Какой стороной закручивать гайку на болгарке. Как открутить сломанный отрезной круг на болгарке? Как сделать так, чтобы не закусывало гайку с диском на болгарке

Разнообразные механизмы облегчают нам работу, как на производстве, так и в бытовых условиях. Но иногда они преподносят неожиданные и не слишком приятные «сюрпризы». Ведь невозможно предусмотреть все ситуации, в которых придется пользоваться инструментами.
Это касается и болгарки (УШМ – угловой шлифовальной машинки), когда на ней так сильно зажимает отрезной диск, что ни стандартным ключом, ни другими инструментами или способами открутить зажимную гайку не удается. При этом возникает опасность поломки кнопки быстрого зажима диска и даже корпуса инструмента, выполненного обычно из алюминиевого сплава. Дело осложняется еще и тем, что поверхность, к которой прижимается рабочий диск, часто круглая и ее невозможно застопорить.

Почему происходит затягивание гайки-фиксатора?

Болгарка в зависимости от марки и диаметра рабочего диска развивает от 6 000 до 12 000 оборотов в минуту. Когда вращающийся диск резко касается обрабатываемой поверхности, происходят следующие быстропротекающие процессы.
Отрезной диск, врезаясь в материал, испытывает большое сопротивление и несколько затормаживается, но ротор электродвигателя еще несколько мгновений вращается по инерции с прежней скоростью и буквально вкручивает резьбу шпинделя в гайку-фиксатор, впрессовывая ее в отрезной круг. Открутить теперь ее будет нелегко, тем более родным ключом.


Существуют различные способы избавления от этого дефекта. Не все они проходят бесследно для инструмента. Здесь мы рассмотрим один из них, который можно назвать авто термическим.

Как устранить зажим диска на болгарке

Для реализации данного способа понадобится какой-либо массивный деревянный материал: кусок толстой доски, отрезок бруса или просто пень.


Затем берем болгарку с намертво зажатым диском, включаем инструмент и с достаточным усилием прижимаем фиксирующую гайку к поверхности пня, чтобы она непрерывно терлась о деревянную поверхность.


Процесс необходимо продолжать две-три минуты. Этого времени вполне достаточно, чтобы зажимная гайка не просто нагрелась, а раскалилась. Если нагрев не остановить вовремя, то возникает опасность повреждения подшипника шпинделя из-за перегрева.


Степень достаточности термического воздействия на фиксирующую гайку можно проверить с помощью пипетки с водой: капли из нее моментально испаряются, едва достигнув ее поверхности.


Далее поступаем стандартным образом. Нажимаем на кнопку быстрой замены диска и стандартным ключом откручиваем гайку без каких-либо усилий. В этом случае нам помогает известное свойство металла, расширяться при нагревании.


Гайка откручивается абсолютно без лишних усилий.

Для снижения вероятности зажима рабочего диска на болгарке следует плавно нагружать инструмент, чтобы исключить торможение диска при соприкосновении с обрабатываемым материалом.
Диск следует устанавливать на шпиндель рисунком (маркировкой) наружу (в сторону зажимной гайки), так как именно с этой стороны на диске имеется широкая металлическая шайба. Если произойдет заклинивание или поломка диска, то с подвижным зажимом будет легче справиться, поскольку он будет скользить по металлической шайбе, а не по шероховатой поверхности диска.
Помогает подкладывание под гайку шайбы из картона или другого не слишком твердого материала. Но такой способ не оговаривается заводом-изготовителем инструмента, поскольку при этом может нарушиться балансировка и не гарантируется надежность крепления диска на шпинделе.
Нагреть гайку-фиксатор можно с помощью паяльной лампы или газовой горелки. Источник тепла в этом случае не имеет значения. Главное – не переусердствовать с нагревом, чтобы не повредить подшипник шпинделя.

Сразу скажу, не торопитесь с выбором методов и средств для откручивания! Попробуйте следующее.

Если диск обломило в резе во время работы от закусывания, то почти всегда гайку затягивает намертво. Поставив на стопор (нажатие кнопки со стороны редуктора противоположной диску) попытайтесь открутить штатным ключом с умеренным усилием, если гайка не пошла, то и не нужно колотить по ней молотком. Вообще "ударные методы работы" лучше не применять при откручивании гайки болгарки. Элементы редуктора болгарки ну ни как не для зубила и молотка. Можно сорвать стопор, сломать штатный ключ, угробить подшипники на шестернях, загнуть вал, или даже расколоть или сделать трещину в дюралевом корпусе редуктора - все эти прелести отнюдь не поднимают настроение. Да усилие на которое рассчитан штатный ключ, соотносится производителем с мощностью фиксатора, вот поэтому вооружившись газовым ключем №3 (к примеру) мы имеем еще одну проблему - сломанный фиксатор.

