Формы проведения информационных часов. Этап проведения информационного часа Формы и методы проведения информационных часов

Информационный час – форма просветительской работы среди учащихся, направленная на воспитание гражданской культуры молодежи, формирование ее кругозора, социальной зрелости в условиях политического плюрализма.

Информационные часы целесообразно проводить еженедельно по расписанию учебных занятий. По количеству рассматриваемых тем и глубине обсуждения проблемы информационные часы подразделяются на обзорные и тематические.

Обзорный информационный час – это краткое обозрение основных политических, культурных и спортивных событий, произошедших за определенный отрезок времени в стране и за рубежом. Информирование учащихся предлагается проводить по следующей схеме:

Государственная внешняя политика (стратегические направления международной деятельности, правительственные визиты и прием делегаций, подписание договоров, участие Республики Беларусь в решении международных конфликтов);

Государственная внутренняя политика (новейшие указы, распоряжения, пути решения проблем по различным отраслям, тенденции развития нашего общества, республиканские мероприятия и экономические достижения);

Последние события в мире;

Глобальные экологические проблемы и пути их решения;

Новости науки, культуры, образования, здравоохранения, спорта Республики Беларусь, СНГ и других стран мира.

Этап подготовки предполагает, прежде всего, выбор ведущего и распределение подтем информационного часа между его участниками. Ответственные за освещение каждого направления и ведущий предварительно назначаются куратором или выбираются самими учащимися. В роли ведущего может выступать как сам куратор, так и один из учащихся, лучше - лидер группы, способный с легкостью увлечь сверстников, сфокусировать их внимание на определенной проблеме. Куратор (ведущий) по необходимости участвует в подборе актуального материала, разрабатывает вопросы, конкретизирующие тему, определяет персональные и коллективные задания для учащихся с учетом уровня культуры и индивидуальных особенностей развития учащихся, проводит индивидуальные консультации, уточняет цель и план проведения информационного часа.



Очень важно научить учащихся самостоятельно отбирать нужный материал для информационного часа. Для этого необходимо обратить их внимание на основные критерии отбора информации:

Актуальность;

Объективность;

Значимость;

Достоверность;

Оперативность;

Убедительность.

Учащиеся должны осмотрительно относиться к материалам сомнительного происхождения, односторонней ориентации, националистической и шовинистической направленности.

Огромное значение имеет умение учащихся пользоваться основными источниками информации. К ним относятся:

1. Периодическая печать.

2. Словари и справочники.

3. Телевизионные передачи.

4. Радиопередачи.

5. Интернет.

Для более глубокого обсуждения какой-либо злободневной проблемы целесообразно проведение тематических информационных часов.

Определение темы – один из наиболее важных моментов подготовки тематического информационного часа. Формальный подход к выбору темы, не учитывающий важнейшие требования – актуальность информативного материала. То есть связь его с ведущими проблемами молодежи, государства, мировой общественности, ведет к снижению личной заинтересованности и воспитательного воздействия информационного часа на учащихся. Очень важна в воспитательном отношении такая позиция куратора, при которой педагог не просто предлагает учащимся разработанную им тематику, а обсуждает ее вместе с ними. Итогом коллективного обсуждения становится рассмотренная и одобренная активом учащихся перспективная тематика информационного часа. В результате уже с первого момента подготовки информационного часа учащиеся поставлены в позицию активных его участников.

К тематическому информационному часу заранее разрабатываются вопросы, конкретизирующие тему, подбирается рекомендуемая литература, готовятся наглядные пособия, аудио- и видеосюжеты, по необходимости ведется работа в сети интернет.

Ход информационного часа координирует ведущий или куратор учебной группы. Он сообщает тему, цель информационного часа, обосновывает актуальность обсуждаемой проблемы, устанавливает очередность выступающих.

При проведении инфочаса важно не столько уделять внимание сведениям о том или ином событии, сколько пробуждать к нему интерес, заставлять задуматься, прочитать о проблеме в газете, журнале, книге, активно реагировать на происходящее. С этой целью после каждого сообщения учащегося ведущий предусматривает для группы возможность:

Задать вопросы выступающему;

Дополнить сообщения новыми фактами, примерами;

Обменяться мнениями;

Сформулировать выводы по обсуждаемому вопросу.

После завершения всех выступлений и дискуссий ведущий подводит общий итог информационного часа.

Представляет интерес периодическое проведение обзорного информационного часа со свободным выбором тем (1 раз в 4-6 недель). Тематические направления в таком случае не распределяются, но обязательной является подготовка каждого учащегося по наиболее заинтересовавшему его событию. Цель – выявление проблем, актуальных с точки зрения молодежи; пробуждение творческого поиска при подборе материала, достойного внимания сверстников. Не успевшим выступить предлагается разместить свои материалы с указанием фамилии подготовившего на специально оформленном информационном стенде.

Тематический информационный час может быть организован в форме беседы, в ходе которой учащиеся делают сообщения по отдельным вопросам темы, или в форме дискуссии.

Одна из разновидностей тематического информационного часа – «круглый стол» с присутствием компетентного в проблеме лица и активным вовлечением учащихся в дискуссию. Информация по теме может быть изложена как самим приглашенным гостем, так и лидером учебной группы, способным с легкостью пробудить интерес к событию и создать обстановку раскрепощенного обмена мнениями.

Целесообразно, чтобы круг участников тематического информационного часа не ограничивался рамками одной учебной группы. Встречи с интересными людьми, обсуждение злободневных событий в мире – повод объединить за «круглым столом» несколько групп учащихся, преподавателей-предметников, родителей, администрацию учебного заведения. Принятые за круглым столом решения могут направляться в соответствующие органы и инстанции в форме рекомендаций, отзывов, предложений, благодарностей, требований, концепций.

Деятельностный подход к изучению государственных и политических событий вырабатывает у учащихся чувство сопричастности к происходящему в мире, повышает гражданскую самооценку каждого, помогает молодым людям лучше понять механизмы социально-экономических процессов и побуждает к активным действиям по преобразованию негативных общественных явлений.

Для вырабатывания своей концепции и программы действий по отдельным социально-экономическим направлениям учащимися могут создаваться выборные инициативные комитеты – инфоцентры: экологический, национально-патриотический, правозащитный, по культурным связям и др. Деятельностью таких инфоцентров целесообразно охватывать следующие направления:

1. Приглашение на информационные часы в группах компетентных лиц.

2. Информационно-просветительская работа среди учащихся.

3. Организация общеучилищных мероприятий (правовые консультации; семинары и т.д.).

4. Создание информационных страничек в интернете с целью оповещения о своей деятельности, поиска единомышленников, обмена мнениями, идеями, опытом.

5. Соучастие в программных мероприятиях с курирующими и равнопартнерскими организациями своего профиля, обучение соответствующим видам деятельности на тренингах, семинарах и т.д.

Формы проведения информационных часов:

«Информация +» - одна из наиболее распространенных форм информирования учащихся, пришедшая на смену такой хорошо известной форме, как политинформация. Это ознакомление учащихся с событиями в стране и за рубежом по определенной схеме (внешняя и внутренняя политика Республики Беларусь; тенденции развития России и стран Содружества; события в странах дальнего зарубежья; новости науки, культуры, экологии, здравоохранения, спорта). «+» указывает на то, что помимо изложения материала по теме выступающий предусматривает демонстрацию наглядного материала, комментирует сообщение, обменивается мнениями с группой.

«Информ-дайджест» - еженедельная «пятиминутка» со свободным выбором тем. Каждый учащийся, предварительно проанализировав общественно-политические события за минувшую неделю, знакомит группу с наиболее интересными и значимыми материалами из прессы, информационных радио- и телепередач.

