переносят большой разрядный ток, поэтому нашли применение в электроинструментах и электромобилях. С 2003 г. выпускаются батареи, использующие сложный состав катода (LiNiMnCoO2) и обладающие наилучшим сочетанием характеристик среди всех перечисленных. Но по удельной емкости и цене литий-кобальтовые экземпляры пока никому превзойти не удалось, а преимущества новых типов не востребованы в мобильных телефонах и ноутбуках, потребляющих относительно небольшой ток.

Как сохранить неиспользуемую батарею

Если вы временно отложили старый телефон, но хотите сберечь его в рабочем состоянии, – знайте, что лучше всего литий-ионные аккумуляторы хранятся при температуре около +5 °С. Чем она выше и чем ближе степень заряда к 100%, тем быстрее стареет батарея и теряет емкость (см. таблицу 2). Лучше всего зарядить ее до 40–50%, извлечь из аппарата, упаковать в герметичный полиэтиленовый пакет, положить в холодильник (но не в морозильную камеру!) и периодически подзаряжать.

Из всего вышесказанного можно вывести набор простых правил, соблюдение которых поможет продлить срок службы вашего мобильного источника энергии.

При покупке

  • обращайте внимание на дату выпуска батареи (если ей больше полугода – возможно, стоит поискать другой вариант);
  • один раз полностью зарядите аккумулятор перед первым включением устройства.

При использовании

  • по возможности избегайте полных заряда и разряда;
  • не оставляйте батарею надолго целиком разряженной;
  • не заряжайте при отрицательных температурах.

При хранении

  • держите отдельно от телефона в прохладном месте с начальным уровнем заряда 40–50%;
  • подзаряжайте раз в 2–3 месяца (после прогрева до комнатной температуры).