Приведите примеры актуальной но недостоверной информации. Свойства информации. Изменение уклада жизни людей

В повседневной жизни от свойств информации зависит экономическое развитие общества, жизнь и здоровье людей. В любой ситуации приходится анализировать свойства информации, чтобы оценить, насколько она понятна, актуальна и полезна для окружающих, насколько достоверны содержащиеся в ней сведения.

Значимость тех или иных свойств информации определяется конкретной ситуацией. В одних ситуациях важна актуальность и достоверность информации.

Пример:

Информационная телевизионная программа должна содержать только актуальную и достоверную информацию о событиях дня.

В других ситуациях важную роль играют такие свойства, как доступность и понятность.

Пример:

Для детей младшего школьного возраста интерпретация библейской легенды должна иметь такую форму, где текст составлен из простых предложений бытового лексикона, а каждый абзац иллюстрирован.

Для церковнослужителей текст должен быть такой, как в Библии, а для взрослых людей, начинающих познавать религию, текст желательно адаптировать к современному языку.

Эффективность использования информации связана с такими её свойствами, как актуальность, доступность (понятность), достоверность, репрезентативность, адекватность и полнота.

Рассмотрим эти свойства более подробно.

Актуальность информации определяется тем, насколько важны для человека или общества данные сведения, могут ли они быть использованы в конкретной ситуации для решения проблемы.

Таким образом, своевременность информации предполагает её поступление не позже заранее назначенного момента времени, согласованного со временем решения поставленной задачи.

Только актуальная, вовремя полученная информация может принести пользу людям. Недаром прогноз погоды сообщают накануне, а не в тот же день.

В соответствии с этим же правилом учёные стараются найти более надёжные способы предупреждения о землетрясениях, ураганах и других стихийных бедствиях.

Доступность информации обеспечивается за счёт её преобразования в понятную форму. При этом одну и ту же информацию можно представить в разной форме в зависимости от её получателя.

Информация становится понятной, если она выражена в той форме и тем языком, который воспринимает тот, кому она предназначена.

Пример:

Учебник по физике 10-го класса совершенно непонятен восьмикласснику, так как в нем содержатся незнакомые термины и формулы, а учебник по физике 8-го класса содержит доступную информацию для восьмиклассника, но десятиклассник в нем не найдет ничего нового.

В книжном магазине вы найдете отдел детской литературы, где на каждой книге будет указан возраст ребёнка, на который она ориентирована. Это означает, что информация в этих книгах представлена так, чтобы быть доступной и понятной читателю данного возраста.

Широко внедряемая сейчас в библиотеках информационно-поисковая система библиотечного каталога спроектирована так, чтобы предоставить читателю информацию о наличии книг по запрошенной тематике в доступной и удобной для восприятия форме.

Достоверность информации определяется её свойством отражать состояние реально существующего объекта, процесса или явления. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию ситуации и, как следствие, к принятию неправильного решения.

Полнота (достаточность) информации означает, что она содержит минимальный, но достаточный для принятия правильного решения набор данных. О полноте информации можно говорить, когда какая-либо дополнительная информация об объекте будет уже избыточна.

Понятие полноты информации связано с её смысловым содержанием.

Как неполная, так и избыточная информация снижает эффективность решений, принимаемых человеком на её основе.

Таким образом, информация должна быть актуальной, доступной, достоверной и полной.

Рассмотрим несколько ситуаций, где чрезвычайно важно иметь полную и достоверную информацию.

Иногда бывает, что при разговоре по телефону шум мешает услышать собеседника. Из-за этого информация не всегда воспринимается точно и слова собеседника могут быть неправильно поняты и истолкованы.

Предположим, вы отправляете телеграмму с информацией о дате приезда гостя, которого надо встретить на вокзале. Если при передаче телеграммы будет допущена ошибка в дате приезда, это приведет к неприятным последствиям.

Если человек сел за руль автомобиля, не зная, как им управлять, то вряд ли он далеко уедет. В этом случае можно сказать, что этот человек имеет неполную информацию для управления автомобилем.