«Спрашивали - отвечаем» - форма обзорного информационного часа по заранее отобранным, наиболее актуальным для ребят проблемам. Предварительно собираются сведения у учащихся о том, какие события современной жизни их заинтересовали более всего. Полученные вопросы распределяются между учащимися в классе, затем подбирается материал и готовятся выступления.

«Встречи с молодежными журналами» - ежемесячный обзорный информационный час по материалам молодежных журналов. Форма проведения – поочередное выступление учащихся с обзором и обсуждением наиболее понравившихся материалов общественно-политического характера, помещенных в журналах «Ровесник», «Смена» и т.д.

«За круглым столом» - форма изучения актуальной социальной проблемы и свободного обмена мнениями по ней. Беседа может быть начата тематическим выступлением ведущего или гостя информационного часа, а также просмотром видеофрагмента по проблеме. После этого учащиеся дополняют сообщения с мест, задают вопросу, организуется коллективный анализ проблемы и активный обмен мнениями. В заключение формулируются выводы по теме (например: «Права молодежи в Беларуси», «Профилактика правонарушений среди молодежи» и др.).

«Политическая дискуссия» - тематический информационный час с целью исследования проблемных и спорных политических вопросов. Участники заранее делятся на группы, имеющие разные или противоположные мнения. Для дискуссии характерны тщательная теоретическая подготовка участников и обстоятельный анализ аргументации противоположной концепции. В результате коллективного творческого мышления учащиеся формируют умение анализировать политическую жизнь, видеть противоречия действительности и находить пути их решения.

«Как это было» - форма тематического информационного часа, анализируя одно из значимых событий по примеру одноименной телепередачи. Большая роль отводится ведущему (куратор или наиболее подготовленный учащийся). Ведущий дает основные исторические и политические справки, представляет гостей и организует диалог. Выступления должны быть краткими (3-5 минут) и посвящены конкретному факту, позволяющему углубить и разнообразить знания слушателей. Рекомендуется использовать видеоматериалы, фотоиллюстрации и т.д.

«Годы и люди» - тематический информационный час, посвященный биографиям, профессиональным достижениям деятелей культуры, политики, экономики у нас в стране и за рубежом.

«Пресс-конференция» - форма информационного часа с элементами ролевой игры. Участники пресс-конференции – «журналисты» и «фотокорреспонденты» - интервьюируют докладчика, выступающего в роли политика, ученого, деятеля искусства и т.д.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЧАС

IV КЛАСС

Человек познает мир не только в активной учебной деятельности, но и во внеклассных мероприятиях. Активное формирование познания учащихся начинается в начальной школе. Одной из форм развития познавательного интереса младших школьников является информационный час .

Информационный час на тему «Как в нашу жизнь пришли газеты и журналы» обусловлен тем, что у детей на данном занятии есть возможность получить и использовать качественную информацию, которая способствует формированию интеллектуальных умений учащихся, определению их интересов и потребностей, развитию способностей.

Данное внеклассное занятие было направлено на ознакомление учащимися со средствами добывания информации, способствовало формированию привычки читать, работать с газетой, журналом.

Активизации познавательной деятельности способствовали: отгадывание загадок, беседы, игра-импровизация, игры «Да», «Нет», «До – скажи словечко», сюжетно-ролевой игры, составлением учащимися устных рассказов, занимательных заданий.

На занятии проводилась профориентационная работа, где познакомила учащихся с профессиями, журналиста, почтальона Целью которой является выработка у учащихся сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в соответствии со своими возможностями, способностями и учётом рынка труда.

ТЕМА «Как в нашу жизнь пришли газеты и журналы»

ЦЕЛЬ: пробудить потребность в познании, чтении газет и журналов, сохранить любознательность и любопытство, выработка у учащихся сознательного отношения к труду, интереса к профессиям.

ЗАДАЧИ:

Ознакомить учащихся с информацией о современных детских газетах и журналах.

Познакомить с внутренним содержанием газет, журналов.

Формирование элементарных представлений об общественной значимости той или иной профессии;

Воспитание уважительного отношения к труду взрослых, бережного отношения к продуктам труда.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Выставка газет прошлого и современных.

Карандаши и фломастеры, бумага.

Газетные и журнальные статьи для чтения.

Текст для чтения об истории появления газет и журналов.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Организационный момент. Мотивационный момент.

Услышав эти строки, вы уже догадались, кто к нам пришел на занятие

Все узнать про то, про это

Помогает нам газета.

В доме все ее читают,

Утром ранним ожидают.

Ждем, когда доставит в дом

Газету местный…(почтальон)

2. Вступительное слово классного руководителя

Ну, конечно, и у нас в гостях …почтальон.

Кто такой почтальон?

Почтальон – это работник почты, доставляющий корреспонденцию (письма, газеты, журналы, извещения на посылки) по адресам.

А что находится в сумке почтальона?

А вот, что находится в сумке нашего почтальона вы ответите, разгадав загадки.

Чтоб узнать про то и это,

В руки мы берем …. (газету)


А что такое газета? Точное определение мы найдем в словаре Ожегова. Газета - печатное периодическое издание, выходящее под постоянным названием и не реже одного раза в месяц.

3. Тема, цели информационного часа

Информационный час мы посвятим таким важным предметам, которые можно встретить без преувеличения в каждом доме. Эти предметы пользуются вниманием президента и рабочего, учителя и врача, военного и инженера. И, поскольку у нас в кабинете несколько столов заняли эти предметы, я прошу вас назвать их. Вы правы, ребята. Это газеты и журналы. Ознакомимся с историей происхождения газет и журналов.

4. Работа над темой

41. Основная часть. Из истории газеты

Первая газета не была похожа на современную. Она больше напоминала письмо, в котором содержались новости.

В V веке до н. э. в городе Риме жил человек, который занимался тем, что писал письма-сообщения и рассылал их людям, которых жили далеко от столицы.

При известном римском императоре Юлии Цезаре возник первый информационный бюллетень, который был посвящен объявлениям правительства и назывался «События дня». Впервые газета появилась в XVI веке. Её основали немецкие банкиры Фаггерсы, которым нужна была информация о происходящих в мире событиях.

В это же время в Италии, в городе Венеции, знаменитом своими каналами, появилась первая городская газета. На больших площадях этого города вывешивались листки бумаги, из которых горожане узнавали о самых важных событиях, происходящих в нем.

Некоторые люди очень хотели взять листки домой, чтобы прочитать их в семейном кругу, вместе с родными и близкими. Однако власти города опасались, что люди возьмут листки почитать и не вернут их обратно. Тогда они решили взимать плату с тех, кто хотел взять газету домой. В качестве оплаты взималась мелкая монета под названием «гадзетте». Отсюда и пошло название газеты как печатного издания.

Первая регулярная газета вышла в Лондоне. Она называлась «Информатор». Это событие произошло в 1663 году.

А как же газета стала издаваться в России? Это произошло благодаря Петру I.


Царь Петр очень много ездил по разным странам и городам Европы и пытался перенести в Россию все то самое лучшее, что он видел в других странах. Увидев в Европе издававшиеся газеты, он решил немедленно сделать газету достоянием России. С 1702 года по его распоряжению стала издаваться газета «Ведомости», в которой печатались распоряжения и указы правительства, а также различные любопытные случаи, которые происходили в стране.


Сейчас в Белоруссии выходит 766 экземпляров газет на 1000 человек. Они выходят в столице - Минске и областных центрах. Есть свои газеты и в маленьких городках, на предприятиях, в институтах и школах.