Общеизвестно что винтовые соединения ослабляют свою затяжку при нагревании, и гайка-фланец на балгарке тому не исключение. Можно нагреть гайку обычной газовой горелкой -

и пытаться откручивать тем же штатным ключом.

Если нет горелки под рукой, нагреть гайку можно и двигателем самой болгарки. Делается это как с частично обломанным диском, так и когда остатки диска наравне с гайками и только его центральная часть зажата между гайками. Зажимаем в тисы брусок из плотного дерева (чтобы не "ползал") Включаем болгарку и ребро подвижной гайки опираем на брусок. Умеренно прижимаем гайку к бруску. Логично гайка начнет нагреваться от трения. Не исключен и дым, но вы сможете её нагреть не используя какие либо нагревательные устройства, и открутить.

Помогает метод просто прижать болгарку к полу, диском вверх. Сточить остатки диска до ребер гаек, приложив металл плашмя, а после этого ребром жести толщиной меньше диска выточить его остатки из под гаек.

Есть еще более гуманный способ, это взять велосипедную спицу заточить ее, загнуть крючком, второй конец завернуть ручкой (что бы руке было удобно) и просто сидеть и выколупывать остатки диска. Это тоже дает результаты. Колупать придется не долго - ширина прижимной части гайки примерно 7-10 мм. от наружного края.

P.S. Напоследок хотел бы посоветовать свой пример. Вырезал из старой капроновой канистры шайбу (можно их сразу несколько сделать) по размеру зажимной гайки, толщиной в 1-1,5 миллиметра. На две капли клея приклеил ее к рабочей поверхности гайки (что бы не терялась) и забыл что такой проблемы с откручиванием. При закусывании диска и затягивании. Можно просто хорошей зажигалкой нагреть гайку или факелком из свернутой газеты, растопить полиэтилен и как по маслу открутить даже руками (лучше в перчатках - горячая!)

Углошлифовальная машина – универсальный электроинструмент. С ее помощью можно резать стальные профили и древесину, обрабатывать бетон и камни, производить шлифовальные и обдирочные работы, затачивать ножовки. И для каждой операции предусмотрен определенный круг. Например, тонким отрезным кругом для болгарки нельзя шлифовать поверхности – он быстро сломается. Как правильно ставить диск на болгарку при стачивании и поломке круга или переходе на другой вид работы?

Согласно руководству по эксплуатации замену диска на болгарке нужно производить следующим образом.

  1. Выдернуть кабель электроинструмента из розетки.
  2. Нажать на кнопку фиксации вращения шпинделя.
  3. Удерживая кнопку стопора болгарки, с помощью рожкового ключа открутить фланцевую гайку. Проворачивать ключ для УШМ нужно по направлению вращения диска. Если сложно одной рукой нажимать на кнопку, а второй работать ключом, попросите кого-нибудь из близких вам помочь.
  4. Снять с вала шпинделя старый диск.
  5. Установить новый диск.
  6. Закрепить его гайкой вручную или с помощью все того же универсального ключа. В этот момент второй рукой нужно удерживать стопор. Сильно затягивать гайку не следует.
  7. Включить болгарку в сеть секунд на 30 на максимальных оборотах. Если диск вращается свободно, без биений, не задевая защитный кожух, можно приступать к работе.

В комплект поставки УШМ должен входить рожковый ключ. К дешевым болгаркам часто идет ключ плохого качества. Он может быстро сломаться (впрочем, такое происходит и с инструментами ведущих производителей). В конце концов, ключ можно просто потерять. Как правильно установить диск на болгарку в этом случае, не имея под рукой подходящего инструмента?

Самый надежный способ – просто купить новый ключ. Можно взять стандартный, под определенный фланец для УШМ, или раздвижной, с возможностью регулировки губок. Но ключи для болгарок продаются не во всех строительных магазинах, и найти нужный инструмент бывает непросто. Предлагаем вашему вниманию несколько хитростей, с помощью которых вы смените диск на болгарке без универсального ключа и сэкономите нервы и деньги.

Как поменять диск на болгарке без ключа?

Способ 1. Воспользоваться газовым ключом. Разводным ключом для труб обхватить гайку и осторожно ее открутить, не прикладывая больших усилий. Недостаток: можно смять гайку, сломать фиксатор вращения.