Адекватность информации - это соответствие образа, создаваемого с помощью полученной информации (информационной модели), реальному объекту, процессу или явлению. В реальной жизни вряд ли возможна ситуация, когда существует полная адекватность информации. Всегда присутствует большая или меньшая степень неопределённости. Степень адекватности информации реальному состоянию объекта тоже влияет на правильность решений, принятых человеком.

Пример:

Вы успешно закончили школу и хотите продолжить образование по экономическому направлению. Поговорив с друзьями, вы узнаете, что подобную подготовку можно получить в разных вузах. В результате таких бесед вы получаете весьма разноречивые сведения, которые не позволяют вам принять решение в пользу того или иного варианта, то есть полученная информация не адекватна реальному состоянию дел. Для того чтобы получить более достоверные сведения, вы покупаете «Справочник для поступающих в вузы», из которого получаете исчерпывающую информацию. В этом случае можно говорить, что информация, полученная вами из справочника, адекватно отражает направления обучения в вузах и помогает вам определиться с окончательным выбором.

Репрезентативность информации связана с правильностью её отбора и формирования для адекватного отражения свойств объекта. Непременным условием определения свойства репрезентативности информации является поступление похожей информации из разных источников. Понятно, что полного совпадения по всем источникам информации никогда не будет. Однако если все сделано правильно, то полученная информация будет отражать самые важные характеристики объекта.

Пример:

Перед социальной службой города поставлена проблема: выяснить, сколько денежных средств еженедельно каждая семья в среднем тратит на питание. Невозможно представить, что для этого социальные работники будут опрашивать всех жителей города. Значит, необходимо выбрать наиболее типичную группу людей, которая и будет опрошена. В результате опроса будет сформирован массив информации, называемый выборкой. Необходимо также определить методику опроса, методы обработки собранных данных, их оценки и анализа результатов. Если полученные результаты отражают ситуацию, характерную для большинства жителей города, то говорят о репрезентативности информации, полученной в результате опроса отобранной группы людей. Заключения об адекватности и репрезентативности информации могут быть сделаны на основании специальных методов, которыми занимаются такие науки, как статистика и математическая статистика.

В любой ситуации, даже очень обыденной и простой, вам нужна актуальная, достоверная, полная и понятная информация.

Рассмотрим несколько примеров, где выделены наиболее важные свойства для конкретной ситуации.

Пример:

Утром, когда вы собираетесь в школу, вы обязательно смотрите на часы: вам нужна только достоверная информация. Скорее всего, вы выглянете в окно или посмотрите на термометр, чтобы решить, что следует надеть. Здесь важна актуальность информации. Затем вы идете в школу и находите кабинет, в котором проходит урок согласно расписанию. Вам нужна полная и достоверная информация, иначе невозможно найти нужный кабинет.

Вам необходимо воспользоваться географической картой для определения маршрута поездки, знакомства с новой страной, изучения исторических событий. Карта всегда служила человеку источником информации о земной поверхности. Она также является важным инструментом для исследования в различных областях. Такие задачи, как соотнесение с реальной местностью и координирование строительных работ, решаются с помощью карт. Поэтому здесь жизненно важна адекватность информации, содержащейся в картах, реальной местности.

Сейчас создаются геоинформационные системы - живые карты на компьютере. В них обрабатывается и анализируется информация, поступающая со спутников. Такие системы позволяют решать нетрадиционные задачи:

Прогнозировать объем продаж и потенциал рынка, так как могут отображать демографические данные и информацию о расположении магазинов, ассортименте товара;

Анализировать последствия экологических аварий и выбирать оптимальные решения для их ликвидации;

Строить модели гидрографической сети и определять участки затоплений;

Строить модели рельефов поверхности Земли.

Все карты «описаны» специальным языком, который понятен лишь специалисту. Это означает, что данная информация доступна не всем. Каждый символ для специалиста несет большой объем достоверной, объективной и понятной информации, которая недоступна тем, кто не знает используемого языка.

В современных «космических технологиях» решающую роль играет информация, полученная с помощью различных приборов. Например, расположение станции относительно Солнца важно для работы солнечных батарей. Малейшая неточность - и космический корабль лишится энергии. Такая информация должна быть актуальной, достоверной и полной.