Почтальон Печкин приготовил вам загадку.

Он красивый, толстый очень.

В нем узнаешь что захочешь.

Я читал, его устал,

А зовут его …. (журнал)

У каждого из нас, взрослых людей, был в детстве любимый журнал. Есть любимый журнал и у вас, ребята. Кому-то он приходит на дом, кто-то покупает его на почте или в магазине. Мы ждем его появления у себя на столе, иногда хочется уединиться и прочитать все то, что приготовили авторы журнала своим читателям.

А откуда они появились?

Послушайте.

– Слово журнал пришло к нам из французского языка, в переводе означает «дневник», «газета». Первым в мире появился «Журнал де саван» (Франция. 1665 г.).

Первым детским журналом в мире стал «Лепцигский еженедельный листок» (1772-1774), издававшийся в Германии.


Впервые в России детские журналы начали издавать в начале 19 века. Первый детский журнал получил название « Детское чтение для сердца и разума», он был приложением к газете « Московские ведомости». В этом журнале были стихи для детей, загадки, описывались явления природы, печатались произведения детских писателей.


4.2. Беседа с учащимися.

А сейчас познакомимся подробнее с содержанием,т.е. с тем, что же находится в каждом журнале, газете. Давайте рассмотрим на примере.

Заметка - небольшое газетное сообщение.

Статья - большое газетное сообщение по какой-либо конкретной теме.

Какую информацию пишут на первой странице, на первой полосе? (важную, самую главную)

что обязательно есть в каждой газете, журнале? (номер, дата выпуска, адрес редакции, постоянные рубрики)

Что стоит под каждой статьей? (фамилия автора)

зачем людям нужны газеты? (сообщают о событиях, рассказывают новости, предлагают познавательную информацию)

А отличаются ли газеты от журналов?

Вы правы, ребята, журнал отличается от газеты.

Вот его основные отличия:

В журнале страниц больше, чем в газете.

Журнал выходит реже, чем газета. Есть газеты, которые выходят каждый день. А журналы чаще чем раз в неделю не выпускают.

Журнал может быть познавательно-развлекательным или посвященным одной теме или направлению: музыкальный, спортивный и т.д. В то же время, как правило, публикуются материалы разной направленности, как в газете.

Журнал может быть ориентирован на людей разного возраста: детский, юношеский, женский.

4.3. Представления о профессиях.

А кто знает – где создают газету? Чтобы ответить на этот вопрос соберите из разбросанных букв правильное слово

ЯРИЕЦДКА (РЕДАКЦИЯ)

Что же такое редакция?

Это группа людей, возглавляемая редактором (главным), которая занимается подготовкой и выпуском издания.

Кто же работает еще, чтобы мы с вами могли читать журналы, газеты?

Игра «До - скажи словечко»

Почерком быстрым исписан весь лист

очерк в газету строчит … (журналист)

А кто такой журналист?

Давайте найдем определение этого слова в словаре Ожегова.

Журналист - человек, который работает в СМИ.

Трудна ли эта профессия как вы думаете?

Действительно, ведь ему нужно найти интересную информацию, порой журналист мучается со словом, не может подобрать более точное, не знает, куда его лучше вставить. Но потом находит его, и его статья играет яркими красками.

Современные же журналы стали более красочными, печатаются на прекрасной бумаге.


Появились детские журналы о путешествиях, о спорте, рукоделии, развлекательно - познавательные с конкурсами, в журналах можно найти друзей по переписке и задать интересующие вас вопросы, взять интервью и попробовать себя в роли журналиста или писателя.

4.4. Знакомство с белорусскими изданиями журналов. Игра-импровизации

Ну и конечно в нашем крае есть свои издания журналов. С некоторыми мы с вами и познакомимся.


И сейчас вы возьмете интервью и попробуете себя в роли журналиста.

(рассказы учащихся)

«Буся» - это развлекательный журнал-раскраска со стихами и рассказами на белорусском языке. Он поможет детям почувствовать наслаждение от белорусского художественного слова и еще больше полюбить нашу родную Беларусь.

«Вясёлка» - это развлекательный журнал. Рассказы, стихи, сказки белорусских писателей для детей. Статьи об истории Беларуси и национальной культуре. Юморески, игры, головоломки. Детское творчество.

Как видите, ребята, прошло очень много времени с тех пор, когда появились первая газета и журнал, но и по сегодняшний день она нужна людям.

5. Подведение итогов. Игра «Да», «Нет»

Давайте теперь подведем итоги нашего информационного часа, поиграв в игру «Да, «Нет»

Первая газета была похожа на письмо? (письмо)

(да)

Название первой газеты При Петре 1первая газета называлась (ведомости)

(да)

Небольшое газетное сообщение. (заметка)

Информацию для газет ищет почтальон? (журналист)

(нет)

Под каждой статьей стоит фамилия автора?

(да)

Газету создают в редакции?

(да)

Слово журнал пришло к нам из французского языка, что означает «дневник».

(да)

Ответьте на вопросы

Что есть в каждом журнале, газете? (номер, дата выпуска, адрес редакции, постоянные рубрики)

Что мы узнаем из них? (сообщают о событиях, рассказывают новости, предлагают познавательную информацию)

Трудна ли работа журналиста?

Кто-нибудь из вас захотел стать журналистом? Почему?

6. Рефлексия . Составление обложки к своему журналу

Представьте, что вы редактор журнала. У каждого тематика своя, кто-то работает в журнале о животных, кто-то о моде и т.д. и вам надо придумать и нарисовать обложку к своему журналу.

Как в нашу жизнь пришли газеты и журналы

Информационно-познавательный час

Все узнать про то, про это

Помогает нам газета.

В доме все ее читают,

Утром ранним ожидают.

Ждем, когда доставит в дом

Газету местный почтальон.

Н. Школьникова

Задачи

1. Ознакомить учащихся с информацией о современных взрослых и детских газетах.

2. Способствовать развитию интереса к чтению газет и журналов, удовлетворению потребности читать и узнавать больше.

3. Стимулировать интеллектуальную и творческую активность, развивать культуру чтения учащихся.

Подготовительная работа

1. Организовать выставку современных газет, которые поступают в школьную библиотеку.

2. Организовать в классе выставку газет и журналов, которые выписывают и читают учащиеся класса.

3. Предложить школьной редколлегии оформить специальный выпуск школьной газеты, где можно поместить информацию о газетах, которые каждый ученик может выписать домой.

4. Подготовить информацию для учащихся об истории появления газет в жизни человека.

5. Подготовка в группах сообщений и новостей в классную газету.

6. Знакомство учащихся класса с газетными публикациями о родных и близких людях одноклассников.

Оборудование

1. Выставка газет прошлого и современных.

2. Карандаши и фломастеры, бумага.

3. Газетные и журнальные статьи для чтения.

4. Текст для чтения об истории появления газет.

Оформление доски

Заметка - небольшое газетное сообщение.

Статья - большое газетное сообщение по какой-либо конкретной теме.

Ход информационного часа

1. Вступительное слово классного руководителя

Уважаемые ребята! Наш информационный час мы посвятим таким важным предметам, которые можно встретить без преувеличения в каждом доме. Эти предметы пользуются вниманием президента и рабочего, учителя и врача, военного и инженера. И, поскольку у нас в кабинете несколько столов заняли эти предметы, я прошу вас назвать их. Вы правы, ребята. Это газеты и журналы.

2. Беседа с учащимися

Кто мне может показать на столе газету, журнал?

Чем отличается газета от журнала?

Для чего людям нужны газеты и журналы?

Какие газеты, журналы для вас выписывают ваши родители?