Способ 2. Изготовить для болгарки самодельный ключ. Для этого понадобится длинный гвоздь (не менее 100 мм). Нужно спилить шляпку, острие и придать гвоздю П-образную форму. Согнуть его следует таким образом, чтобы стойки «инструмента» попали в отверстия фланца. Если гайка закручена плотно, между стойками гвоздя вставить любой металлический пруток и, взявшись за него обеими руками, вращать конструкцию по направлению движения круга. В это время нужно нажать и удерживать кнопку фиксатора шпинделя. Способ безопасный, но требует времени и дополнительных инструментов – ножовки, тисков, молотка.

Способ 3. Простукивание зубилом. Перед сменой диска можно обработать шпиндельный вал жидкостью WD-40 и подождать не менее 15 минут. Затем поставить острие тонкого зубила под наклоном к отверстию фланцевой гайки и аккуратно простучать по всей поверхности отверстия слесарным молотком. Рано или поздно, благодаря несильным простукиваниям, гайка стронется, и открутить ее можно будет вручную. Недостаток способа состоит в том, что можно повредить отверстия и испортить фланец.

Способ 4. Нагреть гайку. Если сложно открутить гайку УШМ руками, можно немного ее нагреть газовой горелкой или автогеном. Раскручивать фланец нужно в перчатках, чтобы не обжечься. Это самый рискованный из предложенных способов. Можно перегреть подшипники и масло в редукторе угловой шлифовальной машины.

Напоследок хочется упомянуть несколько важных моментов, касающихся замены диска на болгарке.


Главное, при смене диска на болгарке не нарушайте технику безопасности и все манипуляции совершайте с выключенным из сети инструментом.


Довольно частая проблема у тех кто пользуется болгаркой УШМ, сломался отрезной диск и намертво зажало прижимную гайку. И самое интересное, что открутить гайку порой практически не возможно ни специальным ключом УШМ, ни газовым, ни чем-то ещё. А если и удается это сделать, то на это уходят колоссальные усилия и потраченное время. Я покажу вам простой способ как сэкономить ваше время и усилия, чтобы без лишних сложностей открутить эту гайку болгарки.

Простой способ как открутить гайку болгарки УШМ

Чтобы открутить гайку первым делом необходимо разломать под корень остатки сломанного отрезного диска.


Сделать это можно очень просто плоскогубцами. Не забывайте о средствах защиты: очках и перчатках, так как летит различный мелкий оскол.


В итоге должно быть вот что:


Теперь нам необходимо найти кусок металла, который будет по толщине тоньше диска болгарки.


Включаем УШМ и этим куском стачиваем остатки диска между гайками.



После того как все сточилось внутри гайка откручивается не то что ключом, а даже руками.




Вот такой очень простой и очень быстрый способ. К тому же безопасный для подшипников болгарки, так как если гайка не откручивается - большинство людей берут сразу в руку молоток и начинаю пытаться отвинтить гайку постукиваниями.

Что сделать чтобы такого больше не случилось?

Для того, чтобы больше не попадать в данную ситуацию, можно перед тем как зажимать новый диск, подложить пластиковую, бумажную или картонную шайбу под гайку. И в подобном случае гайку можно будет всегда без проблем открутить.



Отрезные камни или диски сейчас не всегда удается найти должного качества и поэтому их разлом становится частой проблемой. Конечно не исключен и человеческий фактор неправильной эксплуатации. Но теперь, если вы попали в подобную историю - вы знаете что делать. До новых встреч!

Угловая шлифовальная машинка (УШМ) или болгарка зарекомендовала себя как очень эффективный инструмент, при помощи которого можно выполнить широкий спектр работ. Однако в ходе ее эксплуатации следует придерживаться техники безопасности, поскольку обороты дисков очень высокие и можно травмироваться. Судя по многочисленным отзывам, с дисками у многих домашних умельцев возникают проблемы, они часто раскалываются, а гайки, которыми они зажимаются, закусывает. Причиной тому может быть человеческий фактор или же просто брак. В итоге использовать такую насадку по прямому назначению нельзя.

Казалось бы, нет ничего сложного в том, чтобы диск заменить новым. Тем не менее на данном этапе мастер сталкивается с проблемой - насадка плотно зажата фиксирующей гайкой, которая не хочет откручиваться. Как снять с болгарки заклинивший диск? Какие для этого используют способы? Какими подручными средствами можно воспользоваться, если штатный ключ утерян? О том, как снять зажатый диск с болгарки, вы узнаете из данной статьи.

В чем причина неисправности?