Все эти процессы, связанные с определенными операциями над информацией, называются информационными процессами.

а) создаётся; Написание нового текста для песни. Сочинение стиха.

б) обрабатывается; Преобразование информации из одного вида в другой.

в) запоминается; Ученик учит стих.

г) делится на части; Книга делится на части, а части делятся на главы.

д) копируется; Списывание домашнего задания.

Е) воспринимается;

ж) измеряется; Информацию можно измерить страницами, символами, битами, килобайтами и так далее.

и) передаётся; Публикация информации в Интернете. Передавать информацию, разговаривая по телефону.

к) разрушается; Удаление несохраненной информации.

л) ищется; Искать в словаре перевод иностранного слова, в телефонном справочнике - номер телефона, в железнодорожном расписании - время отправления поезда, в учебнике математики - нужную формулу, на схеме метро - маршрут движения, в библиотечном каталоге - сведения о нужной книге.

м) упрощается; Основная информация, без подробностей.

12. Приведите примеры обработки информации человеком. Что является результатами этой обработки?

Средства обработки информации - это всевозможные устройства и системы, созданные человечеством, и в первую очередь, компьютер - универсальная машина для обработки информации. Компьютеры обрабатывают информацию путем выполнения некоторых алгоритмов.

13. Приведите примеры информации:

А) достоверной и недостоверной;

Б) полной и неполной;

В) ценной и малоценной;

Г) своевременной и несвоевременной;

Д) понятной и непонятной;

Е) доступной и недоступной для усвоения;

Ж) краткой и пространной.

а) достоверной и недостоверной; Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений.

Достоверная информация со временем может стать недостоверной, так как она обладает свойством устаревать, то есть перестаёт отражать истинное положение дел.

Примеры: Достоверная: 2х2=4. Недостоверная: 2х2=5

б) полной и неполной; Информация полна, если её достаточно для понимания и принятия решений. Как неполная, так и избыточная информация сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки.

Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т.п.

Примеры: Неполная: Я вышла на улицу. Полная: Я вышла на площадку перед домом в шесть часов вечера.

в) ценной и малоценной; Ценность информации зависит от того, насколько она важна для решения задачи, а также от того, насколько в дальнейшем она найдёт применение в каких-либо видах деятельности человека.

Примеры: Ценной: 21.12 - День зимнего солнцестояния! Это самый короткий день в году, после которого солнца будет все больше. Малоценной: 42 миллиона посетителей зашло в VK за сутки.

г) своевременной и несвоевременной; Только своевременно полученная информация может принести ожидаемую пользу. Одинаково нежелательны как преждевременная подача информации (когда она ещё не может быть усвоена), так и её задержка.

Если ценная и своевременная информация выражена непонятным образом, она может стать бесполезной.

Примеры: Своевременной: Начинается дождь. Несвоевременной: Вчера была распродажа в Икее.

д) понятной и непонятной; Информация становится понятной, если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация.

Примеры: Понятная: Я люблю КНИТУ. Непонятная: Gustung-gusto ko ang aking unibersidad, at gusto kong pag-aralan doon

е) доступной и недоступной для усвоения; Информация должна преподноситься в доступной (по уровню восприятия) форме. Поэтому одни и те же вопросы по разному излагаются в школьных учебниках и научных изданиях.

ж) краткой и пространной. Информацию по одному и тому же вопросу можно изложить кратко (сжато, без несущественных деталей) или пространно (подробно, многословно). Краткость информации необходима в справочниках, энциклопедиях, учебниках, всевозможных инструкциях.

Примеры: Краткой: Морфо аматонте – бабочка. Пространственной: Морфо аматонте (лат. Morpho amathonte) – бабочка из семейства Nymphalidae, относится к подсемейству Морфид. Отдельные авторы рассматривают её как подвид Morpho menelaus.

Свойства информации - это не что иное, как признаки информации - ее качественные характеристики. Эти свойства тесно взаимосвязаны:
объективность - субъективность,
достоверность - недостоверность,
полнота - неполнота,
актуальность - неактуальность,
ценность - бесполезность,
понятность - непонятность.