Какие газеты и журналы читают ваши родители? Можете ли вы вспомнить их названия?

Где можно купить газету или журнал?

Как вы думаете, существуют ли профессиональные газеты?

Можете ли вы определить на нашей выставке газеты и журналы специального и общего назначения?

Как вы думаете, какой предмет в стародавние времена носил

название «гадзетте»? (Ответы учащихся.)

3. Из истории газеты

(На партах учащихся лежат газеты. В это время они слушают рассказ учителя и смотрят презентацию «История газеты на Земле».) Первая газета не была похожа на современную. Она больше напоминала письмо, в котором содержались новости.

В V веке до н. э. в городе Риме жил человек, который занимался тем, что писал письма-сообщения и рассылал их людям, которые жили далеко от столицы.

При известном римском императоре Юлии Цезаре возник первый информационный бюллетень, который был посвящен объявлениям правительства и назывался «События дня». Впервые газета появилась в XVI веке. Ее основали немецкие банкиры Фаггерсы, которым нужна была информация о происходящих в мире событиях.

В это же время в Италии, в городе Венеции, знаменитом своими каналами, появилась первая городская газета. На больших площадях этого города вывешивались листки бумаги, из которых горожане узнавали о самых важных событиях, происходящих в нем.

Некоторые люди очень хотели взять листки домой, чтобы прочитать их в семейном кругу, вместе с родными и близкими. Однако власти города опасались, что люди возьмут листки почитать и не вернут их обратно. Тогда они решили взимать плату с тех, кто хотел взять газету домой. В качестве оплаты взималась мелкая монета под названием «гадзетте». Отсюда и пошло название газеты как печатного издания.

Первая регулярная газета вышла в Лондоне. Она называлась «Информатор». Это событие произошло в 1663 году.

А как же газета стала издаваться в России? Это произошло благодаря Петру I. Царь Петр очень много ездил по разным странам и городам Европы и пытался перенести в Россию все то самое лучшее, что он видел в других странах. Увидев в Европе издававшиеся газеты, он решил немедленно сделать газету достоянием России. С 1702 года по его распоряжению стала издаваться газета «Ведомости», в которой 11счатались распоряжения и указы правительства, а также различные любопытные случаи, которые происходили в стране.

Сейчас в России выходит более 10 000 газет. Они выходят в столице - Москве и областных центрах. Есть свои газеты и в маленьких городках, на предприятиях, в институтах и школах.

Из представленных на выставке газет определите газету, которая издается в стране, и газеты, которые издаются в школе, на предприятии?

Из представленных на выставке газет определите, отличаются ли газеты современные от тех газет, содержание которых описано в рассказе?

Какие статьи, заметки, рубрики вам интересны? (Обратить внимание учащихся на слова, которые выделены на доске.)

Скажите, ребята, а как попадает газета к нам в дом? (Ответы учащихся.)

Вы правы. Газету в наш почтовый ящик опускает почтальон. Но как он узнает, что именно эта газета должна быть в вашем почтовом ящике? Для этого существует квитанция, которую заполняют наши родители на почте, когда хотят выписать вам и себе газету или журнал. Можно газету не выписывать, а покупать в киоске. Многие люди именно так и поступают. Такие киоски называются. (Дети подсказывают.)

Сегодня, ребята, я с большим удовольствием хочу показать вам газеты, рассказывающие о людях, с которыми вы, возможно, встречаетесь в коридорах школы.

Эти люди, чей труд и отношение к делу были отмечены государственными наградами и о которых рассказали в газете, - родственники наших одноклассников.

(Классный руководитель показывает газеты со статьями и зачитывает фрагменты из текстов.)

Как видите, ребята, прошло очень много времени с тех пор, когда появилась первая газета, но и по сегодняшний день она нужна людям. Газета служит для того, чтобы сообщить важные известия, новости о том, что происходит в нашей стране и в мире; рассказать

о людях, которые помогают делать нашу жизнь лучше, добрее, красивее.

Может ли современный человек обойтись без получения информации?

~ Какую интересную информацию вы недавно узнали из газеты? (Учащиеся приводят примеры.)

Какие чувства, на ваш взгляд, испытывает человек, прочитавший хорошую новость в газете или узнавший из газеты о хороших людях?

Каким должен быть человек, который хочет написать в газету о добрых делах, поступках, новостях?

О чем бы вы хотели рассказать, написав в газету класса или школы?

Знаете ли вы, как называется наша школьная газета?

Где расположена редакция школьной газеты?

Где можно взять школьную газету?

Как можно написать в школьную газету?

Пробовали ли вы писать в газету?

А теперь, ребята, мне хотелось бы узнать о том, что бы вы хотели написать в школьную или классную газету. Неделю назад я предложила вам объединиться в группы, для того чтобы написать небольшие сообщения, рассказы, статьи для классной или школьной газеты. Давайте попробуем узнать, что у вас получилось.

Каждая группа получает возможность представить свое сообщение. Все остальные должны внимательно слушать, а потом мы вместе определим, чье сообщение было самым интересным и важным.

Журналы моего детства и детства моих родителей.

(Учащиеся представляют сбои сообщения.)

Спасибо, ребята, за то, что вы хорошо подумали над тем, какие новости из жизни нашего класса можно поместить в школьную и классную газету. Все они интересные, все они рассказывают о том, что мы стремимся быть дружным классом. Давайте попробуем определить, сообщение какой группы было самым интересным.

II. Подведение итогов.


Ценнейшее в жизни качество - вечно юное любопытство, не утоленное годами и возрождающееся каждое утро.

Р. Роллан

Скажи мне - и я это забуду.

Покажи мне - и я, может, запомню это.

Позволь мне сделать - и я это буду знать.

Конфуций

XXI в. - век информации, стремительным потоком обрушивающейся на каждого из нас, хотим мы этого или нет. В XXI в. поток этот движется с еще большей скоростью и отнимает у нас все больше времени. Сориентироваться в этом поистине безбрежном море непросто. Непросто нам, взрослым людям. Еще сложнее детям.

Что из этой информации важно, а что нет, как с ней работать, как оценивать? Вопросов возникает множество. И именно школа должна помочь ответить на эти вопросы, именно ей под силу научить ребенка ориентироваться в мире информации, чтобы открывать для себя мир и суть предметов, явлений, событий и их закономерностей.

Маленький человек появляется на свет. Он познает мир с помощью родных и близких, но ему все больше нравится делать это самому. По мере взросления информационное поле ребенка расширяется, его познавательные устремления становятся более активными.

Иногда родителей это раздражает, они отмахиваются от его вопросов, твердя весьма популярные фразы: подрастешь - узнаешь, рано тебе об этом знать, не твоего ума это дело.

Ребенок подрастает, приходит в школу и ждет, когда же он сможет познать то, что он еще не знает. Войти в этот мир помогают и родители, и воспитатели сообща, но только в том случае, если педагог подходит к проблеме развития познавательной активности, детского интереса и любознательности системно и ответственно.

Важно, чтобы интерес к изучению нового сохранился и в старших классах. Проблема познания, познавательной активности, способы, методы и приемы формирования стремления к познанию, интереса ребенка, его развития и расширения - одна из самых главных и вечных проблем педагогики. Однако в последнее время вопросы развития у ребенка интереса к познанию, познавательной активности рассматриваются однобоко, под углом зрения учебной активности школьника, урочной деятельности.

К сожалению, в 10-11 классах многие школьники довольствуются только тем, что можно узнать из учебника.

Хочу привести пример исследования, проведенного среди учащихся 10-11 классов. Ребятам было предложено ответить на следующие вопросы:

Как часто вы читаете молодежные газеты и журналы?