Прежде чем интересоваться, как снять диск с болгарки, специалисты рекомендуют разобраться в том, почему же на УШМ закусывает гайку. Замечено, что преимущественно эта проблема наблюдается в угловых шлифовальных машинках, у которых значительный размер диска. Большим считается диск свыше 18 см. В ходе эксплуатации образуется крутящий момент. Далее, когда мастер начинает резку, происходит небольшой удар. Иными словами, на диск оказывается силовое воздействие. Если размер насадки не более 12 см, то это воздействие будет незначительным. Если же диск большой, то гайка по инерции затягивается сильнее. В результате привычным способом ее демонтировать не представляется возможным. Подробнее о том, как снять диск с болгарки, рассказано далее.

Первый способ

Как снять диск с болгарки, если он сломан и намертво зажат прижимной гайкой? Конечно, можно попробовать использовать специальный ключ для УШМ или газовый. Однако, судя по отзывам, приложив колоссальные усилия и потратив время, мастер может не получить ожидаемого результата. Демонтировать можно проще и быстрее. Для этого нужно плоскогубцами полностью разломать диск. Ввиду того, что в ходе работы будут разлетаться мелкие осколки, мастеру понадобятся защитные очки (маска) и перчатки.

Затем нужно взять металлическую пластинку, толщина которой меньше чем у диска. При помощи данной пластинки будут стачиваться его остатки. Для этого необходимо включить болгарку, а металлический кусок надежно зажать плоскогубцами. После выполнения этих действий гайку можно будет откручивать даже руками.

Если специальный ключ, который прилагается к УШМ, не утерян, то справиться с задачей будет проще. Тем, кто интересуется, как снять диск с болгарки, специалисты советуют в первую очередь зафиксировать шпиндель. Именно на нем располагается диск и прижимается при помощи фланца. Демонтируется он рожковым ключом. Чтобы это было технически возможным, фланцы оснащают специальными отверстиями, в которые вставляются штыри ключа.

Чтобы зафиксировать шпиндель, нужно нажать на кнопку, которая расположена на корпусе с обратной стороны от диска. Во время работы рожковым ключом фиксатор отпускать нельзя, иначе шпиндель продолжит проворачиваться. Если диск в болгарке крутиться по часовой стрелке, проворачивать рожковый ключ следует против часовой и наоборот. Важно, чтобы фланец поддался и сдвинулся с места. Теперь его можно откручивать полностью и откладывать в сторону. Затем снимается старый диск и заменяется новым.

Как снять без ключа?

Диск болгарки, судя по многочисленным отзывам, можно демонтировать при помощи большого трубного ключа, который в народе чаще называют газовым. Мастеру в первую очередь его нужно развести настолько, чтобы можно было полностью обхватить им фланец. Во время проворачивания газового ключа с зажатым в нем фланцем шпиндель удерживается каким-либо металлическим предметом. По отзывам домашних умельцев, данный способ считается очень действенным. Если он не помог, то гайку специалисты советуют "выстучать" металлическим прутком или тонким зубилом. Шпиндель при этом также фиксируется. Гайка тронется с места, если несильно постукивать по фланцу у самого края. Удары следует выполнять в том направлении, в котором крутится диск. Как утверждают бывалые мастера, данный способ нельзя назвать безопасным. Дело в том, что можно повредить фланец, а именно отверстия, в которые вставляются штыри рожкового ключа.

Демонтаж гвоздем

Удалить поврежденный диск будет нетрудно при помощи ключа, изготовленного из гвоздя. По мнению специалистов, оптимальный его размер не менее 100 мм. Сначала гвоздь нужно выгнуть в П-образную форму. Важно, чтобы расстояние между его концами соответствовало двум отверстиям во фланце. Затем при помощи ножовки из «сотки» нужно аккуратно срезать шляпку и острие. Теперь самодельный ключ можно вставлять во фланец, фиксировать шпиндель и отворачивать крепление. Если так получилось, что гайку затянуло очень сильно, потребуется рычаг побольше. Нужно вставить между двумя вертикальными концами еще одну «сотку».

Что еще можно предпринять?

Если вышеперечисленные способы не подействовали, то гайку придется разогреть газовой горелкой. Под воздействием высокой температуры гайка расширится и начнет проворачиваться. Можно также воспользоваться достаточно варварским методом, а именно распилить гайку ножовкой. Затем придется приобрести новую. Некоторые мастера используют проникающую смазку WD-40. Она используется для обработки резьбовых соединений. Судя по отзывам, уже спустя несколько минут гайку можно будет прокручивать.

В заключение

Несмотря на то, что для решения проблемы с заклинивающей гайкой изобретено немало способов, лучше всего поломку предотвратить. Многие мастера самостоятельно оснащают УШМ шайбами. Для изготовления таких прокладок подойдет картон или жесть.