Объективность информации
Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо , суждения.
Пример. Сообщение «На улице тепло» несет субъективную информацию, а сообщение «На улице 22 градуса по Цельсию» - объективную информацию (если термометр исправен). Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Но, отражаясь в конкретного человека, информация перестает быть объективной и становится субъективной, так как преобразовывается в зависимости от мнения, суждения, опыта, знания конкретного субъекта.

Достоверность информации
Информация достоверна, если она отражает истинное положения дел. Пример. В процессе разговора по телефону услышать собеседника мешает шум, из-за чего невозможно точно воспринять информацию, в этом случае информация будет недостоверна. Объективная информация всегда достоверна; но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Достоверная информация помогает принять нам правильное решение. Недостоверной информация может быть по следующим причинам:
- преднамеренное искажение (дезинформация);
- искажение в результате воздействия помех («испорченный телефон»);
- непреднамеренное искажение (слухи, байки, рыбацкие истории).

Полнота информации
Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания ситуации и . Например, мечта историка - иметь полную информацию о минувших эпохах. Но историческая информация никогда не бывает полной, и полнота информации уменьшается по мере удаленности от нас исторической эпохи. Даже события, происходившие на наших глазах, и полностью документируются, многое забывается, и воспоминания подвергаются искажению. Неполная информация может принести к ошибочному выводу или решению.

Актуальность (своевременность) информации
Актуальность (своевременность) информации - это важное, существенность для настоящего времени.
Пример. Сообщение «Сейчас на улице идет дождь» актуально для человека, который собирается идти на улицу, и неактуально для человека, который собирается остаться дома. Только вовремя полученная информация может принести необходимую пользу, например предупреждения о землетрясениях, ураганах, других стихийных бедствиях. Неактуальной информация может быть по двум причинам: она может быть устаревшей (прошлогодняя газета) либо незначимой, ненужной (например, сообщение о том, что в Италии снижены цены на 5%).

Полезность или бесполезность информации
Так как границы между этими понятиями нет, то следует говорить о степени полезности применительно к нуждам конкретных людей. Полезность информации оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью.

Пример. Сообщение «Завтра будет контрольная по математике» полезно ученику - он может подготовиться, и бесполезна ему, если у него температура и он не пойдет в школу.

Самая ценная для нас информация - достаточно полезная, полная, объективная, достоверная. При этом примем во внимание, что небольшой процент бесполезной информации даже помогает, позволяя отдохнуть на неинформативных участках текста. А самая полная, самая достоверная информация не может быть новой.

Понятность информации
Информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя.

Пример. Нотная запись для учащегося музыкальной школы несет понятную информацию. А вот для ученика, незнакомого с нотной грамотой, эта информация будет просто непонятна.

Свойства информации

Предметное содержание информации позволяет уяснить ее основные свойства:

Объективность информации - Информация – это отображение окружающего мира, а он существует независимо от нашего сознания, знаний и мыслей о нем.

ПРИМЕРЫ:

1) Фома неверующий

2) Игра «Глухой телефон»

Информация достоверна , если она отражает истинное положение дел. Недостоверная информация может привести к неправильному пониманию или принятию неправильных решений.

ПРИМЕРЫ:

1) Пропущено занятие, подруга говорит, что ничего не задано.

2) Скачали информацию в Интернете

Информация полна , если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполнота информации сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки.

ПРИМЕРЫ:

1) Пропущено занятие, подруга говорит, что задан только параграф и забывает про задачи.

2) На улице 20 0 С (не понятно + или -)

Актуальность (своевременность) важность, необходимость для данного времени. Актуальную информацию важно иметь при работе в изменившихся условиях.

ПРИМЕРЫ:

1) Предупреждение накануне о контрольной работе

2) Прогноз погоды на завтра актуальнее прогноза на вчера

Полезность (ценность) зависит от потребностей конкретных людей и от тех задач, которые можно решать с помощью полученной информации.

ПРИМЕРЫ:

1) В расписании уроков указаны занятия для всех классов, для вас ценна информация лишь о ваших уроках

2) Просмотрен документальный фильм про Петра 1. На уроке информатике он ценности не имеет, но на уроке истории - имеет.