Выписываете ли вы их?

Какие важные события в вашей стране недавнего времени вас потрясли?

Какие события в мире последнего времени были вам интересны?

Можете ли вы расшифровать следующие аббревиатуры: ООН; НАТО; ВТО?

О чем вам говорят следующие имена: Конфуций; Альберт Швейцер; Генрих Шлиман; Г.К. Жуков?

Эти даты соответствуют событиям, отмеченным в календаре памятных дат страны. Какие это события: 3 сентября; 4 ноября; 12 декабря; 23 февраля; 24 апреля; 24 мая?

В опросе участвовало более 120 учащихся. Ответы старшеклассников говорили сами за себя.

На вопрос о том, регулярно ли читают учащиеся молодежные газеты и журналы, положительно ответили лишь 47 учащихся. Выписывают газету или журнал 43 ученика из числа опрошенных.

Говоря о международных событиях, учащиеся отметили, что они следят за происходящим в Америке. Это в первую очередь предвыборная кампания в США. При расшифровке аббревиатур правильный ответ во всех трех случаях дали только 20 учащихся. ООН правильно расшифровали 35 учащихся, НАТО - 19, ВТО - 10.

При ответе на вопрос о выдающихся людях, которые внесли свой вклад в мировую цивилизацию, правильные ответы распределились следующим образом:

Конфуций — 10 учащихся;

А. Швейцер - 14 учащихся;

Г. Шлиман - 13 учащихся;

Г.К. Жуков - 64 ученика.

Отвечая на вопрос о памятных датах страны, учащиеся смогли точно соотнести дату с праздником только в двух случаях - 23 февраля и 4 ноября.

Возможно, кто-то может сказать, что результаты данного анкетирования не показатель информированности учащихся и уровня информационной культуры современных школьников. С этим можно соглашаться или нет, но ученики, у которых не развит кругозор, которым неинтересен окружающий их мир, вряд ли смогут состояться как профессионалы и как граждане своей страны.

Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся часто и серьезно рассматриваются в педагогической литературе. Этой теме были посвящены многочисленные исследования П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, А.К. Марковой и других исследователей. В большей степени эти исследования посвящены формированию потребности и интереса к познанию в ходе учебной деятельности, однако не менее важно заниматься активизацией познавательной деятельности ребенка не только на уроке, но и во внеурочной деятельности.

Человек познает мир не только в активной учебной деятельности, но и в других видах и формах познания. Интересная познавательная деятельность может не только способствовать накоплению знаний, но и развить интерес и желание постоянно узнавать новое, привычку непрерывно пополнять запас своих знаний. Хорошо организованный взрослыми процесс познания способствует тому, что ребенок не только развивает в себе потребность приобретать знания с помощью взрослого, но и стремится получать знания самостоятельно.

Но иногда сталкиваешься с тем, что методы и приемы, которые использует педагог в своей работе для активизации познания учащихся, надолго отбивают у ребенка охоту узнавать что-то новое, интересное, необычное, развивать свою наблюдательность и интеллект. Такое происходит как на уроке, так и во внеклассной работе. А ведь ни для кого не секрет, что учебные задания познавательного характера, учитывающие возраст детей, их интересы, увлечения, взаимосвязанная с учебной работой интересная внеклассная работа способствуют тому, что учащиеся начинают проявлять познавательную активность в самых различных видах деятельности.

Активное формирование познания учащихся начинается в начальной школе, продолжается на всех этапах взросления школьника, наибольшее развитие имеет в старшей школе.

В младшем школьном возрасте идет процесс впитывания и накопления знаний. В это период знания усваиваются по преимущественному признаку: чем они интереснее, необычнее, образнее, тем больше у детей желания ими обладать.

На среднем этапе обучения формируется привычка добывать информацию, постоянно ею пользоваться, появляется стойкая потребность владения информацией.

На старшей ступени процесс развития информационной культуры школьника становится навыком использования и широкого применения в учебной деятельности.

Информационная культура - это возможность получить и использовать качественную информацию, которая позволит ученику войти в информационное общество и стать его активным членом.

Результативность работы по формированию информационной культуры личности, отдельных социальных групп, общества в целом зависит от эффективности взаимодействия людей и четкого распределения ролей. Применительно к общеобразовательной школе важнейшим становится вопрос о функциях и содержании деятельности учителя, классного руководителя по формированию информационной культуры учащихся.

Неоспоримыми преимуществами учителя в деле информационной подготовки учащихся являются систематический характер воздействия на учащихся, обусловленный регулярностью учебных занятий, знание психолого-педагогических особенностей каждой из возрастных групп учащихся, профессиональное владение широким спектром современных форм и методов обучения, инновационных педагогических технологий. Особого упоминания заслуживает свойство кредитности учителя, под которым в психологии личности понимается компетентность, профессиональная авторитетность.

Вместе с тем высококвалифицированный учитель-предметник не всегда сам владеет предметной областью, связанной с формированием информационной культуры личности и включающей широкий спектр не только профессиональных информационных знаний и умений, но и убеждений. Это и основанное на четкой системе аргументации убеждение в необходимости вступления каждого человека в мир информации, знаний; и представление о многообразии накопленных человечеством информационных ресурсов; и владение алгоритмами информационного поиска.

Для всех членов общества сегодня возрастает необходимость постоянного повышения квалификации, обновления знаний, освоения новых видов деятельности. Признаком информационного общества является утверждение культа знаний.

В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности, перед которой открываются широкие перспективы эффективного использования накопленных человечеством информационных ресурсов. Все более типичным атрибутом не только профессиональной, но и домашней сферы становится персональный компьютер и Интернет.

Отсутствие целостной концепции формирования информационной культуры индивида, а также глобальность задачи подготовки молодого поколения к жизни в информационном обществе придают этой проблеме общегосударственное значение. И в решении поставленной проблемы особое место, безусловно, должны занять общеобразовательные учреждения. Можно загрузиться и перезагрузиться информацией. Однако лишь широкое современное образование позволяет человеку отделить зерна от плевел, толково воспользоваться информацией и превратить ее в знание. Очевидно, что огромную роль приобретает вопрос: что именно мы познаем, что читаем, как выбираем объекты для познания, для чтения из необозримых информационных и документальных массивов. Ведь то, что может узнать и прочитать за свою жизнь человек, ничтожно мало, если бессистемно использовать всю ту информацию, что идет сама в руки, или читать все, случайно попадающееся на глаза, но это может быть очень много, если информация, которую получает человек, интересна, полезна, затрагивает ум, сердце и душу.

Интересную мысль высказал академик С.И. Вавилов, говоря об информации: «...современный человек находится перед Гималаями информации в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка».

Научить ребенка хотеть пользоваться информацией, добывать ту информацию, которая будет влиять на формирование его интеллектуальных качеств, гражданской позиции, миропонимания, возможно только в том случае, если мы поставили перед собой задачу системно влиять на формирование информационной культуры школьника.

Одной из форм просветительской работы среди учащихся, развития познавательного интереса школьников, формирования их информационной, гражданской, нравственно-правовой культуры, кругозора социальной и политической зрелости является информационно-познавательный час.

Главной его особенностью на современном этапе является то, что он должен научить ребенка хотеть знать интересную, полезную и важную информацию, при этом влияя на его культуру восприятия информации.

В недалеком прошлом информационный час именовался политической информацией. В определенный период времени чиновники в образовательной сфере поспешили выбросить информационный час из воспитательной работы классного руководителя, посчитав его ненужным в наше время. Однако это совершенно неверно, и в последнее время многие школы и регионы уделяют большое внимание не только формированию политической культуры учащихся, но и их всестороннему образованию для того, чтобы они выросли небезразличными к тому, что происходит вокруг, и готовыми узнать и сохранить то, что было до них.