Понятность . Если ценная и актуальная информация выражена непонятными словами, она может стать бесполезной. Информация становится понятной , если она выражена языком, на котором говорят те, кому предназначена эта информация.

ПРИМЕРЫ:

1) Дошкольник спрашивает у старшеклассника: "Как светит лампочка?". В ответ слышит: "Существует две теории света – волновая и корпускулярная. Согласно первой …".

2) Объяснять материал на китайском языке.

В следующих примерах определите свойства встречающейся информации:

q На следующий день учительница вывесила правильные решения всех задач…

q Идет контрольная работа по математике. Вы попросили у соседа решение задачи. Шпаргалка содержала полное и правильное решение, но... на японском языке.

q Один персидский царь, собираясь завоевать соседнее государство, обратился к оракулу с вопросом: “Что произойдет, если я со своим войском переправлюсь через пограничную реку?” Оракул ответил: “Государь, ты разрушишь великое царство”. Удовлетворившись таким предсказанием, завоеватель переправился со своим войском через реку и был разгромлен войском противной стороны. В гневе он обратился к оракулу, обвиняя того в обмане. На что оракул ответил: “Государь, а разве твое царство было не велико?”

Приведите примеры:

ь достоверной, но неактуальной информации;

ь актуальной, но недостоверной информации;

ь полной, достоверной, но бесполезной информации;

ь актуальной, но непонятной информации.

Каждый день мы узнаем массу информации разными способами: видим, слышим, ощущаем на вкус и запах, трогаем, читаем, общаемся, думаем, осмысливаем. Информация есть повсюду! Казалось бы, все просто, информация – это сведения, которые мы получаем из окружающего мира. Но если взглянуть на понятие информации шире, можно узнать много разных нюансов этого вопроса, о которых Вы могли раньше не знать. Поэтому давайте рассмотрим понятие информации, свойства информации и ее виды в науке более подробно.

Определение информации

Информация – достаточно объемное понятие, которое можно определить по-разному. Если рассматривать информацию широко, то она будет иметь абстрактный смысл со множеством значений, а конкретику можно будет определить только в контексте.

В более узком смысле информация – это сведения (данные, сообщения), представленные в разных формах, которые воспринимает человек или специальное устройство.

Есть и такое определение информации: это сведения и данные, которые осведомляют людей о состоянии и положении дел (ярчайший пример – СМИ: радио, печать, телевидение, кино, Интернет).

Также информацию можно определить как совокупность данных, которые хранятся на материальном носителе и распространяются в пространстве и времени.

Если подходить к понятию информации с чисто научной точки зрения, то произведения искусства не будут считаться чистой информацией. Также, в зависимости от конкретной области науки, можно дать различные определения информации. Например, в философии информацией считается познание, отражение и взаимодействие, в биологии информация связана с поведением живых организмов.

Особенности информации

С определением информации мы разобрались, теперь переходим к основным свойствам информации. Их можно выделить много, мы же рассмотрим несколько наиболее значимых. На информацию влияют свойства исходных данных (содержание информации) и свойства методов, которые фиксируют информацию. Начнем по порядку.

Объективность

В свойства информации на первое место нужно поставить объективность. Объективность информации заключается в ее независимости от субъективного человеческого мнения, то есть, объективная информация для всех одинакова.

Например, выражение: «Эти брюки дорого стоят» не может быть признано информацией в узком научном понимании, потому что в нем отражается субъективное мнение. Для одного они дорогие, для другого – вполне по карману, а третий их вообще считает дешевыми. А вот выражение «Эти брюки стоят три тысячи рублей» является объективной информацией, так как воспринимается всеми одинаково. И тому, для кого брюки будут дороги, и тому, кто может себе их позволить, и тому, кто считает брюки совсем недорогими – всем им предоставлены одинаковые данные: брюки стоят три тысячи.

Достоверность

В свойства информации также входит ее достоверность. По-другому достоверность можно определить как правдивость и истинность. Объективная информация всегда будет достоверной, но достоверная не всегда будет объективной, она может носить и субъективный характер.

Например: «Этот фильм очень хороший!» - это субъективная информация, ведь одному может понравиться этот фильм, а другому – нет (в этом примере рассматриваем информацию в широком смысле, поэтому признаем ее возможность быть субъективной). Если человек, говоривший эту фразу, действительно думал так, как говорил, то это выражение считается достоверной информацией, то есть, правдивой. Получается, что наш пример является субъективной и достоверной информацией.

Недостоверной информация становится в том случае, когда ее смысл искажен по разным причинам: преднамеренно или непреднамеренно, из-за недостаточной точности, вследствие воздействия различных помех.

Точность и полнота

Какие свойства информации еще можно выделить? Несомненно, это точность и полнота информации. Точность – это степень близости информации к реальному состоянию вещей, явлений, процессов, объектов. Чем точнее информация, тем она лучше. Также с понятием точности информации связано понятие о ее полноте. Информация считается полной, если ее количества достаточно для правильного осмысливания и понимания, для верного принятия решений. Неполная информация способна привести к ошибочному пониманию и к неправильным выводам.

Допустим, парень идет по улице со своей родной сестрой и встречает по пути свою девушку, с которой строит отношения. Все останавливаются и начинают разговаривать. Если парень представит незнакомку своей девушке неточно и неполно, например: «Знакомься, это Ира», то она может подумать, что он ей изменяет с Ирой, встречается с ней за ее спиной, начнет ревновать и требовать объяснений. Если он скажет: «Знакомься, это Ира, моя родная сестра, приехала погостить на пару дней», то девушка точно будет знать, что Ирина не опасна для их отношений и является просто близкой родственницей парня. Таким образом, она получит точную и полную информацию о новой знакомой и сделает правильные выводы.

Актуальность

К свойствам информации нужно отнести и ее актуальность – важность, значимость, насущность в настоящий момент. Актуальность информации особо важна для новостных СМИ, так как новость всегда должна быть свежей, иметь непосредственное отношение к настоящему.

Приведем пример неактуальной информации. Выражение «В прошлом году я чистил снег около дома» уже неактуально этой зимой, так как выпал новый снег и нужно убирать уже его, снег в прошлом году уже никого не интересует.

Ценность

К основным свойствам информации относится ее ценность. Ценность информации – это ее полезность. Она определяется в соответствии с нуждами конкретных людей, с тем, насколько хорошо информация удовлетворяет потребности отдельного человека. Например, у мужчины заболел желудок, и он ищет в Интернете информацию о том, почему болит желудок. Если он найдет хорошо написанную статью с объяснением причин, по которым болит желудок, то такая информация будет для него ценной. Если же он найдет статью, где, допустим, будет объясняться, почему болит печень, то такая информация будет для него бесполезной, так как она не интересует его и не нужна в данный момент.

Мы рассмотрели основные, наиболее общие свойства информации. Но информация может иметь и ряд дополнительных свойств. Кратко перечислим их:

  • Атрибутивные – непрерывность (возможность постоянно накапливать данные) и дискретность (деление на отдельные части и знаки).
  • Динамические – копирование информации, передача к потребителю от источника, перевод на разные языки, перенесение на другие носители информации, старение информации.
  • Практические – плотность и объем информации.

Виды информации

Информация может быть представлена в разных видах, формах, способах хранения и кодирования.

  • По способу восприятия информация может быть визуальной (я вижу), аудиальной (я слышу), тактильной (я трогаю, ощущаю на ощупь), обонятельной (я чувствую запах), вкусовой (я ощущаю вкус).
  • По форме представления: текстовая (в виде текста), графическая (в виде рисунка, схемы, фото и т.д.), музыкальная (в форме музыки, звука), числовая (в виде чисел), видео (в форме видеофайла), комбинированная (сочетает в себе разные формы представления, например, музыкальный клип – формы видео и аудио) и т.д.
  • По специальности: научная, техническая, производственная и т.д. информация.
  • По значению для общества: массовая, ориентированная на отдельного человека, экономическая, политическая, эстетическая и т.д.

В этой статье мы рассмотрели виды и свойства информации, а также некоторые определения информации. Здесь был представлен краткий анализ понятия об информации в конкретных аспектах. Если Вы хотите узнать об информации больше, то Вам следует обратиться к отдельным наукам, изучающим ее, например, к информатике.