Главное назначение информационно-познавательного часа - формирование сопричастности к событиям и явлениям общественно-политической жизни своей страны, своего города, района, мира.

Информационно-познавательный час помогает учащимся применить знания, полученные на уроках истории и граждановедения, разобраться в сложнейших проблемах современности, адекватно реагировать на происходящее в стране и мире. Помимо этого, информационно-познавательный час и подготовка к нему могут расширить кругозор учащихся, увлечь их своей проблематикой, развивать исследовательские и творческие умения.

Информационно-познавательный час сегодня - это возможность дать учащимся такую информацию, которая будет им интересна, сможет пробудить в них потребность в познании, чтении хорошей литературы, газет и журналов, сохранить любознательность и любопытство, которое зачастую теряется по мере взросления ребенка.

Информационно-познавательный час способствует формированию пытливости ума школьника, исследовательских умений, учит сравнивать и обобщать, анализировать информацию.

Для того чтобы классному руководителю было легче ориентироваться в организации и проведении информационно-познавательного часа, необходимо знать методику его подготовки и проведения.

Информационно-познавательные часы подразделяются на обзорные и тематические.

Обзорный информационный час - это краткий обзор основных политических, культурных и спортивных событий, произошедших за определенный отрезок времени в стране и за рубежом.

Информирование учащихся рекомендуется проводить по следующей схеме: государственная внутренняя политика, государственная внешняя политика, новости из России и стран Содружества, события в мире, глобальные экологические проблемы и пути их решения, новости науки, культуры, образования, здравоохранения, спорта, информация, связанная с историей тех или иных событий, биографиями исторических личностей, деятелей общественной жизни, науки и культуры.

Этап подготовки обзорного информационно-познавательного часа предполагает выбор ведущего или нескольких ведущих, распределение подтем информационно-познавательного часа между его участниками. Ответственные за освещение каждого направления и ведущие предварительно назначаются классным руководителем или выбираются самими ребятами.

В роли ведущего может выступать как сам классный руководитель, так и один из учащихся, это может быть лидер класса, группы, способный с легкостью увлечь сверстников, сфокусировать их внимание на определенной проблеме, или ученик, которому интересна обсуждаемая проблема.

Классный руководитель по необходимости участвует в подборе актуального материала, разрабатывает вопросы, конкретизирующие тему, определяет персональные и коллективные задания для учащихся с учетом уровня культуры и индивидуальных особенностей развития ребят, проводит индивидуальные консультации, уточняет цель и план проведения обзорного информационно- познавательного часа.

Очень важно научить ребят самостоятельно отбирать нужный материал. Для этого необходимо обратить их внимание на основные критерии отбора информации:

Актуальность;

Объективность;

Значимость;

Достоверность;

Оперативность;

Убедительность.

Огромное значение имеет умение учащихся пользоваться основными источниками информации .

К ним относятся:

Периодическая печать;

Словари и справочники;

Художественная литература;

Телевизионные передачи;

Радиопередачи;

Интернет.

Этапы проведения обзорного информационно-познавательного часа.

Ход информационно-познавательного часа координирует ведущий или классный руководитель, могут помочь в этом и ребята-старшеклассники, члены информационно-аналитической группы учебного заведения. Они сообщают тематику, цель информационного часа, обосновывают актуальность обсуждаемой проблемы, устанавливают очередность выступающих.

При проведении информационно-познавательного часа важно не столько уделять внимание сведениям о том или ином событии, сколько пробуждать к нему интерес, заставлять задуматься, прочитать о проблеме в газете, журнале, книге, активно реагировать на происходящее.

С этой целью после каждого сообщения учащегося ведущий предусматривает для группы возможность:

Задать вопросы выступающему;

Дополнить сообщения новыми фактами, примерами;

Обменяться мнениями;

Сформулировать выводы по обсуждаемому вопросу.

После завершения всех выступлений и дискуссий ведущий

подводит общий итог информационно-познавательного часа.

Для более глубокого обсуждения какой-либо злободневной, интересной, актуальной, связанной с определенными датами в жизни общества проблемы целесообразно проведение тематических информационно-познавательных часов.

Этапы подготовки тематического информационного часа

1. Определение темы - один из наиболее важных моментов подготовки тематического информационного часа. Очень важна в воспитательном отношении такая позиция классного руководителя, при которой педагог не просто предлагает учащимся разработанную им тематику, а обсуждает ее вместе с ними.

2. Коллективное обсуждение , итогом которого становится рассмотренная и одобренная активом учащихся перспективная тематика информационно-познавательных часов. В результате уже с первого момента подготовки информационного часа учащиеся поставлены в позицию активных его участников.

К тематическому информационному часу заранее разрабатываются вопросы, конкретизирующие тему, подбирается рекомендуемая литература, готовятся наглядные пособия, аудио- и видеосюжеты, ведется работа в Интернете.

3. Подведение итогов обсуждения по теме.

Формы проведения информационно-познавательного часа

Тематический информационно-познавательный час может проводиться в различной форме. Он может быть организован в форме беседы, в ходе которой учащиеся делают сообщения по отдельным вопросам темы, в форме дискуссии, в форме КВН или другой форме, которая подходит к обсуждению данной темы.

Значительно повышают интерес к освещаемой на тематическом информационном часе проблеме и собственные видеосюжеты ребят: «корреспондент» в присутствии «оператора» с видеокамерой проводит тематический блицопрос в многолюдном месте своего учебного заведения (в холле, столовой, актовом зале).

Одна из наиболее популярных форм проведения тематического информационного часа - это круглый стол с участием компетентного лица и активным вовлечением учащихся в дискуссию. Проблема для освещения на тематическом информационном часе может быть продиктована последними событиями в мире или предложена самими учащимися. Темы для круглого стола могут быть самыми разными:

Правовой ликбез;

Проблемы современного мира: сегодня, завтра, всегда;

Международный терроризм: где же выход?

Альтернативная служба в армии: за и против;

Экология: в поисках пути выживания и др.

Целесообразно, чтобы круг участников тематического информационного часа не ограничивался рамками класса, учебной группы. Встречи с интересными людьми, обсуждение злободневных событий в мире - повод объединить за круглым столом несколько классов, групп, учителей-предметников, родителей, администрацию учебного заведения.

Информационный вестник - это ознакомление в форме устного журнала учащихся с событиями в стране и за рубежом по определенной схеме:

Внутренняя и внешняя политика страны;

Тенденции развития России и стран Содружества;

События в странах дальнего зарубежья;

Новости науки, культуры, экологии, здравоохранения, спорта.

В ходе изложения выступающий предусматривает демонстрацию наглядного материала, комментирует сообщение, обменивается мнениями с классом, группой.

Информ-дайджест — еженедельная пятиминутка со свободным выбором тем. Каждый из учащихся, предварительно проанализировав общественно-политические события за минувшую неделю, знакомит класс, группу с наиболее интересными и значимыми материалами из прессы, информационных радио- и телепередач.

Вы спрашивали - мы отвечаем - форма обзорного информационного часа по заранее отобранным, наиболее актуальным для ребят проблемам.

Предварительно собираются сведения у школьников о том, какие события современной жизни, интересные факты их более всего интересуют. На основании опроса учащиеся готовят вопросы, заранее определив, кто на них будет отвечать.

Встречи с молодежными журналами - ежемесячный обзорный информационный час по материалам молодежных журналов.

Форма проведения - поочередное выступление учащихся с обзором и обсуждением наиболее понравившихся материалов общественно-политического характера, помещенных в современных молодежных журналах.

Политическая дискуссия — тематический информационный час с целью исследования проблемных и спорных политических вопросов: «Альтернативная служба в армии», «Международный терроризм: где же выход?», «Толерантность: за и против».

Участники заранее делятся на группы, имеющие разные или противоположные мнения. Для дискуссии характерны тщательная теоретическая подготовка участников и обстоятельный анализ аргументации противоположной концепции.

В результате коллективного творческого мышления учащиеся формируют умения анализировать политическую жизнь, видеть противоречия действительности и находить пути их решения.

Как это было - форма тематического информационного часа, анализирующего одно из значимых событий по примеру одноименной телепередачи. Большая роль отводится ведущему. Он дает основные исторические и политические справки, представляет гостей и организует диалог.

Выступления должны быть краткими (3-5 мин) и посвящены конкретному факту, позволяющему углубить и разнообразить знания слушателей. Рекомендуется использование видеоматериалов, фотоиллюстраций и т. п.

Годы и люди - тематический информационный час, посвященный биографиям, профессиональным достижениям деятелей культуры, политики, экономики у нас в стране и за рубежом.

Пресс-конференция - форма информационного часа с элементами ролевой игры. Участники пресс-конференции - «журналисты» и «фотокорреспонденты» - интервьюируют докладчика, выступающего в роли политика, ученого, деятеля искусства и т. д.

Фотокамера смотрит в мир - информационный час в форме поочередной демонстрации всеми учащимися фотографий из газет и журналов с кратким комментарием важнейших событий. После окончания мероприятия фотографии прикрепляются на доску (стенд), в соответствующий раздел. Таким образом, смонтированный обзор событий остается на 3-4 дня для всеобщего обозрения.

Правила проведения информационного часа.

Информационный час:

1) не должен быть продолжительным по времени;

2) должен быть ярким и занимательным, он не должен быть монологом и наставлением учителя;

3) готовится и проводится с участием детей, проявляющих собственную инициативу и желание подать информацию необычно и интересно для своих одноклассников;

4) должен развивать интеллектуальные и коммуникативные умения учащихся: рассуждать, делать выводы, защищать свое мнение, высказывать его;

5) необходим для развития словарного запаса учащихся, пополнения энциклопедических знаний школьников;

6) должен проводиться регулярно;

7) не должен оставлять учащихся равнодушными, безразличными к тому, что происходит в мире и в стране.

В ходе информационного часа могут быть использованы такие виды работы с учащимися, как:

Чтение газетных сообщений;

Комментированное чтение газетных и журнальных материалов;

Пересказ событий в стране и мире с использованием газетных текстов;

Организация и проведение информационных часов в учреждениях образования РБ

Основные источники информации.

периодическая печать

словари и справочники.

телевизионные передачи.

радиопередачи.

сеть Интернет.

Учитель сообщает тематику, цель информационного часа, обосновывает актуальность обсуждаемой проблемы, устанавливает очередность выступающих.

Организация и проведение информационных часов в учреждениях образования РБ

План

1. Цели и задачи проведения информационных часов в учреждениях образования РБ.

2. Типология информационных часов.

2.1. Формы проведения обзорных информационных часов.

2.2. Формы проведения тематических информационных часов.

3. Организация информационного часа.

4. Актуальность подачи материалов.

5. Источники информации.

Цели и задачи проведения информационных часов в учреждениях образования РБ

Информационный час - форма просветительской работы среди учащихся, направленной на:

Воспитание гражданской, нравственно-правовой, информационной культуры молодежи,

Формирование ее кругозора, социальной и политической зрелости.

Основные задачи проведения информационных часов в учреждениях образования:

Помочь учащимся сориентироваться в потоке событий,

Выработать свою активную гражданскую позицию,

Почувствовать собственную социальную значимость,

Осознанно участвовать в общественно-культурной жизни учебного заведения, города, республики,

Отстаивать личные интересы с учетом собственной социальной безопасности.

Информационные часы целесообразно проводить еженедельно в соответствии с расписанием. Представляет интерес периодическое проведение обзорного информационного часа со свободным выбором тем (1 раз в месяц).

Типология информационных часов

По количеству рассматриваемых тем и глубине обсуждения проблемы информационные часы подразделяются на обзорные и тематические.

Обзорный информационный час - это краткий обзор основных политических, культурных и спортивных событий, произошедших за определенный отрезок времени в стране и за рубежом.

Формы проведения информационных часов

"Информация +" - одна из наиболее распространенных форм информирования учащихся и предполагает ознакомление учащихся с событиями в стране и за рубежом по определенной схеме "+" указывает на то, что помимо изложения материала по теме выступающий предусматривает демонстрацию наглядного материала, комментирует сообщение, обменивается мнениями с классом, группой.

"Информ-дайджест" - еженедельная "пятиминутка" со свободным выбором тем. Каждый из учащихся, предварительно проанализировав общественно-политические события за минувшую неделю, знакомит класс, группу с наиболее интересными и значимыми материалами из прессы, информационных радио- и телепередач.

"Спрашивали - отвечаем" - форма обзорного информационного часа по заранее отобранным, наиболее актуальным для ребят проблемам. Предварительно собираются сведения у учащихся о том, какие события современной жизни их заинтересовали более всего. Полученные вопросы распределяются между учащимися в классе, группе, затем подбирается материал, и готовятся выступления.

"Встречи с молодежными журналами" - ежемесячный обзорный информационный час по материалам молодежных журналов. Форма проведения - поочередное выступление учащихся с обзором и обсуждением наиболее понравившихся материалов общественно-политического характера, помещенных в журналах "Юность", "Ровесник", "Смена" и др.

"Фотокамера смотрит в мир" - информационный час в форме поочередной демонстрации всеми учащимися фотографий из газет и журналов с кратким комментарием важнейших событий. После окончания мероприятия фотографии прикрепляются в соответствующий раздел на доску (стенд). Таким образом, смонтированный обзор событий остается на 3 - 4 дня для всеобщего обозрения.

Формы проведения тематических информационных часов

"Беседа "за круглым столом" - форма изучения актуальной социальной проблемы и свободного обмена мнениями по ней. Беседа может быть начата тематическим выступлением ведущего или гостя информационного часа (историком, юристом, экологом, депутатом), а также просмотром видеофрагмента по проблеме. После этого учащиеся дополняют сообщение с мест, задают вопросы, организуется коллективный анализ проблемы и активный обмен мнениями. В заключение формулируются выводы по теме (например: "Права молодежи в Беларуси", "Чернобыль: вчера, сегодня, завтра", "Профилактика правонарушений среди учащейся молодежи" и др.).

"Политическая дискуссия" - тематический информационный час с целью исследования проблемных и спорных политических вопросов ("Альтернативная служба в армии", "Международный терроризм: где же выход?", "Нужен ли нам союз с Россией?"). Участники заранее делятся на группы, имеющие разные или противоположные мнения. Для дискуссии характерны тщательная теоретическая подготовка участников и обстоятельный анализ аргументации противоположной концепции. В результате коллективного творческого мышления учащиеся формируют умение анализировать политическую жизнь, видеть противоречия действительности и находить пути их решения.

"Как это было" - форма тематического информационного часа, анализирующая одно из значимых событий по примеру одноименной телепередачи. Большая роль отводится ведущему (классный руководитель, куратор или наиболее подготовленный учащийся). Ведущий дает основные исторические и политические справки, представляет гостей и организует диалог. Выступления должны быть краткими (3 - 5 мин) и посвящены конкретному факту, позволяющему углубить и разнообразить знания слушателей. Рекомендуется использование видеоматериалов, фотоиллюстраций и т.п.

"Годы и люди" - тематический информационный час, посвященный биографиям, профессиональным достижениям деятелей культуры, политики, экономики у нас в стране и за рубежом.

"Пресс-конференция" - форма информационного часа с элементами ролевой игры. Участники пресс-конференции - "журналисты" и "фотокорреспонденты" - интервьюируют докладчика, выступающего в роли политика, ученого, деятеля искусства и т.д.

Организация информационного часа

Организация информационного часа включает этап подготовки и этап проведения .

Этап подготовки предполагает, прежде всего, выбор ведущего и распределение подтем информационного часа между его участниками. Ответственные за освещение каждого направления и ведущий предварительно назначаются классным руководителем или выбираются самими ребятами. В роли ведущего может выступать как сам классный руководитель, так и один из учащихся, лучше - лидер класса, группы, способный с легкостью увлечь сверстников, сфокусировать их внимание на определенной проблеме. Классный руководитель по необходимости участвует в подборе актуального материала, разрабатывает вопросы, конкретизирующие тему, определяет персональные и коллективные задания для учащихся с учетом уровня культуры и индивидуальных особенностей развития ребят, проводит индивидуальные консультации, уточняет цель и план проведения информационного часа.

Очень важно научить учащихся самостоятельно отбирать нужный материал для информационного часа. Для этого необходимо обратить их внимание на основные критерии отбора информации: актуальность, объективность, значимость, достоверность, оперативность, убедительность. Учащихся необходимо научить осмотрительно, относиться к материалам сомнительного происхождения, тенденциозности, односторонней ориентации, националистической и шовинистической направленности.

Этап проведения . Ход информационного часа координирует ведущий или классный руководитель. Он сообщает тематику, цель информационного часа, обосновывает актуальность обсуждаемой проблемы, устанавливает очередность выступающих.

После каждого сообщения учащегося ведущий предусматривает для группы возможность:

Задать вопросы выступающему;

Дополнить сообщения новыми фактами, примерами;

Обменяться мнениями;

Сформулировать выводы по обсуждаемому вопросу.

После завершения всех выступлений и дискуссий ведущий подводит общий итог информационного часа.

При проведении обзорных информационных часов тематические направления не распределяются, но обязательной является подготовка каждого учащегося по наиболее заинтересовавшему его событию. Цель - выявление проблем, актуальных с точки зрения учащейся молодежи; пробуждение творческого поиска при подборе материала, достойного внимания сверстников. Не успевшим выступить (ведь готовились-то все) предлагается разместить свои материалы с указанием фамилии подготовившего на специально оформленном информационном стенде.

Для более глубокого обсуждения какой-либо злободневной проблемы целесообразно проведение тематических информационных часов.

Этап подготовки. Определение темы - один из наиболее важных моментов подготовки тематического информационного часа. Формальный подход к выбору темы, не учитывающий важнейшие требования - актуальность информативного материала, т.е. связь его с ведущими проблемами молодежи, государства, мировой общественности, ведет к снижению личной заинтересованности и воспитательного воздействия информационного часа на учащихся. Очень важна в воспитательном отношении такая позиция классного руководителя при которой педагог не просто предлагает учащимся разработанную им тематику, а обсуждает ее вместе с ними. Итогом коллективного обсуждения становится рассмотренная и одобренная активом учащихся перспективная тематика информационного часа. В результате уже с первого момента подготовки информационного часа учащиеся поставлены в позицию активных его участников.

К тематическому информационному часу заранее разрабатываются вопросы, конкретизирующие тему, подбирается рекомендуемая литература, готовятся наглядные пособия, аудио- и видеосюжеты, по необходимости (и по возможности) ведется работа в Интернете.

Этап проведения. Тематический информационный час может быть организован в форме беседы, в ходе которой учащиеся делают сообщения по отдельным вопросам темы, или в форме дискуссии.

Значительно повышают интерес к освещаемой на тематическом информационном часе проблеме и собственные видеосюжеты ребят: "корреспондент" в присутствии "оператора" с видеокамерой проводит тематический блиц-опрос в многолюдном месте своего учебного заведения (в холле, столовой, актовом зале). Вопросы готовятся заранее (например: "Как Вы относитесь к альтернативной службе в армии?", "Что бы Вы предпочли для себя (своего сына)?" и т.п.), а респондентами могут являться как учащиеся, так и администрация учебного заведения, родители, случайные посетители. Сколько эмоций вызывает у ребят последующий видеопросмотр калейдоскопа мнений со знакомыми лицами на экране! А ведь это не просто игра - невольно приходится вникнуть в проблему, согласиться или поспорить с высказанным мнением. Подобное начало информационного часа, привлекая внимание учащихся к обсуждаемой теме, является благодатной почвой для последующего всестороннего исследования поставленной проблемы, побуждает к поиску и аргументированию собственного мнения.

Одна из разновидностей тематического информационного часа - "круглый стол" с присутствием компетентного лица по проблеме и активным вовлечением учащихся в дискуссию. Информация по теме может быть изложена как самим гостем (историком, юристом, экологом, депутатом), так и лидером класса, учебной группы, способным с легкостью пробудить интерес к событию и создать обстановку раскрепощенного обмена мнениями.

Проблема для освещения на тематическом информационном часе может быть продиктована последними событиями в мире или предложена самими учащимися:

Правовой "ликбез";

Чернобыль: вчера, сегодня, завтра;

Международный терроризм: где же выход?

Альтернативная служба в армии: "за" и "против";

Экология: в поисках пути выживания

Актуальность подачи материалов

Значимость освещения информации определяется в следующем представленном порядке:

1) государственная внутренняя политика (новейшие указы, распоряжения, пути решения проблем по различным отраслям, тенденции развития нашего общества, республиканские мероприятия и экономические достижения);

2) государственная внешняя политика (стратегические направления международной деятельности, правительственные визиты и прием делегаций, подписание договоров, участие Республики Беларусь в решении международных конфликтов);

3) новости из России и стран Содружества (реализация основных направлений государственной политики);

4) события в мире;

5) глобальные экологические проблемы и пути их решения;

6) новости науки, культуры, образования, здравоохранения, спорта.

Источники информации

1) Периодическая печать. В первую очередь это государственные издания и главная государственная газета "Советская Белоруссия». Для придания яркости и динамизма выступлению по материалам из периодической печати рекомендуется предусмотреть использование фотоиллюстраций и рисунков из журналов, газет, альбомов, сатирических стихотворений, памфлетов, различных таблиц, схем, диаграмм, которые по необходимости могут воспроизводиться на доске;

2) Словари и справочники . Политический, экономический, юридический, философский словари, справочники "Страны мира", "Зарубежные молодежные организации" Отдельная информация из словарей и справочников может размещаться и периодически обновляться на специально оформленных стендах (например, "Время, события, люди", "Планета") под рубрикой "Твой политический словарь".

3) Телевизионные передачи .

Документальные и хроникальные фильмы,

Информационно-аналитические передачи,

Ток-шоу,

Интервью.

Понятие «политически образованная личность» включает умение ориентироваться в текущих политических событиях. Наиболее оперативно это позволяет сделать систематическое просматривание информационных и аналитических телепрограмм. Для граждан Беларуси особенный интерес представляют такие телепрограммы как "Панорама", "Наши новости", Рекомендуется использовать и коллективный просмотр видеосюжетов.

4) Радиопередачи .

Радиоинтервью,

Сводки новостей,

Радиокомментарии компетентных лиц

5) Сеть Интернет